Производная основа это

Производящая и производная основы

Для словообразования важно выяснить, от какого слова непосредственно образовано данное. Зачастую важно решить, какая из двух основ производящая. а какое слово – вторично. Поэтому необходимо установить направление производности.
В научной и учебной литературе существует несколько терминов, которые обозначают производящую и производную основы.
базовое и выводимое слово;
мотивирующее и мотивируемое слова;
производящая и производная основа.
Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Существуют определенные правила, которые помогают установить направление производности. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:
производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);
производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой ;
при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);
независимо от формальной сложности в словообразовании мотивирующим является то слова, значение которого соответствует категориальному значению части речи. Особенно это правило актуально применительно к словам, образованным с помощью нулевых аффиксов: сухой – сушь (категориальное значение имени существительного – предмет или явление, а слово сушь обозначает признак);
слова, стилистически отмеченные, являются производными, они не могут быть производящими: интимный – интим, нейтральный – нейтрал ;
в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть ;
в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться .

40. Способы словообразования в русском языке

В языках мира существует несколько способов словообразования. Среди них выделяются следующие:

1) морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Данный способ включает в себяприставочный, суффиксальный, приставочно — суффиксалъный, бессуффиксный, сложение;

2) лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем расщепления старого на два или болееомонима: «боксер» — порода собаки и «боксер» — спортсмен по боксу;

3) морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;

4) лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час вечнозеленый, сейчас.

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда — навсегда, сквозь позавчера, насквозь, вчера — позавчера.

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать — отливка, ткач — ткацкий.

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

Этотспособ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

41 . Исторические изменения в морфемной структуре слов

Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе развития языка в нем могли происходить изменения.

Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой. в нем выделялся когда-то суффикс -ын’-(а). Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем — корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы — корень и окончание: простын’-а. Следовательно, морфемная структура слова стала проще. И вот это явление — слияние двух морфем в одну, т. е. сокращение количества морфем в слове,— называется опрощением. Другой пример опрощения — слово сметана .

Но в языке можно найти примеры прямо противоположного явления. Оно называется усложнением морфемной структуры слова. В результате усложнения одна морфема начинает делиться на две. Примером могут служить словазонтик и фляжка. Оба эти слова — заимствованные, одно из голландского языка (zonnedek), другое из польского(flaszka). следовательно, ни в том, ни в другом первоначально не было суффикса. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные и к ним были образованы слова зонт и фляга .

Наконец, третий тип изменения морфемной структуры слова — это переразложение . Количество морфем остается тем же, но изменяется граница между морфемами: от одной из морфем один или несколько звуков отходят к другой морфеме. Например: в древнерусском языке были приставки вън-, съи- и соответствующие им предлоги вън, кън, сън. Если корень слова начинался с согласного звука, употреблялись приставки въ- и съ-, например: въ-брати, съ-брати, но если корень начинался с гласного звука, то использовался вариант приставки, оканчивающийся на -н- . например: вън-имати, сън-имати (ср. просторечный глагол имать ‘хватать; брать’). Таким же образом распределялось употребление предлогов перед местоимениями: къ тому, въ томъ, съ тэмъ, но кън ему, вън емъ, сън имъ. Позже согласный н отошел к корню. Так, сейчас мы выделяем морфемы с-ним-а-ть; в-ним-а-ть. Корень ним- по аналогии с этими словами появился и в тех однокоренных глаголах, где в древнерусском языке его в таком виде не было: при-ним-а-ть (др.-рус. при-им-а-ти); за-ним-а-ть (др.-рус за-им-а-ти). Подобного происхождения и сочетания предлогов с формами местоимений в нем, к нему, с ним, ср. здороваюсь с ним. но доволен им .

42. Грамматика как наука, есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Морфология (греч. «морфе» — форма, «логос» — наука) — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Морфология тесно связанна с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.

Орфография (греч. «орфо» — правильный, «графо» — пишу) или правописание — раздел науки о языке, в котором излагается система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносов слов.

Орфограмма (греч. «орфо» — правильный, «грамма» — буква знак) — написание в слове, которое соответствует орфографическому правилу

Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

Орфоэпия — область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения.

Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами)

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Синтаксис — раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Словосочетание — единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Предложение — одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

43 . Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры):

1. грамматические значения не универсальны, менее многочисленны, образуют замкнутый, более чётко структурированный класс.

2. грамматические значения, в отличие от лексических, выражаются в обязательном, «принудительном» порядке. Например, говорящий по-русски не может «уклониться» от выражения категории числа глагола, говорящий по-английски — от категории определённости существительного и т. д. В то же время, например, в японском языке категория числа не является грамматической, так как выражается факультативно по желанию говорящего. Представление об обязательности грамматических значений восходит к работам Ф. Боаса и Р. О. Якобсона. Согласно неформальному определению, данному А. А. Зализняком, грамматические значения — это такие значения, «выражение которых обязательно для всех словоформ данного класса лексем» («Русское именное словоизменение», 1967)

3. лексические и грамматические значения различаются с точки зрения способов и средств их формального выражения.

4. грамматические значения могут не иметь полного соответствия во внеязыковой сфере (так, категории числа, времени обычно так или иначе соответствуют реальности, в то время как женский род существительного табуретка и мужской род существительного стул мотивированы лишь их окончаниями).

44-45. способы выраженияграмматических значений. Способы образования форм слова.

Синтетический способ. Выражение значений в самом слове. Сюда входят;

а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д.Делать — сделать, писать — написать и т. п. Оправдать — оправдывать, разменять — разменивать и т. п.;

б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть — запирать, умереть — умирать, набирать — набрать и т. п.;

в) ударение. Насыпать — насыпать, разрезать — разрезать и т. п.;

г) супплетивизм. Говорить — сказать, ловить — поймать и т. п. Человек — люди. Хорошо — лучше, много — больше;

д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).

Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу — буду писать. Красивый — более красивый.

Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

46. Грамматические значения – отвлечённые, обобщённые внутриязыковые значения, которые формируются на основе обобщения собственно языковых фактов, отвлечения от них.

Грамматическая форма (ГФ) – это языковой знак, в котором ГЗ находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах ГФ средствами выражения ГЗ могут быть различные языковые средства (аффиксация, редупликация, суплетивизм и т.д.).

Грамматическая категория система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением.Например, сущ-е в форме ед. и в форме мн. числа противопоставлены друг другу и образуют ГК числа.

-С одной стороны — противопоставленность, с другой – однородность.

-Члены одной ГК объединяются общим ГЗ (числа) и различаются частными значениями (значениями единичности – множественности). ГК – это некая система отношений.

-Неотъемлемой особенностью ГК является оппозиция (противопоставление). Нет оппозиции – нет категории.

47. Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis. др.-греч. &#&56;έρος &#&64;οῦ &#&55;όγου) — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п. но это не универсально) и глагол. в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Принципы классификации слов по частям речи

Самостоятельные части речи,

служебные части речи,

Самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи — это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.

48. Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.
Сторон­ники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к под­ражанию звукам окружавшего его мира — реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д.

Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, ум­ный, ходить, думать и т. д.

В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружаю­щей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза – междо­метная (рефлексная), которой придерживались такие ученые, как Гумбольдт, Якоб Гримм и др. состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека. Первые слова, по этой теории, — непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или отчаяние.

Некоторые сторонни­ки рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и не­зависимо от непроизвольных эмоциональных- выкриков.
факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно от­личные от животного и его стада.

Так появилась социальные теории происхождения языка, которые объясняют его появление общественными потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания.

Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода — природного и ­цивилизованного.

В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения язы­ка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории.

49 .Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Возникновение и функционирование языка обусловлено объективной действительностью, материальным миром. Человек живет в постоянно изменяющемся мире, поэтому его язык должен быть приспособлен для обозначения любого предмета, явления, ситуации. Таким образом, язык должен изменяться вследствие непрерывного изменения самой жизни. Но, с другой стороны, язык в своих определенных элементах, категориях, должен быть устойчив, т.к. только при этом условии он сможет выполнить эти условия. Эволюция языка – это количественное и качественное обновление его структуры. Оно происходит непрерывно.

Одним из основных понятий теории языковых контактов является понятие билингвизма, вследствие чего изучение двуязычия нередко признается даже основной задачей исследования контактов (здесь не затрагивается понятие полилингвизма или многоязычия, в принципе сводимого к совокупности двуязычий). Под двуязычными лицами обычно понимаются носители некоторого языка А, переходящие на язык Б при общении с носителями последнего (при этом чаще всего один из этих языков оказывается для них родным, а другой — благоприобретенным).

Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам.

Дифференциация языков (в лингвистике) — процесс структурного расхождения языков в результате постепенной утраты общих элементов и приобретения специфических черт. В пределах языковой семьи моделируется схемой родословного дерева, «корнем» которого является праязык, а «ветвями» — родственные языки.

Интеграция языков, процесс, обратный дифференциации языков. При Интеграция языков языковые коллективы, ранее пользовавшиеся разными языками (диалектами), начинают пользоваться одним и тем же языком, т. е. сливаются в один языковый коллектив. Возможны два пути Интеграция языков. 1) полная потеря одного языка и переход на другой, как это произошло с торками, берендеями и др. неславянскими народами, жившими на территории Древней Руси; 2) слияние языков в новый язык, обладающий чертами, отличающими его от любого из исходных языков. Так, современный английский язык есть результат интеграции древнегерманских (англосаксонских) диалектов и французского языка норманских завоевателей. Процесс Интеграция языков обычно связан с политической, экономической и культурной интеграцией соответствующих народов и предполагает этническое смешение. Особенно часто Интеграция языков происходит между близкородственными языками и диалектами.

50. Эволюция языка – это количественное и качественное обновление его структуры. Оно происходит непрерывно.

Причины языковой эволюции традиционно делят на внешние и внутренние.

  • · Сюда относят изменения в инвентаре и свойствах предметов объективного мира;
  • · Развитие науки и техники
  • · Культура и искусство
  • · Изменение в составе языкового коллектива
  • · Словом, все, что происходит в реальной действительности и отражается в языке.
  • · Относятся импульсы, «возникающие в связи с тенденцией усовершенствования, существующие в системе языка» (Б.А.Серебрянников).
  • · Они проявляются в ряде тенденций:

Производная основа это:

Смотреть что такое «Производная основа» в других словарях:

Производная основа — ПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА. См. Основа. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л. Изд во Л. Д. Френкель … Литературная энциклопедия

производная основа — Основа, по форме и значению мотивированная другими (производящими) основами. Как правило, производная основа бывает членимой: дом домик; любить любовь. Но: кричать крик (основа крик производная, но нечленимая) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

производная основа — см. основа производная (в статье основа слова) … Словарь лингвистических терминов

производная основа — См. основа … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

основа слова — Часть слова, в которой содержится его лексическое значение и которая остается, если отнять окончание и формообразующий суффикс. Основа инфинитива. Основа настоящего времени. Основа непроизводная. Основа, в составе которой не выделяются живые… … Словарь лингвистических терминов

ОСНОВА — ОСНОВА, ы, жен. 1. Опорная часть предмета; остов. Железобетонная о. конструкции. 2. Источник, главное, на чём строится что н. что является сущностью чего н. Экономическая о. общества. 3. мн. Исходные, главные положения чего н. Основы… … Толковый словарь Ожегова

основа — ы; ж. 1. Опорная часть какого л. предмета, на который укрепляются остальные его части; каркас, остов. Металлическая о. байдарки. Деревянная о. дивана. Прочная о. здания. 2. То, на чём строится, зиждется, создаётся что л.; источник; основание.… … Энциклопедический словарь

основа — ы; ж. см. тж. основный, на основе 1) Опорная часть какого л. предмета, на который укрепляются остальные его части; каркас, остов. Металлическая осно/ва байдарки. Деревянная осно/ва дивана. Прочная осно/ва здания … Словарь многих выражений

Производность — (мотивация) центр. понятие теории словообразования. Термином П. обозначается такой тип соотношения однокоренных основ, при к ром одна из них (производящая) своей формальной и смысловой структурой мотивирует другую (производную), т. е. производная … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Тараумара (язык) — Тараумара (Таракумара, Тарахумара, исп. Tarahumara, местное название Rarámuri/Ralámuli ra ícha) язык Мексики, на котором говорит около 70 тысяч коренных мексиканцев, живущих в штате Чиуауа (север Мексики). Принадлежит Юто ацтекской языковой… … Википедия

  • Антивозрастной уход Chantecaille. Исключительно мощный крем, работающий со всеми основными признаками старения (морщины, потеря плотности, отсутствие увлажнения) путём восстановления защитного барьера кожи.… Подробнее Купить за 36100 руб
  • JUNGLE FEVER Маска для объема волос / Volume Mask HAIR CARE 1000 мл. После применения шампуня для объема волос Jungle Fever необходимо нанести маску для объема волос Jungle Fever. Маска уплотняет структуру волоса у корней и по всей длине. Благодаря маслу… Подробнее Купить за 3379.97 руб
  • ACADEMIE Крем для контура глаз»Династиан9amp;quot; / VISAGE 30 мл. Эффективно устраняет следы увядания вокруг глаз, разглаживает»гусиные лапки», устраняет отечность верхних и нижних век. Придает коже лица гладкость, сияние и ровный цвет. Увлажняет кожу,… Подробнее Купить за 1714.98 руб

Глава 5. Словообразование

§1. Что такое словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.
Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный ,
→компьютерщик,
→компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях:
1) процесс образования слов в языке;
2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домикдом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик )

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа – основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний,конфет а→конфетка.
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красн ый→жёлто-красный .

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около .

§3. Средства словообразования

Средство словообразования — это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы — это

  • приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

Производная основа это

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный.

Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный. образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный. образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный. образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно. втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение. соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией. головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение. долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы. зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи. больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных. например: дорога→дороженька (чередование г//ж )
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→паро ход
  • Усечение производящей основы. катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)
    Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

В паре слов осень — осенний основа осень является производной или производящей?

Как называется основа нового слова, образованного от другой основы?

Как называется основа слова, от которого образовано новое слово?

Сколько производящих основ у слов газопровод, нефтепровод ?

Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый ?

Сколько производящих основ у слова серо-буро-малиновый ?

Сколько производящих основ у слова МГУ ?

Как называется процесс образования производной основы от производящей?

  • Способ словообразования
  • Средство словообразования
  • Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы?

    Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой ( или производящими основами)?

    Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса?

    • Приставочный
    • Суффиксальный
    • Приставочно-суффиксальный
  • Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука ?

    • Вставка интерфикса
    • Усечение основы
    • Чередование согласных
  • Правильные ответы:

    1. Производящей
    2. Производной
    3. Производящей
    4. Две
    5. Две
    6. Три
    7. Три
    8. Способ словообразования
    9. Да
    10. Да
    11. Приставочно-суффиксальный
    12. Чередование согласных

    Смотрите также

    § 17. Производная и непроизводная основы

    С точки зрения своей структуры основы как части слова, заключающие в себе его вещественное, лексическое значение, делятся на непроизводные и производные.
    Непроизводная основа является целым, которое далее со структурной точки зрения раздроблено быть не может. Производная основа выступает в качестве единства, состоящего со структурной точки зрения из отдельных значимых частей — морфем. Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от соответствующей непроизводной. Любая производная основа необходимо предполагает наличие аналогичной непроизводной, с которой она соотносится с семантикограмматической точки зрения. Если почему-либо непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с данной производной, последняя теряет свой производный, составной характер и переходит в разряд непроизводных основ. Например, основы молодежь, козел, пропе(ть), печальн(ый), члени(ть), шагом (наречие) и т. д. выступают перед нами как производные, обладающие, следовательно, способностью члениться на значимые части, в силу того что рядом с ними существуют аналогичные им непроизводные: молод (ой), коз(а), пе(ть), печаль, член, шаг и т. д.
    Разница между производной и непроизводной основами имеется и в выражении того или иного вещественного, лексического значения, составляющего их содержание. Значение основы непроизводной как бы заложено в ней самой, значение же производной основы представляется вырастающим из значений составляющих ее морфем.
    Наконец, для очень большой части производных основ в противовес непроизводным характерно такое обозначение предметов действительности, когда последние выражаются в слове через установление той или иной связи их с другими предметами. Обозначение предметов действительности подобными основами представляется нам известным образом мотивированным. Будучи не в состоянии ответить на вопрос, почему определенные факты действительности называются словами лес, вода, петь, белый и т. п. а не какими-либо иными, вполне можно объяснить причину функционирования для обозначения соответствующих фактов действительности слов лесок, подводный, запеть, белить и т. д. Лесок — небольшой лес, подводный — находящийся под водой, запеть — начать петь, белить — делать что-либо или кого- либо белым и т. д.
    Однако было бы неверным считать, что каждое слово с производной основой содержит указание на то, почему данный предмет действительности обозначается им, а не каким-либо другим словом. Есть такие слова, в производном характере основы которых в современном языке сомневаться не приходится, но этой мотивированности в назывании все же нет.

    Слово ножик, например, определенно имеет основу производную, так как рядом с ним существует слово нож и часть слова нож- в обоих словах значит одно и то же. Но вместе с тем слово ножик является таким же абсолютно условным обозначением режущего инструмента, как и слово нож: здесь отсутствует соотношение, существующее между словами типа листик и лист и т. п. но основа слова ножик все-таки остается производной. В слове судно, без сомнения, основа является производной, потому что это же слово во множественном числе имеет непроизводную основу суда и звуковой комплекс суд в судно и суда однозначен. И все же обозначение в данном случае соответствующего предмета действительности разными формами этого слова (суда — судно) является абсолютно одинаковым — условным и совершенно немотивированным.
    Подобные факты наиболее ярко наблюдаются в связанных основах, когда непроизводная основа самостоятельно, в чистом виде не существует и выделяется лишь путем сравнения двух или более производных основ.
    Таким образом, производная основа отличается от непроизводной своим особым обозначением предмета действительности (через отношение его к другим), не всегда и не во всех словах соответствующим морфологической структуре. Однако для очень большого числа слов с производной основой подобное свойство в отличие от слов, имеющих непроизводную основу, все же является чрезвычайно характерным.
    Производная и непроизводная основы как бы противопоставлены друг другу. Для производной основы можно отметить; 1) ее членимость на отдельные морфемы; 2) ее зависимость как членимого целого от соответствующей непроизводной (как производная она существует постольку, поскольку существует соответствующая непроизводная);

    1. соответствие ее целостного значения как основы совокупности значений составляющих ее частей; 4) обозначение предмета действительности в целой серии слов опосредованно, через установление определенной связи его с другими.

    Для непроизводной основы характерным является: 1) ее нечленимое™ с морфологической точки зрения; 2) ее всегда непосредственное, чисто условное и немотивированное с точки зрения современных се- мантико-словообразовательных связей обозначение предметов действительности.
    Учет этих резко противоположных качеств, характерных для производной основы, с одной стороны, и непроизводной — с другой, и их взаимосвязи в каждом конкретном случае является, как уже говорилось, основным условием словообразовательного анализа слова.

    Производящая и производная основы

    Для словообразования важно выяснить, от какого слова непосредственно образовано данное. Зачастую важно решить, какая из двух основ производящая. а какое слово – вторично. Поэтому необходимо установить направление производности.
    В научной и учебной литературе существует несколько терминов, которые обозначают производящую и производную основы.
    базовое и выводимое слово;
    мотивирующее и мотивируемое слова;
    производящая и производная основа.
    Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Существуют определенные правила, которые помогают установить направление производности. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:
    производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);
    производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой ;
    при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);
    независимо от формальной сложности в словообразовании мотивирующим является то слова, значение которого соответствует категориальному значению части речи. Особенно это правило актуально применительно к словам, образованным с помощью нулевых аффиксов: сухой – сушь (категориальное значение имени существительного – предмет или явление, а слово сушь обозначает признак);
    слова, стилистически отмеченные, являются производными, они не могут быть производящими: интимный – интим, нейтральный – нейтрал ;
    в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть ;
    в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться .

    Морфологический способ словообразования предполагает создание новых слов при помощи морфем. Это наиболее продуктивный словообразовательный способ.

    Для современного русского языка характерны следующие типы морфологического словообразования: сложение, безаффиксный, аффиксация.

    Сложением называется образование новых слов при объединении двух и более основ. При помощи сложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Как способ словообразования сложение представляет четыре основных разновидности:

    1собственно сложение на основе словосочетаний с сочинительной и подчинительной связью. Отличительная черта слов – относительная самостоятельность второго компонента и полная форма первого компонента; например: лесостепь, северо-запад, носоглотка, птицефабрика, хлебозавод, новостройка, чудо-богатырь, светло-зеленый, сорвиголова, Звенигород, гуляй-поле

    Собственно сложение на базе словосочетаний с подчинительной связью и усеченными компонентами, например: авиалиния, автотранспорт, автогрузчик, телепередача, полчаса, пол-Ташкента, англоман.

    3.Сложно-суффиксальное образование с материально выраженным суффиксом, например: мореплаватель, первооткрыватель, долгожитель, чаепитие, судоходный, мимоходом, мимолетом, старшеклассник, плоскогубцы, пятилетний.

    4 образование, возникшие в результате сложения и суффиксации(нулевыми суффиксами, например: вулканолог, диалектолог, хлебороб, интенсифицировать, антрополог, телеграмма, библиотека, маслодел, зверолов, скороход, однолюб, лесосека, горемыка, острослов, тяжеловес, чернослив. Особенностью этой разновидности является то, что по аналогии активно образуются новые слова, но без опоры на соответствующие словосочетания; мыловар, сталевар, водовоз, лесовоз.

    Аббревиация – это способы образования сложносокращенных и сокращенных существительных на базе словосочетаний:

    -путем сочетания начальных звуков: ВУЗ, ЗАГС, ЦУМ;

    -путем сочетания начальных букв: ФСБ, СНБ, ЦРУ;

    -путем сочетания начальных звуков и букв: гороно, собес;

    — путем сочетания начальных частей слов: местком, рабфак;

    -путем сочетания начальной части с целым словом: профсоюз, стенгазета;

    -путем сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: завкафедрой, поммастера, управделами;

    -путем сочетания начальной части первого слова и конечной части второго слова, иногда с элементами средней части: мопед, военкомат.

    Особенностью слов, образованных этим способом, является то, что с точки зрения морфемного состава отдельные формы представляют «необычное явление»:

    — нечленимые, но производные основы, например: вузовский;

    — корни, не являющиеся частью родственных слов, ввиду их отсутствия: НИИ, гороно – это единичные корневые морфемы, неповторяющиеся, «уникальные»

    Безаффиксный тип словообразования используется при образовании имен существительных от основ глаголов или прилагательных.

    Этот тип весьма продуктивен в образовании существительных мужского рода от приставочных глаголов: взрыв – от взрывать, залив – от заливать, прогул – от прогулять, однако этот способ непродуктивен в образовании существительных женского рода от прилагательных и глаголов, а также в образовании существительных мужского рода от бесприставочных глаголов: бездарь, удаль, ложь, бег, мор. При безаффиксном типе может происходить фонетическое изменение корня – смягчение конечных согласных, чередование заднеязычных с шипящими: высокий – высь, глухой – глушь, новый – новь, лгать – ложь.

    Самым продуктивным морфологическим типом русского словообразования является аффиксация. Аффиксацией называется образование новых слов при помощи словообразующих аффиксов. Аффиксация объединяет три разновидности морфологического словообразования: суффиксальное, префиксальное и суффиксально-префиксальное.

    Суффиксальное словообразование создает новое слово путем прибавления к производящей основе того или иного суффикса, причем образуются слова как одного и того же грамматического разряда, так и слова иного грамматического разряда: луна – лунник — лунный; гордый – гордость, писать – писатель. Суффиксальный способ является самым продуктивным вариантом морфологического словообразования.

    При приставочном ( префиксальном) словообразовании новое слово образуется путем прибавления к производящему слову префикса. При этом способе образуются новые слова одного и того же грамматического разряда: существительное от существительного, глагол от глагола и т.д. (путник – спутник, автор – соавтор, веселый – невеселый, прыгнуть – допрыгнуть, запрыгнуть)

    При суффиксально-префиксальном типе новое слово новое слово образуется путем одновременного присоединения аффикса и приставки к производящей основе или производящему слову в целом.

    Этим способом образуются от глаголов – глаголы(сбиться, вжиться), а от имен – имена, и другие части речи (перелесок, пасынок, настольный, застольный).Суффиксально-префиксальным способом образованы слова типа: подбородок, непобедимы

    Неморфологические способы словообразования

    I. Лексико-синтаксический способ

    Это сращение, смешение слов, составляющих словосочетание в одно слово.

    В рамках этого способа наблюдаются явления как синхронные, так и диахронические.

    Диахрония: поделом <- по делом (сущ. в Д.п.), нельзя <- льзя, Новгород <- новый город, сегодня <- сего дня.

    Во многих случаях произошли серьезные фонетические изменения: теперь <- то перва, если <- есть ли,спасибо <- спаси Бог.

    Синхрония — большая часть этих слов является непроизводными.

    Вышеизложенный — выше изложенный (образовалось прилагательное, которое пишется слитно).

    Это один из способов сложения, а именно сращение. По современной классификации выделяется среди безаффиксных способов.

    infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *