Производящая основа

Производящая основа

Основа — это часть слова без окончания. Следовательно, для того чтобы получить основу, необходимо данное слово просклонять или проспрягать. При этом лексическое значение слова остается неизменным, а изменяется лишь окончание, которое не входит в основу. Например, если просклонять слово радостный, то мы заметим, что общей частью слова будет радостн-. Это и есть основа. Если проспрягать глагол выдумать, то неизменяемой частью будет выдума-. которая является основой. Из приведенных примеров ясно, что слова, имеющие формы словоизменения (т. е. склоняемые или спрягаемые), состоят из двух частей: из основы и окончания.

Все приставки и суффиксы независимо от того, являются ли они словообразовательными или формообразующими, входят в основу.

Чистой основой являются также слова, не имеющие форм словоизменения: домой, пешком, думая, депо, около.

Основа может состоять из одной и нескольких морфем. Если основа состоит из одной морфемы, то такая основа называется непроизводной и она равна корню, например: стол, дом, стран/а, земл/я, пол/е, сел/о, бел/ый, хорош/ий, там, чуть, жаль и т. п. Непроизводная основа выступает как целое и с морфологической точки зрения не может быть расчленена.

Производная основа образована от другой основы и с точки зрения современного состояния языка состоит из нескольких морфем.

— в слове пригородный основа (пригородн- ) состоит из трех морфем: приставки (при- ), корня (город ) и суффикса прилагательного (-н-);

— слово усидчивость является производной основой, состоящей из приставки (у-), корня (сид ) и двух суффиксов (-чив-, -ость );

— в слове пришкольный производная основа при-школьн- состоит из приставки (при- ), корня (школ ) и суффикса прилагательного (-н-) .

Как видно из примеров, разница между производной и непроизводной основой прежде всего заключается в том, что непроизводная основа неделима и с морфологической точки зрения расчленена быть не может, а производная основа членится на морфемы.

Непроизводные слова делятся на два разряда:

1) состоящие из одного корня (очень, всегда, вчера, нельзя, можно, под, на, от, ли, бы, же );

2) состоящие из корня и окончания. Непроизводные слова, состоящие из корня и окончания, могут иметь:

а) материально выраженное окончание (волн/а, волн/ы, волн/ами, стол/ы, стол/ов\ вез/ем, вез/ете и т. п.),

б) материально не выраженное окончание, т. е. нулевое (стол, трактор, картин, молод, нёс ).

Производных слов в языке значительно больше, так как от одного непроизводного слова может образоваться целое гнездо однокоренных производных слов (вода — водный, безводный, водяной, водянистый, водянистость, надводный, подводный, водица, водичка и др.).

Слово может быть отнесено к производным только в том случае, если в языке есть хоть еще одно родственное слово, в котором нет суффикса или приставки, имеющихся в анализируемом слове. Например, слово смел/ость — производное слово, так как в сравнении с родственными словами (смел/ый, смел/е/ть, смель/чак ) выделяется суффикс –ость.

О производной основе можно говорить не только при наличии соотнесенной с ней непроизводной, но и при наличии хотя бы еще одного производного слова со связанным корнем. Например, слово боч/онок является производным, так как в языке есть другое производное слово боч/к/а (хотя в языке нет непроизводного слова «боч» ). Корень в этих словах связанный.

Очень важно учесть принципиальную разницу между корневой и служебными морфемами. В корневой морфеме заключено вещественное, предметное значение слова. Вот почему без корневой морфемы не может существовать слово, а наличие служебных морфем в слове необязательно.

Учитывая противопоставленность непроизводных и производных слов, выразим их наиболее характерные особенности в таблице.

ОСНОВЫ НЕПРОИЗВОДНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ. ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА. СВОБОДНАЯ И СВЯЗАННАЯ ОСНОВА

Производные слова отличаются от непроизводных по характеру выражения значения: не производные слова — это ничем не мотивированные, условные обозначения действительности. тогда как значение производного слова всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующего производящего.

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные .

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная .

Ночь, стол, читать.

Например, стол&#&633; – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол — также непроизводная (она включает только корень стол — ).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень. хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс. реже – префикс .

Брат&#&633;, ночь&#&633;, стен-а, окн-о.

Например, основа глагола читать (чита -) включает корень чит — и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени . однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву читать.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср. пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть ) в русском языке очень немного.

Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср. пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.

3) Не забывайте, что постфикс —ся (учиться, мыться ) не являетсяформообразующим. поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь ; существительное читатель образовано от глагола читать ; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо .

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной. глагол читатьпроизводящее слово для существительного читатель .

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару .

Например: ночь &#85&4; ночной; читать &#85&4; читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой. основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой .

Например: ночь &#&633; (производящая основа ноч -) &#85&4; ночн-ой (производная основа ночн -); чита-ть (производящая основа чита- ) &#85&4; читатель &#&633; (производная основа читатель -).

Сложные слова имеют две и более производящие основы.

Например: семь лет &#85&4; сем-и-лет-н-ий; нос&#&633;, рог&#&633; &#85&4; нос-о-рог&#&633;.

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть &#85&4; за-жиг-а-лк-а ), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть &#85&4; рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а- ).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз-а &#85&4; берез-няк &#&633; – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз — и суффикса —ник не совпадают), а в паре: сосн-а &#85&4; сос-няк &#&633; – конечный согласный производящей основы н (сосн -) и начальный согласный суффикса (-няк ) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным .

Например: в словообразовательных парах: ночь &#85&4; ночной ; читать &#85&4; читатель производящие слова (ночь, читать ) являются непроизводными ; в словообразовательной паре: правдивый &#85&4; правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным ; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда &#85&4; правдивый .

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования. называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово. или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль ; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить .

Словообразовательная пара (производящее слово &#85&4; производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности. например: соль &#85&4; солить &#85&4; засолить &#85&4; засолка; соль &#85&4; соляной &#85&4; солянка &#85&4; соляночка; соль &#85&4; солить &#85&4; пересолить &#85&4; пересаливать &#85&4; пересаливание.

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный. поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить &#85&4; пересолить ).

производящая основа это:

Общая часть двух или нескольких слов, которая использована для производства и мотивировки структуры и значения нового слова. Производящая основа — это часть словообразовательной формы: сестр (а ) — сестр’ — + —ин = сестрин сестр’ – это производящая основа), сестриц (а ) — сестриц — + —ын = сестрицын ( сестриц — – производящая основа).

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010 .

Смотреть что такое «производящая основа» в других словарях:

производящая основа — см. основа производящая (в статье основа слова) … Словарь лингвистических терминов

основа словообразования — производящая основа; образующая основа; словообразующая основа; мотивирующая основа) Общая часть двух или нескольких слов, которая использована для производства и мотивировки структуры и значения нового слова Это часть словообразовательной формы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

производящая база — Основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом: искать иска тель; искать раз ыскать. В первом случае производящей базой является основа, во втором случае – слово … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

производящая база — Основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом: искать – иска тель; искать – разы скать. В первом случае производящей базой является основа, во втором случае – слово … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

основа слова — Часть слова, в которой содержится его лексическое значение и которая остается, если отнять окончание и формообразующий суффикс. Основа инфинитива. Основа настоящего времени. Основа непроизводная. Основа, в составе которой не выделяются живые… … Словарь лингвистических терминов

словообразующая основа — См. производящая основа … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

мотивирующая основа — См. производящая основа … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

БЕНВЕНИСТ — (Benveniste) Эмиль (р. 1902 1976) франц. языковед, культуролог. Посещал курсы Антуана Мейе в Школе высших практич. исследований. С 1927 преподавал там же сравнит, грамматику и всеобщее языкознание. Б. сотрудничал с Ж. Вандриесом, А. Мар… … Энциклопедия культурологии

производящее слово — Слово, которое используется для образования производного слова, хотя не все его морфемы могут участвовать в словообразовании, так как для образования производного слова важна, в первую очередь, производящая основа. А именно: писа(ть) писа + тель … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Суффиксы имен прилагательных — 1. Суффикс ив имеет на себе ударение, например: красúвый, правдúвый (исключения: мúлостивый и юрóдивый); в безударном положении пишется ев. например: боевóй, сирéневый. В суффиксах лив и чив. производных от ив. пишется и, например:… … Справочник по правописанию и стилистике

Производящая основа
Главная | О нас | Обратная связь

Б) Производные непроизводные слова. Производящая основа в словообразовательный форматив

§ 173. Понятия производного слова и производности имеют разный смысл в

синхроническом и диахроническом языкознании, т. е. в зависимости от того,

рассматриваем ли мы язык в одну определенную эпоху или же прослеживаем его

развитие на протяжении какого-то отрезка времени.

1 Иногда супплетивный ряд включает формы, образованные от парциальной основы, и отдельную

изолированную форму (например, русск. меня, мне, мной—я) пли даже состоит из одних изолированных

форм (англ. / ‘я’ — те ‘меня, мне’).

2 Рассматривать -он(о)к- и -am- как варианты одного суффикса было бы неправильно, так как 1) между

фонемами их экспонентов нет отношений чередования и 2) они противопоставлены друг другу по значению

При синхроническом подходе производность совпадает со словообразовательной

мотивированностью слова (см. § 121). Производным, или словообразовательно

мотивированным, признается только такое слово, рядом с которым в данном языке и в ту

же самую эпоху существует другое, связанное с ним формально и по смыслу

«производящее» (словообразовательно мотивирующее) слово (или сочетание слов), как у

слов столяр, одуванчик, восемьдесят. Там же, где «производящего» нет, нет и произ-водного.

Слово, словообразовательно немотивированное с точки зрения языковых

отношений данной эпохи, вроде существит. стол или простых числительных восемь и

десять рассматривается как непроизводное.

При диахроническом подходе производным признается и такое слово, которое когда-то в прошлом было образовано от другого, позже исчезнувшего или потерявшего с ним смысловую связь, и соответственно было когда-то мотивировано, хотя позже утратило свою мотивировку. Этимологический анализ выявляет эту утраченную мотивировку и вскрывает былую производность слов, которые с точки зрения позднейших эпох являются непроизводными. Так, русское слово портной принадлежит в современном языке к непроизводным. Но исторически оно несомненно было производным. В древнерусском языке было существительное пъртъ, порть ‘кусок ткани’, мн. ч. пърты, порты ‘платье’ и производное прилагательное пъртный, портной ‘относящийся к платью’, употреблявшееся, в частности, в сочетании портной мастер ‘мастер, делающий платье’. Позже слово пъртъ вышло из употребления, и тогда его производное портной стало непроизводным. Былая производность слова стол (которое в древнерусском и в родственных славянских языках находим и со значением ‘стул’) восстанавливается наукой с меньшей достоверностью. Одни возводят это слово к глаголу стелю (стол — ‘то, что разостлано’, как кол от колю — ‘то, что отколото’), а другие — через ряд промежуточных звеньев — к глаголу стоять. И стелить, и стоять — вполне употребительные глаголы, но у слова стол, если и была когда-то смысловая связь с одним из них, она давно оборвалась. Этимологические гипотезы, выдвинутые для объяснения происхождения слов восемь, десять, как и других простейших числительных, еще более спорны. В принципе можно сказать, что каждое слово было раньше или позже образовано от какого-то слова или словосочетания, т. е. является в диахроническом смысле производным, но установить конкретно факт производности удается только для некоторой части слов. Рассмотрим подробнее синхроническую производность.

§ 174. Сравнивая производное слово с его производящим (словом или сочетанием слов), мы выделяем 1) общую часть двух сравниваемых единиц — производящую словообразовательную основу и 2) ту специфическую часть (или специфическую черту), которой производное слово отличается от своего производящего,— словообразовательный форматив (СФ). Так, в прилагательном гороховый при сравнении с существительным горох выделяется 1) производящая основа, равная корню (горох-) и 2) СФ, состоящий из суффикса (-ов-) и набора окончаний (-ый, -ая, -ое, -ого, -ому и т. д.) 1. При выделении основы и форматива важно учитывать исторические и живые чередования фонем, а также возможные сдвиги ударения. Так, в словах горошек, горошина, производных от горох, производящая основа примет вид / garosа /-, а в слове новизна (от новый) вместо / nov /-появится / nav’ /- с чередованием /о/

/а/ в неударенном слоге и /v/

/v’/ перед /i/ суффикса.

Производящая основа (как и формообразующая основа в многоформенном слове)

обязательно содержит корень (а в сложном слове корни). Кроме того, она может

содержать те или иные аффиксы. Во многих случаях производящая словообразовательная

основа, в свою очередь, оказывается производной от какой-то другой, а та — от третьей и

т. д. как это мы видим в следующей «деривационной цепочке»: скорый ® скорость ®

скоростной ® скоростник. Непроизводной является здесь первая производящая основа

/sk. or/-, во всех последующих основах к корню прибавлены аффиксы. Для словообразовательного анализа слова скоростник непосредственно важна только последняя трехморфемная основа /skar-ast-n/-, его непосредственно производящая, и только последний словообразовательный форматив—суффикс -/ik/- (+ набор падежно-числовых окончаний). Вместе с тем слово скоростник косвенно соотнесено и со словом скорость, основа которого выступает по отношению к слову скоростник как «дальнейшая

Непосредственно производящую основу и ближайший (последний)

словообразовательный форматив называют непосредственно составляющими

анализируемой производной основы (НС). Входящие в ее состав «дальнейшие»

производящие основы и формативы будут ее дальнейшими составляющими, вплоть до

конечных составляющих — отдельных морфем. Выше (§ 149—168), занимаясь

морфемами, мы рассматривали их все как бы на одной плоскости: / skar | ast | nЫ | :ik |#/. Здесь мы перешли к другому типу морфологического членения, вскрывающему перспективу деривационных связей. Словообразовательная структура является на каждом этапе анализа бинарной (двоичной), включающей два и только два НС. Каждый из этих двух компонентов может, в свою очередь, быть сложным, делимым на части, но выявление этих частей — задача последующих этапов анализа. Пройдя все этапы, мы приходим к конечным составляющим—тем же морфемам, но мы видим их уже не на одной плоскости, а как бы в перспективе: мы выявили не только морфемный состав словоформы или основы, но также и структуру этого состава, способ его организации.

‘ Процедура выделения производящей основы и словообразовательного форматива в общем аналогична

процедуре выделения формообразующей основы и формативов отдельных грамматических форм (§ 171);

но там мы сравниваем между собой разные формы одного слова, а здесь — производное слово как целое

(как лексему) с его производящим словом (или сочетанием слов).

§ 175. Рассмотрим другие типы производящих основ и словообразовательных

1. В качестве производящей основы может выступать не только основа производящего слова, но и отдельная словоформа: ср. ничего ® ничегошеньки, ты® тыкать.

2. Кроме суффиксальных есть и другие виды производных слов — префиксальные

(унести от нести) 1. префиксально-суффиксальные (Поволжье от Волга), производные с

помощью морфем-операций (голь от голый, см. § 161, англ. to imp. ort от. import, см. §

3. Иногда словообразовательный форматив состоит только из набора формативов

отдельных словоформ, так что производное слово внешне отличается от производящего

лишь своей формообразовательной парадигмой. Это явление, впервые описанное

советским языковедом А. И. Смирницким (1903—1954), называют морфологической

конверсией. Яркие примеры дает английский язык такими образованиями, как master

‘хозяин, мастер’ — (to) master ‘овладеть, справиться’, в которых конверсия ведет к

частичной омонимии производного и производящего слов, что связано с омонимией

показателей отдельных форм (прежде всего нулевых показателей, а также -s во мн. ч.

существительного и в 3-ем л. ед. ч. глагола). Но суть конверсии не в омонимии, а в том,

что образование слова происходит без помощи специального словообразовательного

аффикса (либо симульфикса), одной только сменой парадигмы: ср. the master, a master,

master’s, masters и, с другой стороны, to master, I master, he masters, I mastered, mastering.

Поэтому под понятие конверсии вполне подходит и нем. wei B en ‘белить* от wei B ‘белый’, где нет общего для всех форм аффиксального (или супрасегментного) показателя

производности (ср. ich wei B e ‘я белю’, ich wei B te ‘я белил’ и т. д.), так что глагол внешне

отличается от прилагательного только своей парадигмой. В русском языке

морфологическая конверсия представлена в таких парах слов, как супруг — супруга,

Александр — Александра, Евгений — Евгения, соль — солю, надою — надой, синий —

синь, ученый, -ая, -ое —ученый (существительное).

4. Кроме морфологической выделяют еще синтаксическую конверсию, при которой

сигналом образования производного слова является только изменение синтаксической

сочетаемости. Ср. наречие позади, сочетающееся с глаголом (остался позади), и образо-ванный от него предлог позади, употребляемый с род. п. существительного (позади

§ 176. Особо рассмотрим словообразовательную структуру сложных слов (т. е.

содержащих более одного корня). Некоторые из них являются результатом стяжения

словосочетаний, например имя Мой-додыр у К. Чуковского из мой до дыр или нем.

Vergi B meinnicht ‘незабудка’ — букв. ‘не забудь меня’. Производящая основа равна здесь

сумме слагаемых компонентов, а в состав словообразовательного форматива входят

закрепленный порядок этих компонентов и «объединяющее» ударение.

‘ В префиксальных производных формативы отдельных форм (личные окончания, суффикс инфинитива

и т. д.) не входят в состав словообразовательного форматива.

В других случаях мы имеем сложение основ, например Новгород, лесостепь,

первоисточник, исп. pelirojo ‘рыжеволосый’ (ср. pelo ‘волос, волосы’ и rоjо ‘красный’), нем.

Arbeitstag ‘рабочий день’ (ср. Arbeit ‘работа’ и Tag ‘день’). При чистом основосложении

производящая основа равна сумме слагаемых основ, а словообразовательный форматив

либо (например, в слове Новгород) такой же, как и при стяжении словосочетаний, либо

включает еще и сегментный элемент — интерфикс (в остальных приведенных примерах).

Далее следует сложение основ в сочетании с одновременным присоединением

«внешнего» аффикса (т. е. какого-либо словообразовательного аффикса помимо

интерфикса). Примером может служить прилагательное железнодорожный, образованное

от устойчивого словосочетания железная дорога. Производящая основа здесь железн-.

дорог-, а словообразовательный форматив состоит из сегментных элементов—интерфикса

-/а/- (орф. -о-) и суффикса -к- (вызывающего в основе чередование /g/ ¥ / zф /), набора

окончаний прилагательного и из двух несегментных элементов: фиксированного порядка

компонентов и объединяющего главного ударения на втором слагаемом. Особую

разновидность этого типа представляют слова голубоглазый, дровосек, шелкопряд, в

которых вместо «внешнего» словообразовательного аффикса используется

формообразовательная парадигма, несвойственная второму компоненту сложения (ведь

прилагательного «глазый» или существительных «сек», «пряд» в русском языке нет).

§ 177. Рассматривая словообразовательную структуру, важно различать 1) регулярные и нерегулярные образования и 2) продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели.

1. Регулярные образования строятся по одной, многократно повторяющейся модели и воспроизводят без отклонений определенное формальное и смысловое соотношение с

производящим словом или словосочетанием. Например, влажнеть так же относится к

влажный, как седеть к седой, грубеть к грубый; киевский так же относится к Киев, как

ленинградский к Ленинград, воронежский к Воронеж и т. д. В нерегулярных

образованиях наблюдается единичное, присущее индивидуально данному слову

смысловое или формальное отступление от общей модели. Так, хорошеть выпадает из

приведенного выше ряда влажнеть влажный и т.д. так как оно не значит ‘становиться

хорошим’ (ср. влажнеть — ‘становиться влажным’), а значит ‘становиться красивее’ 1 .

Выпадает из этого ряда и скудеть, но по другой причине: ему недостает /n’/, так как

прилагательное будет скудный и, следовательно, регулярное образование глагола со

значением ‘становиться скудным или более скудным’ должно было бы звучать

«скуднеть». Отступление от регулярного соотношения по форме имеем и в курский при

Курск (две последних согласных основы «слиты» с согласными суффикса).

1 Исторически это отклонение понятно: в древнерусском языке хороший означало ‘красивый’. Ср.

современное хорош собой.

2. Продуктивные модели — это модели, по которым образуются новые слова. Так,

продуктивны в современном русском языке модели с суффиксами -тель (ср. такие

относительно новые слова, как первооткрыватель, увлажнитель, опрыскиватель>, -щик/-ч

ик (ср. склейщик, застройщик, укладчик и т. д.); с суффиксом -к- и формативами

существительных женского рода 1-го склонения: ср. подсыпка, браковка, отсидка,

выпарка и т. д. также с другими словообразовательными значениями — кочегарка,

футболка, Третьяковка, вечерка, гражданка (в противопоставлении военной службе) и др.

Ряды слов, образуемых по продуктивным моделям, являются открытыми, слова в таких

рядах не могут быть сосчитаны. В противоположность этому непродуктивные модели —

те, по которым не создаются новые слова (кроме шуточных образований). В русском

языке непродуктивны модели с суффиксами -/ej/, -знь, -изн-: есть грамотей, богатей;

жизнь, болезнь, боязнь; отчизна, белизна, новизна, дешевизна, укоризна и ряд других, но

новые слова по этим образцам не создаются. Здесь мы имеем дело с закрытыми рядами,

все члены которых могут быть сосчитаны.

§ 178. Есть случаи, стоящие при синхроническом подходе к вопросам

словообразования на грани между производностью и непроизводностью. Примером могут

служить глаголы обуть и разуть. Исторически они являются префиксальными

производными от восстанавливаемого праславянского *uti, вероятно значившего

‘надевать (обувь)’ 1. Так как производящее слово утрачено, оба глагола должны были бы

перейти в класс непроизводных слов, но этому препятствует их четкая взаимная

соотнесенность: они как бы взаимно «поддерживают» друг друга, взаимно друг друга

мотивируют, т. е. каждое играет по отношению к другому роль, аналогичную роли

производящего слова. Такие слова можно назвать взаимно мотивированны-м и, или

взаимно мотивирующими. Их называют также производными от связанных основ.

Связанная основа может быть определена как общая часть двух или нескольких «взаимно мотивированных» слов, содержащая их корень (и обычно совпадающая с корнем) и никогда не выступающая в качестве ФОС или словоформы, а всегда лишь как часть какой-то ФОС. В примере обуть — разуть связанной основой является -у-, а приставки об- и раз-, использованные в своих обычных значениях (ср. обвернуть—развернуть, обмо-тать — размотать и т. д.), составляют специфические части, т. е. Словообразовательные формативы основ обу- и разу-, производных от связанной. Другой пример: в занять — отнять — принять — поднять — снять — разнять и в некоторых других связанная основа -ня- равна корню, представленному и другими вариантами (§242,2).

1 Ср. л итовск. auв ti ‘надевать обувь’, isа auв ti ‘разувать’ (др.-русск. изути ‘разуть’) и лат. ехио ‘раздеваю’ (с

Конструктивные элементы в русском языке. Основа слова

В русском языке появляются новые конструкции, основы которых берутся уже с имеющихся слов либо словосочетаний. Каждый элемент можно отнести к определенной категории. Их всего две: непроизводные и производные. Существуют также различные виды основ слова. Далее в статье поговорим о том, что собой представляют эти составные части. Также выясним, как найти основу слова. В тексте будут приведены примеры для лучшего понимания. Производящая основа

Типы конструкций

В элементах речи, которые имеют свойство изменяться, основа слова является частью без окончания и аффикса, который придает форму. Например: пустын (я) или сосна, восьм (ой) или чита (л). В неизменяемых элементах речи основа равняется слову. Примерами можно считать конструкции мечтая или высоко. Есть исключения, в которых основа слова прерывистая:

— глагольные формы, которые имеют постфикс -сь или –ся, например, учащ-ие-ся ;

— местоимения, которые имеют -либо, -нибудь, -то, пример: как-ой-то ;

— сложносоставные существительные – шкаф-а-купе ;

-сложные числительные – сем-и-десят-и .

Структура элементов речи

Основа слова является неизменной частью. Этот элемент передает его лексическое значение. Какая именно перед нами часть — производная или непроизводная — можно определить по ее структуре. Основа слова, которая состоит из единой морфемы, то есть корня, считается непроизводной. Например: стол, город. Основы, в которые входят два и больше словообразовательных аффикса, принято считать производными. Чаще всего это корень, который сочетается с суффиксом (одним или парой), например, хлеб-н-ый. С приставками – пере-лет. А также в редких случаях с приставкой и суффиксом в одном слове: без-дом-н-ый. Все возникающие элементы речи могут формироваться от производной или непроизводной части. Производящая основа

Производящая основа слова

Эти части являются компонентами новых речевых элементов. Они не имеют никакого отношения к производным и непроизводным структурам. Примером присутствия производящей основы можно считать слово сильный. Исходным речевым элементом является сила. Основа слов, которые изменяются и которые не изменяются, отличается друг от друга. В элементах, которые меняются, этот компонент является частью без окончания и суффиксов, которые образовывают форму. Например: грустный или окно. Как определяется в этих случаях основа слова? Правило гласит, что нужно убрать окончание и формообразующие суффиксы.

Непроизводный элемент

В русском языке существуют слова, которые обладают первичным характером. То есть они не формируются ни от каких конструкций. Основу таких слов называют непроизводной. Например: вода, трава, белый. Непроизводная основа слова имеет только корень. Ее невозможно разделить на морфемы. С непроизводной основой можно сочетать аффиксы (суффиксы, приставки, постфиксы и т.п.). Они образовывают новые речевые элементы. Так появляются конструкции с производными основами. Примерами таких слов можно считать: брат – по-братски — братский. Производящая основа

Производный элемент

Так называется основа слова, которая появилась от иного элемента в результате присоединения какой-нибудь морфемы. Главной составляющей компонента данного типа является корень, но в него могут также входить:

— суффиксы. Примеры: мужество, мужественность, мужественный ;

— приставки – за-муж, пра-внук, не-друг ;

— приставка и суффикс в одном слове. Например: по-муж-ск-и, воз-муж-а-л-ый .

Производную форму можно разделить на несколько морфем, она сложена не только из корня. Производная форма может быть непрерывной и прерывистой. Первый тип можно рассмотреть по следующим примерам: мечта-ть, рыбк-а или столов-ый. Примерами прерывистой производимой основы являются слова встречаюсь либо увлекл-а-сь и т.д. Следует отметить некоторые особенности данных конструкций. Любая производная часть имеет свою собственную производящую основу слова. Последняя представляет собой исходный элемент. Для примера можно рассмотреть слово вода. и его производные: водянистый, водяной. а также водянистость. Производящая основа

Как правильно сочетать суффиксы, приставки и постфиксы

Начнем с примеров: за-дох-ну-ть-ся или о-дум-а-вши-сь. В этом случае к основе, которая называется производящая, присоединяются аффиксы, которые образовывают слово, за счет них появляется новый элемент или словосочетание. В результате могут возникнуть различные цепочки из словосочетаний. К ним главным образом относят слова, имеющие непроизводную основу. Каждый речевой элемент, входящий в цепочку, считается родственным, а также однокоренным. Основы, которые имеют такие окончания, как –ий, -ей, могут вызывать некоторые сложности при разборе слова. Также могут возникнуть трудности при необходимости выделения корня. Например: приезжий, статей, лисий. Во избежание ошибок необходимо несколько раз склонить определенное слово и попытаться понять, насколько сильно сохраняется звук (j) в других формах этого слова. Если он отсутствует, значит, перед нами изменяемая часть слова. Другими словами, звук (j) присутствует в окончании. Если он сохранился четко, значит, является основой слова. Например: стать — j — ю. стат — j — я. В случае морфологического разбора слова основу необходимо обозначать квадратной строчкой снизу. Производящая основа Это применимо в случае письменного способа. В электронных печатных вариантах основа выделяется обыкновенными квадратными скобками. Это связано с тем, что на клавиатуре компьютера нет необходимой кнопки. Все эти элементарные правила изучаются еще в школе, они являются необходимыми для любого образованного человека.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Производящая основа

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Производящая основа

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Производящая основа

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Производящая основа

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Производящая основа

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *