Развивающее обучение это

Развивающее обучение

Развивающее обучение – это система организации обучения, которая способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены Выготским в 30-е годы XX века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

В 30-е годы XX века господствовали 3 основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников 1 подхода (Фрейд. Пиаже и др.) развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий.

Согласно этой теории, развитие должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и умениям ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. В рамках 2 подхода (Джеймс, Торндайк и др.) обучение отожествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение является развивающим.

В 3 теории (Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие готовит и делает вариантным процесс обучения, с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития.

Выготский не согласился ни с одной из этих теорий. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. С его точки зрения, обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными.

Современная педагогическая наука и практика располагают 4 основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Занкова (дидактическая система для начальной школы), Эльконина и Давыдова (разработана и методически обеспечена для разных типов образовательных структур), Библера (развивающая система «Диалога культур») и Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

Принципы развивающего обучения:

– обучение на высоком уровне сложности;

– ведущая роль теоретических знаний;

– высокий темп обучения;

– осознание школьником процесса учения;

– систематическая работа над развитием всех учащихся.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями и умениями, в создании новой схемы решения проблемы, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний, но и поиск и разработка оригинального плана решения задач.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Давайте проиллюстрируем организацию развивающего обучения.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

50. Развивающее обучение

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы. как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Развивающее обучение: основные принципы

Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка. Целью этого является формирование у учеников навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности.

Развивающее обучение берет Развивающее обучение этосвои истоки в трудах таких известных педагогов, как Выготский, Рубинштейн, Ушинский и т. д. Подробно занимались данной проблемой Занков, Давыдова. Эти педагоги разработали учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных процессов детей. Успешно используются их методы и по сей день различными учителями, особенно в начальной школе. Все обучение опирается на “зону ближайшего развития”, то есть возможности учащихся. Универсальным методом является педагогическое требование.

Развивающее обучение это

Основная идея, на которую опирается развивающее обучение, заключена в том, что знания детей делятся на три вида. Один из них – это то, о чем учащиеся не имеют представления. Второй вид – знания, которые уже есть у детей. А последняя часть находится в промежутке между ними. Это и есть “зона ближайшего развития”, о которой говорил Выготский. Другими словами, это расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь.

Развивающее обучение в педагогике начало применяться с середины прошлого столетия. Особенно активно его принципы использовались в школах Эльконина и Занкова. Их программы построены с учетом нескольких особенностей.

Развивающее обучение это

Во-первых, Занков отмечал, что развитию способностей и самостоятельности детей способствует обучение на более высоком уровне трудности. Стремление преодолеть проблемы активизирует умственные способности учащихся.

Во-вторых, ведущая роль должна отводиться теоретическому материалу. Ребенок не просто учится, а находит закономерности и связи между определенными явлениями и процессами. Повторение не является базовой основой. Возвращение к старому делается через призму изучения нового материала.

Развивающее обучение предусматривает, чтобы ребенок осознавал, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение и т. д.

Основной принцип, на который опирается развивающее обучение, — индивидуальный подход. Сравнивать и разделять детей педагоги категорически не рекомендуют. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.

Давыдов и Эльконин призывают к тому, что обучение должно опираться на систему научных понятий. Деятельность на занятиях должна опираться на абстрактно-теоретическое мышление детей. Знания даются от общего к частному. Педагог должен использовать дедуктивный подход к обучению.

Таким образом, главная идея развивающего обучения – акцентирование деятельности ребенка с упором на формирование теоретического мышления. Знания требуется не воспроизводить, а применять на практике. Очень важна в процессе такого обучения и личность ученика.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Развивающее обучение это

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Развивающее обучение это

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Развивающее обучение это

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Развивающее обучение это

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Развивающее обучение это

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др. Обучение — ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Зона ближайшего развития ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью,умением, знанием. Такое бучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения и др.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания9quot; знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего учения — организация учебной деятельности, направлю на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, и методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогического воздействия на основе учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.
Центральное технологическое звено развивающего обучения — это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью
Кроме того, развивающее обучение учитывает специфические закономерности развития, адаптируется к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение реализуется в зоне непосредственного развития ребенка.
Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Лекция, реферат. Развивающее обучение — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Развивающее обучение это 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Развивающее обучение это 1.1 Объект и предмет педагогики
Развивающее обучение это 1.2 Задачи педагогической науки
Развивающее обучение это 1.3 Система педагогических наук
Развивающее обучение это 1.4 Связь педагогической науки с другими науками
Развивающее обучение это 1.5 Методы педагогических исследований
Развивающее обучение это 1.6 Основные категории педагогики
Развивающее обучение это 1.7 Педагогика в Древней Греции
Развивающее обучение это 1.8 Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения
Развивающее обучение это 1.9 Педагогика XVII века Ян Амос Коменский
Развивающее обучение это 1.10 Педагогика XVIII век Джон Локк и Жан-Жак Руссо
Развивающее обучение это 1.11 Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
Развивающее обучение это 1.12 Становление педагогики в России
Развивающее обучение это 1.13 Дидактическая система К. Д. Ушинского
Развивающее обучение это 1.14 Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг.
Развивающее обучение это 1.15 Отечественная педагогика. Идеи П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Развивающее обучение это 1.16 Современные отечественные исследователи в области педагогики
Развивающее обучение это 1.17 Современная зарубежная педагогика
Развивающее обучение это 1.18 Современные проблемы образования. Кризис образования
Развивающее обучение это 1.19 Проблемы высшей школы в России
Развивающее обучение это 1.20 Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
Развивающее обучение это 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
Развивающее обучение это 2.1 Приятие цели воспитания
Развивающее обучение это 2.2 Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия
Развивающее обучение это 2.3 Самовоспитание
Развивающее обучение это 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЗАКОНЫ ДИДАКТИКИ
Развивающее обучение это 3.1 Общее понятие о дидактике
Развивающее обучение это 3.2 Структура педагогического процесса
Развивающее обучение это 3.3 Содержание образования
Развивающее обучение это 3.4 Теории образования
Развивающее обучение это 3.5 Сущность обучения
Развивающее обучение это 3.6 Педагогические принципы
Развивающее обучение это 3.7 Современные дидактические принципы высшей и средней школы
Развивающее обучение это 3.8 Методы обучения и воспитания
Развивающее обучение это 3.9 Педагогические средства и формы организации педагогического процесса.
Развивающее обучение это 3.10 Дидактика и педагогическое мастерство
Развивающее обучение это 4. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развивающее обучение это 4.1 Методические структуры педагогической деятельности
Развивающее обучение это 4.2 Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
Развивающее обучение это 4.3 Самосознание педагога
Развивающее обучение это 4.4 Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
Развивающее обучение это 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развивающее обучение это 5.1 Педагогическое проектирование
Развивающее обучение это 5.2 Педагогические системы
Развивающее обучение это 5.3 Педагогический процесс и педагогические ситуации
Развивающее обучение это 5.4 Этапы педагогического проектирования
Развивающее обучение это 5.5 Формы и принципы педагогического проектирования
Развивающее обучение это 5.6 Проектирование педагогического объекта
Развивающее обучение это 5.7 Виды педагогического творчества
Развивающее обучение это 5.8 Педагогические технологии и технология обучения
Развивающее обучение это 5.9 Проектирование технологии обучения
Развивающее обучение это 5.10 Основные дидактические концепции
Развивающее обучение это 5.11 Законы и закономерности обучения
Развивающее обучение это 5.12 Теория поэтапного формирования умственных действий
Развивающее обучение это 5.13 Этапы формирования умственного действия и типы учения
Развивающее обучение это 5.14 Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний
Развивающее обучение это 5.15 Развивающее обучение
Развивающее обучение это 5.16 Интенсификация обучения
Развивающее обучение это 5.17 Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Развивающее обучение это 5.18 Сущность проблемного обучения
Развивающее обучение это 5.19 Мотивы обучения
Развивающее обучение это 5.20 Проблемные ситуации и задачи
Развивающее обучение это 5.21 Цели и условия успешного проблемного обучения
Развивающее обучение это 5.22 Основные формы проблемного обучения
Развивающее обучение это 5.23 Сущность деловой игры
Развивающее обучение это 5.24 Принципы организации учебных деловых игр
Развивающее обучение это 5.25 Структура и правила деловой игры
Развивающее обучение это 5.26 Разновидности и возможное использования деловых игр
Развивающее обучение это 5.27 Эвристика. Педагогическая эвристика
Развивающее обучение это 5.28 Учебная эвристическая деятельность
Развивающее обучение это 5.29 Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
Развивающее обучение это 5.30 Совместная продуктивная деятельность
Развивающее обучение это 5.31 Модульное обучение
Развивающее обучение это 5.32 Виды рейтингового контроля при модульном обучении
Развивающее обучение это 5.33 Открытые системы интенсивного обучения
Развивающее обучение это 5.34 Информационные технологии в обучении
Развивающее обучение это 5.35 Инновационное обучение. Акмеологический подход
Развивающее обучение это 5.36 Традиционные технологии обучения
Развивающее обучение это 5.37 Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
Развивающее обучение это 5.38 Производственно-профессиональное обучение. Формирование навыков
Развивающее обучение это 6. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Развивающее обучение это 6.1 Педагогическое общение и его стили
Развивающее обучение это 6.2 Этапы педагогического общения
Развивающее обучение это 6.3 Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
Развивающее обучение это 6.4 Характеристики закономерностей воспитания
Развивающее обучение это 6.5 Характеристика принципов воспитания
Развивающее обучение это 6.6 Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика
Развивающее обучение это 6.7 Гуманистическая педагогика
Развивающее обучение это 6.8 Классификация методов и форм воспитания
Развивающее обучение это 6.9 Направления воспитательной работы
Развивающее обучение это 6.10 Семейное воспитание. Принципы и содержание
Развивающее обучение это 6.11 Основные типы неправильного воспитания в семье
Развивающее обучение это 6.12 Нарушения поведения ребенка в семье
Развивающее обучение это 6.13 Воспитательный потенциал семьи
Развивающее обучение это 6.14 Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье
Развивающее обучение это 6.15 Формы зависимого поведения ребенка в семье
Развивающее обучение это 6.16 Показатели родительского поведения
Развивающее обучение это 6.17 Причины неправильного родительского воспитания
Развивающее обучение это 6.18 Методы педагогического и психологического воздействия на личность
Развивающее обучение это 6.19 Упражнение, приучение и методы стимулирования
Развивающее обучение это 6.20 Межличностные отношения в коллективе
Развивающее обучение это 6.21 Структура и этапы формирования учебного коллектива
Развивающее обучение это 6.22 Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе
Развивающее обучение это 6.23 Обучение и воспитание в ВУЗе как этап социализации

« назад Оглавление вперед »
5.14 Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний &#0171 | &#0187 5.16 Интенсификация обучения

Развивающее обучение это Использование игровых методик в коррекционной развивающей работе учителя в начальных классах

Интегральная характеристика психологии ребёнка младшего школьного возраста. Дидактическая игра как метод коррекционно-развивающей работы учителя в современной начальной школе. Организация и экспериментальное исследование использования игровых методик.

Развивающее обучение это Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы «Белки. Нуклеиновые кислоты»

Гуманизация и гуманитаризация химии как средство формирования здоровой нравственной основы будущего специалиста. Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в средней школе. Подача материала лекцией и интегрированным уроком.

Развивающее обучение это Компьютеризация реализации образовательной технологии – система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова на уроках

История развития и становление системы развивающего обучения. Изучение системы развивающего обучения на основе работ В.В. Давыдова. Формы учебной работы в системе развивающего обучения. Использование информационных технологий в развивающем обучении.

Развивающее обучение это Общее понятие о развивающем обучении истории, его цели и особенности их реализации

Научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы, формирование у детей основ теоретического мышления. Развивающее обучение на уроках истории. Особенности обучения шестиклассников истории средних веков.

Развивающее обучение это Особенности технологии развивающего обучения и воспитания на уроках биологии

Характеристика технологий развивающего обучения и воспитания на современном этапе. Использование проектных исследовательских технологий в процессе обучения биологии. Анализ методов активизации познавательной деятельности — загадки, ребусы, кроссворды.

Развивающее обучение это Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов

Развивающее обучение — одна из главных проблем педагогики. Исторические корни развивающего обучения. Процесс получения знаний. Идея развивающего обучения в наследии выдающихся мыслителей прошлого. Внедрение развивающего обучения в современную школу.

Развивающее обучение это Развитие фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения

Научные основы развития фонематического слуха учащихся начальной школы в развивающей системе обучения. Педагогические условия применения, суть использования и роль звукового анализа слова в курсе русского языка. Сравнительный анализ систем обучения.

Развивающее обучение это Роль развивающего обучения для развития творческой личности младшего школьника

Цель воспитания и образования в современном обществе. Творческая активность школьника. Изучение психолого-педагогической литературы. Методы развивающего обучения. Ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса.

Развивающее обучение это Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе. Развивающая среда в ДОУ. Художественные средства модернизации развивающей среды. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества.

Развивающее обучение это Сравнительный анализ методики ознакомления с равенствами, неравенствами, уравнениями в традиционной школе и системе развивающего обучения

Система развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Сравнительный анализ методики ознакомления с равенствами, неравенствами, уравнениями в традиционной школе и системе РО. Методика обучения решению текстовых задач. Диагностика и контроль в системе РО.

Развивающее обучение этоУчебники по данной дисциплине

Развивающее обучение это Учим детей рассказывать
Развивающее обучение это Педагогическая работа с лицами различных темпераментов
Развивающее обучение это Методика преподавания психологии
Развивающее обучение это Методика преподавания психологии в кратком изложении
Развивающее обучение это История образования в России
Развивающее обучение это Педагогика. Курс лекций
Развивающее обучение это Педагогика. Учебный курс
Развивающее обучение это Психология и педагогика кратко. Лекции
Развивающее обучение это Психология и педагогика кратко. Лекции 2
Развивающее обучение это Психология и педагогика кратко. Лекции 3
Развивающее обучение это Педагогическая аксиология
Развивающее обучение это Педагогическая аксиология 2
Развивающее обучение это Учебная деятельность младших школьников
Развивающее обучение это Педагогика в лицах. Часть 1.
Развивающее обучение это Педагогика в лицах. Часть 2.

Глава 13. Дидактическая система развивающего обучения

. Из истории становления развивающего обучения

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных педагогов. Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. В начале 30-х годов он обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Л.С. Выготский:

школьный возраст характеризуется тем, что у ученика возникает и развивается осознанность и произвольность собственных психических процессов;

ввел понятие зоны ближайшего развития. Наличие этой зоны предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих у него психических особенностей. Процессы обучения и воспитания в детском возрасте находятся в непосредственной зависимости не столько от уже созревших особенностей ребенка, сколько от тех, которые находятся в его зоне ближайшего развития.

С.Л. Рубинштейн:

для ребенка нет ничего естественней, чем развиваться, формироваться и становиться тем, кто он есть в процессе обучения и воспитания;

ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается. Это значит, что обучение и воспитание включаются в сам процесс личностного развития, а не надстраиваются над ним.

воспитание и обучение достигают желаемых целей при умелом направлении собственной деятельности ребенка. Поэтому педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развитие личности ребенка в меру того, как педагог руководит его деятельностью, а не подменяет его.

всякая попытка педагога внести познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных качеств.

Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.А. Менжинской и других. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактический взаимоствязанный процесс. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности не противопоставляется развитию, а является его стороной. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям, способствует воспитанию у него веры в собственные силы.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *