Религия шумеров

Религия в Древнем Шумере

Религия шумеров весьма сложна, ибо включает в себя развитую мифологию. Для совершения наиболее важных религиозных обрядов в Шумере строятся ступенчатые храмы – зиккураты (от вавилонского слова sigguratu – вершина, в том числе вершина горы). Шумеры считали, что храм нисходит с неба. Зиккураты строились на небольшой платформе, но через 50 или 100 лет разрушались, увеличивая основание для нового зиккурата. Чем больше проходило времени, тем выше становилась платформа, укрепляющаяся за счёт разрушения прежних зиккуратов. Каждый новый зиккурат был выше предыдущего и символизировал духовное возвышение народа. Прежде чем закладывать зиккурат, на месте его основания вбивался кол, символизирующий то, что это земное место оплодотворено богом. Внешне зиккурат выглядел, как ступенчатая пирамида, на верхней террасе которого находилось помещение для совершения культа. Иногда зиккурат был округлой формы, а чтобы подняться на его вершину, нужно было пройти по спиралевидной лестнице, как бы обвивающей само сооружение.

Религиозные обряды были весьма сложны. В них подчас имели место и жертвоприношения. На жертвенном алтаре шумеры могли убить даже почитаемого ими быка, хотя жрец, выполнявший роль бога и убивавший животное, после совершения ритуала говорил: «Боги совершили это, а не я». Божественная воля трактовалась звездочётами, которые на основе религиозных мотивов достигли впечатляющих успехов в астрономии и математике. Звездочёты считали, что самым несчастным днём является суббота – поэтому в этот день следует воздержаться от работы и много молиться. Также несчастным было число 13, поэтому год в Шумере был поделён на 12 частей, хотя 365 дней было бы удобнее поделить на 13.

В общем, молитвы для шумеров играли очень важную роль, охватывая не только время, проведённое в храме, но и повседневную жизнь. Существовали предписания (своеобразные инструкции) к молитве. В одной из них предписывалось: «Установить перед ликом Иштар курильницу с благовонным кипарисом, излить жертвенное пиво и трижды совершить поднятие рук». В одном из эпических текстов говорится: «Без Энлиля, Могучего Утёса, не выстроен город, не заложен посёлок, не выстроен хлев, не заложен загон, вождь не возвышен, жрец не рождён, не избран оракулом служитель храма, нет в отрядах начальника войска. Потоки воды не отводят каналы, мол хвостом не врезается в море, море насыпи не рождает…». Даже если человек отправлялся в поход или с торговым караваном, он ставил свою статую около храма, чтобы она, как бы замещая своего хозяина, вместо него и за него молилась. Такую статую хоронили вместе с умершим хозяином. Приведём пример молитвы, которую произносили древние шумеры.

Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!

Видеть тебя благо, воля твоя – светоч!

Помилуй меня, Иштар, надели долей!

Ласково взгляни, прими молитвы!

Выбери путь, укажи дорогу!

Лики твои я познал – озари благодатью!

Ярмо твоё я влачил – заслужил ли отдых?

Велений твоих жду – будь милосердна!

Блеск твой охранял – обласкай и помилуй!

Сиянья искал – жду для себя просветления!

Всесилью молюсь твоему – да пребуду я в мире!

Да будет со мною Шеду благой, что стоит пред тобою!

Милость Ламассу, что за тобою, да будет со мною!

Да прибавится мне богатства, что хранишь ты справа,

Добро, что держишь ты слева, да получу от тебя я!

Прикажи лишь, и меня услышат!

И что сказал я, так как сказал я, пусть и свершится!

И здоровье плоти, и веселье сердца веди меня ежедневно!

Продли дни мои, прибавь мне жизни!

Да буду жив я, да буду здрав я, твою божественность да восславлю!

Да достигну я моих желаний!

Тебе да воздадутся небеса, с тобой да возликует Бездна!

Благословенна будь богами вселенной!

Великие боги сердце твоё успокоят!

Ряд ритуалов сопровождался омовением или окроплением, что связано с представлениями о чистом и нечистом. Понятия греха у шумеров не было, грех мыслился как нечистота.

Тем не менее со временем у шумеров стало развиваться идолопоклонничество. то есть подмена духовного образа бога предметом, который становится не просто вещью, символизирующей божество, а самим объектом поклонения – воплощением бога. В результате ряд обрядов привели к материалистическому миропониманию. Например, обряд оживления предполагал изготовление или реставрацию статуи бога. При помощи определённых манипуляций статуя наделялась особыми силами, ей отверзали уши, нос, очи, что обеспечивало непосредственное, физическое присутствие божества в храме.

Многие бытовые действия также синтезировались с религиозными представлениями. Например, маслобойня являлась символом сотворения мира, при котором сливки и жидкость сбивались в твердь – кусок масла.

Из поколения в поколение чувственность религиозных представлений шумеров привела к вырождению духовной составляющей религии, спровоцировавшей впоследствии такие низменные явления шумерской культуры, как храмовую проституцию, или обычай, по которому некоторые женщины хотя бы раз в жизни шли в храм какой-либо богини и там отдавались любому мужчине. Таким образом они хотели выразить своё служение богине Иштар, хотя в действительности они подчиняли себя родовым, животным стихиям. Неудивительно, что в момент своего падения Вавилон стал символом разврата и всякой нечистоты.

Шумеры верили во многих богов, что частично объясняется тем, что в Междуречье существовало множество культур, объединённых Шумерским государством. Существуют упоминания о том, что вначале было первичное бесконечное море, в котором зародилась вселенная. Слово вселенная шумеры обозначали при помощи двух слов ан и киан-ки (небо-земля ). Ан – это мужское начало, а ки – женское. Слово Ан в Шумере также обозначало бога. Ему соответствовала его супруга – богиня Анату. от имени которой произошли другие имена богинь, такие как Анта, Анат, Аната, Анахита. То, что имя богини происходит не от слова ки. а от слова ан. кое одновременно есть имя бога мужского пола, указывает на распространённость патриархата. Тем не менее супруг и супруга обладали общей природой и выражали единую идею. Соответственно, в тех городах, где главной богиней была женщина, верховным вождём был мужчина. Если в городе почитался верховным божеством бог мужского рода, то жреческую иерархию возглавляла женщина.

Шумеры имели представления о мэ – некой таинственной силе, образующей сущность каждой вещи. Многие исследователи считают, что мэ – это совокупность божественных правил мироздания. Хранителем мэ считался бог Энки – владыка земных и подземных вод. Энки отличается добрым отношением к людям; именно Энки создал для людей зерно и скот, дал людям мотыгу, плуг и формы для изготовления кирпичей. В принципе Энки не был идеальным. Легенда говорит, что он не отличался опрятностью, а, сотворив людей, напился вина и начал бессмысленно творить бесполых уродливых существ.

Надо отметить, что доброе отношение богов к людям было для шумеров скорее исключением, а в целом люди не верили в то, что боги могут быть к ним милосердны. Более того, с высшими богами человек мог общаться только через своего бога-покровителя, дарующего удачу, и богини-покровительницы, определяющую судьбу. Однако и эти низшие боги далеко не всегда благоволили к людям, а главное – они сами подчинялись высшим богам. В целом шумерской религии была присуща трагичность, неверие в конечное человеческое счастье и упадничество, что особенно проявилось в аккадской религии. Религиозный пессимизм привёл к тому, что люди начали всецело уповать на жрецов, которые, по их поверьям, могли защитить простых верующих от гнева богов. Вскоре у шумеров стали распространяться суеверия, магические ритуалы, суть которых мало кто понимал. Жрецы же становятся замкнутой корпорацией со значительными властными функциями.

Цари в Шумере носили титул лугаль. что дословно обозначает большой человек. Словом лу изначально обозначали мужчину, ведущего своё хозяйство, потом человека и людей вообще. Лугаль же есть самый могущественный человек в общине. Он был наделён вещами, которые символизировали его связь с богами и его могущественность. Так, скипетр понимается как источник пастырской власти; штандарт означает власть над общиной; стела – власть над покорёнными народами и некий гарант сохранения посмертной памяти о царе; особое одеяние означает защищённость лугаля от злых демонических сил; закладной колышек правителя указывает на его стремление к созидательной деятельности. Также для лугаля свойственно особое место – трон. Некоторое время лугаль занимал именно трон. однако постепенно вместо трона, как одного из символов царской власти, появляется престол. что указывает на то, что царь стал наделяться божественными силами. Здесь важно понимать то, что трон помещается в зале по решению людей, которые могут его вынести и в другое место, а престол есть центральная часть зиккурата, которую занимает божество. Цари отличались также тем, что инициировали строительство храмов, как правило, собственноручно принося на место строительства первую корзину с глиной. Считалось, что этим поступком царь уподоблял себя богам. Однако стремление уподобиться богам приводило к централизации власти, тем более, что при данных обстоятельствах ослаблялась роль иных жрецов, в первую очередь эну – жрецов, которые при выполнении религиозных обрядов исполняли роль богов. Отход лиц, наделённых властными полномочиями от религиозных дел, привёл к нравственному регрессу общества, что заставило царей ввести законодательство, которое частично решало вопросы морали. Начальная история Шумерского государства схожа с египетской. В XXI или XXII веке до н.э. в городе Ура был создан первый сборник законов. С 2300 года до н.э. шумерские города были объединены царём Саргоном. Он вооружил свою армию дальнобойными луками, что стало для шумеров новшеством. Этот царь не принял ни одного уже утвердившегося титула, не выбрал ни один из шумерских городов в качестве столицы. Он стал называть себя царём Шумера и Аккада и построил столицу – город Аккаде. Единое Шумеро-Аккадское царство просуществовало примерно одно столетие. В 2200 г. до н.э. оно распалось под ударами кочевников гутиев, которые правили 125 лет и быстро ассимилировались. После частичного восстановления Шумеро-Аккадского царства были предприняты попытки его усиления. Для этого правители составили летопись истории Шумерского государства – «Царские списки». Согласно им, в Южном Междуречье правило 8 династий «допотопных царей», сменивших 5 столиц. Их правление продолжалось 241200 лет. «Царские списки» стремились выразить идею того, что Шумерское государство изначально было единым и что состояние обособленности номов неестественно.

В 2000 г. до н.э. на шумеров напали аморейские кочевые племена, и государство окончательно распалось. На руинах Шумеро-Аккадского царства возникли два небольших государства – Исин и Ларса, а вскоре возникает Вавилонское царство.

В Вавилонском царстве, во многом на основе шумерских законов, вырабатывается крупный сборник законов – законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Несмотря на то, что меру наказания в законах Хаммурапи определяло государство, а не частное лицо, всё же этот законодательный сборник с трудом можно назвать правовым, ибо сама власть Хаммурапи не была свободной от родовых предубеждений. Сборник законов Хаммурапи состоит из 282 статей, но полностью сохранились 247. Остальные оказались стёртыми, хотя некоторые из стёртых статей удалось восстановить по документам ассирийского царя Ашурбанипала.

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Религия шумеров Сословие жрецов занимало одну из высших ступеней среди классовых сословий. Они ненавязчиво правили всем и представляли собой замкнутую касту. Статус жреца передавался по наследству, а мог передаться «по конкурсу». Жрецом мог стать только хорошо образованный мужчина с отменным здоровьем, как бонус к здоровью и образованности нужно было приложить нравственность и хорошее происхождение. Образованным в Шумерской цивилизации считался человек, который владел письмом, умел петь, владел музыкальным инструментом, знал жертвенные ритуалы, богословие и умел принимать законные решения, продиктованные ему разумом. В период зарождения шумерской цивилизации жрецы вели службу нагими. Затем появились свободные одеяния изо льна. Чаще всего, светлых оттенков.

У шумеров было много храмов. Иерархию внутри возглавляли два жреца: шангу и эну. Шангу считался главным жрецом по административным вопросам. Эну в таинствах выполнял роль бога. Верховный жрец избирался после магического обряда-гадания, для которого использовались внутренности животного, заколотого на жертвенном одре. Верховный жрец занимал настолько высокий статус, что если правитель государства отправлялся на войну, он становился его наместников. Кстати, правителя шумеров также выбирали из касты жрецов, и его власть также переходила по наследству, образуя царскую династию.

Борьба церкви и правителей за власть

Именно из-за такой структуры Шумерская цивилизация начала уничтожать сама себя, деградируя и открывая тыл врагам. Постоянные распри из-за власти и вопроса, кто главнее, побудили религиозные институты противостоять правителям. А правители всегда завидовали несметным сокровищам жрецов.

Религия шумеров

Имеют ли что-то общее боги древних шумеров и боги современного человечества? Значительное сходство наблюдается с тюркским богом природы — Тенгир-Тенгри. Природные явления, которые обычный человек не мог объяснить, приписывались богам. Шумеры называли всех богов DINIGIR. Каждый Dinigir имел свое имя.

Слово dinigir состоит из трех частей. Первая часть — DI, в переводе с татарского означает «говори». Вторая часть — NIG, переводится как «суть», «основание». Третья часть — IR — это «муж». Все вместе звучит «Говорящее мужское начало» или «Говорящая суть мужа». К какой бы религии мы не обратились, везде описываются моменты, когда божество обращается к избранному человеку. При этом человеку не дано увидеть бога, он может лишь слышать, что бог ему говорит.

Божественный пантеон шумеров не ограничивался одним божеством. Повествования, изложенные на глиняных табличках, описывают бога Dimuzi. Бог, который смертен. Каждый год он умирает, а затем рождается снова. Древние шумеры связывали природные циклы пробуждения природы именно с этим божеством.

Религия шумеров На протяжении тысячелетий Землю периодически навещали только колонисты. Других разумных существ на нашей планете не было. Жители планеты Ниберу спускались на своих космических «птицах» к нам, добывали в шахтах золото, чтобы распылять его в своей атмосфере, сильно потрепанной достижениями науки.

Но однажды ниберийцам надоело самим добывать золото для поддержания защитного щита на своей планете, и они задумали создать биороботов. Причем не простых, а очеловеченных. С Нибиру прилетели ученые и начали работать над первыми «адамами». Слово «Адам», кстати, происходит от слова «Земля» («Adamah») и обозначает землянин. Прямоходячие к тому времени на планете уже существовали, но их интеллект был почти на уровне приматов. Однако генные клетки вполне подходили для создания нового высокоэволюционного существа, который смог бы понимать все команды аннунаков и трудиться на их благо.

В ходе эксперимента над созданием человека были взяты ДНК женщин-аннунаков и ДНК-приматов. По одной из версий, в процессе участвовало семь женщин, давших жизнь первым семерым Адамам. В процессе создания участвовала женщина-аннунак по имени Нинти (та, которая дает жизнь) и аннунак по имени Энки. Впоследствии ее имя преобразовалось в Mami, не удивительно, что во всем народах только это название звучит практически одинаково и обозначает одно и то же. Это в очередной раз указывает на то, что все мы произошли от одного народа.

В рисунках об Энки фигурирует значок, которым ученые сейчас и обозначают ДНК. Но шумеры изложили для себя процесс в более простой для восприятия форме: для сотворения понадобилась глина практически из центра земли (ДНК) и юная аннунаки, которая доведет глину до нужного состояния (то есть та, которая будет вынашивать плод). Процесс оплодотворения проходил в стерильной лаборатории, и рассказчик-шумер постоянно указывает в сохранившемся источнике на то, что Нинти перед работой с глиной периодически мыла руки.

День святого Свитуна
15/07
В этот день в Англии отмечается праздник, посвященный святому Свитуну, епископу, строителю храмов и предсказателю погоды. Свитун при короле Вессексе Эгберте сл. Подробнее

Религия шумеров

Всемирный день шоколада
11/07
Всемирный день шоколада впервые был отпразднован в 1995 году. Его придумали французы, известные на весь мир своей любовью к этому лакомству. Шоколад был завез. Подробнее

Религия шумеров

День Давида Земляничника
09/07
По народному календарю наших предков сегодняшний день самый благоприятный для сбора земляники. Крестьяне вставали рано утром, и пока не сошла роса ходили за яго. Подробнее

Религия шумеров

Всемирный день поцелуя
06/07
Всемирный день поцелуя придумали в Великобритании. Праздник отмечается 6 июля. В этот день, во многих городах мира, устраиваются конкурсы, участниками которых м. Подробнее

Религия шумеров

Религия шумеров – особенности верований

Религия шумеров Каждая из цивилизаций древности была в определённой степени основана на религии. Это проявлялась в самых разных формах: в обожествлении царской власти и самой фигуры царя, в присутствии сильных магических «бытовых» верований, когда едва ли не каждое повседневное событие связывалось с божественным миром, в идентификации того или иного города или этноса с конкретным божеством-покровителем и так далее. Эти и другие черты были характерны и для религии шумеров, одной из немногих древних религиозных систем, которые можно довольно подробно реконструировать.

Религия шумеров

Общепринятым считается классификация в качестве классического политеистического язычества религиозных систем античности, то есть Древней Греции и Древнего Рима. Однако основные черты языческой религии сложились значительно раньше, что подтверждается данными о религиозных представлениях шумеров. У шумеров был многочисленный пантеон богов, в котором только основных, «великих богов» было около полусотни. Разные боги символизировали собой различные природные стихии и явления, им приписывалось покровительство над различными сферами жизнедеятельности людей, авторство тех или иных культурных нововведений или занятий.

При этом специалисты не находят у шумеров свидетельств существования верховного бога, подобно Зевсу у эллинов или Юпитера у римлян.

Номинально верховным богом был небесный бог Ану, однако, согласно мифам, он в земную жизнь почти не вмешивался, да и остальных богов не слишком контролировал. Кроме того, различные боги считались «родовыми» покровителями для каждого из шумерских городов-государств, так что в этих городах они особенным образом и почитались. Что касается представлений о взаимоотношениях людей с богами, то шумеры считали, что люди были созданы в своё время богами из глины и собственной крови и что как люди без божественного покровительства обречены, так и боги неспособны существовать без людских подношений и трудов. Примечательно, что некоторые люди, герои, могли своими свершениями достигать божественного статуса, их обожествляли. Кроме того, сакральный характер носила и царская власть — цари считались потомками тех самых обожествлённых героев.

Религия шумеров

Никакого рая, сплошной ад

Религия шумеров Любопытны представления шумеров о загробной жизни — в них нет как такового представления о рае как месте посмертного вечного блаженства. Подобное место имеется в мифологии практически всех языческих народов, однако шумеры Шумеры — загадки исчезнувшей цивилизации Религия шумеров подходят к этому вопросу по-другому. Так как они считают, что люди были созданы для служения богам, то после смерти людские души, неспособные трудиться на благо богам, становятся высшим силам ненужными. Это означает, что в посмертном бытие все души обречены на страдания. В подземное царство мёртвых души входят через семь входов, затем им нужно пересечь волшебную реку, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Но сделать это смогут лишь души тех людей, которые после своей смерти были погребены в полном соответствии с принятыми ритуалами.

Души же не погребённых людей обречены на вечные скитания, они вернутся на землю и будут приносить беды и несчастья живым. Правда, это не распространялось на души людей, имевших много детей или павших в бою — они считались выполнившими свои «трудовые обязанности» перед богами и за это заслужившими попадание в мир мёртвых и смягчение посмертных страданий.

Таким образом, религия шумеров не предполагала никакого посмертного воздаяния за хорошие или плохие поступки, за праведную или преступную жизнь.

Имело значение лишь соблюдение ритуалов и выполнение воли богов, служение им и их жрецам.

Религия шумеров

Жрецы — почти что каста

Религия шумеров Жрецы составляли важную и влиятельную часть шумерского общества. Хотя, как считают историки, на этапе становления шумерской цивилизации Шумерская цивилизация – множество загадок для ученых Религия шумеров жречества как отдельной и закрытой прослойки не существовало. С одной стороны, правящая группа включала в себя и жрецов, и военно-политических лидеров, причём нередко одни и те же люди осуществляли функции и политического руководителя, и жреца. С другой стороны, низшая часть жречества, то есть те служители культа, которые обслуживали непосредственно совершение ритуалов и следили за содержанием храмов, святилищ и идолов богов в порядке, были выходцами из низших слоёв и нередко сочетали службу с физическим трудом.

Но постепенно делало своё дело своеобразное «разделение труда», жрецы становились всё более закрытой группой, жреческие посты передавались по наследству, был введён образовательный ценз. Впрочем, совершенно закрытой кастой, наподобие брахманов в индуистской Индии, шумерские жрецы не были — при желании и способностях путь в жречество не был закрыт. Любопытно, что жрецами могли быть как мужчины, так и женщины (причём у богов разного пола), хотя, конечно, мужчины-жрецы были более влиятельны. В некоторых городах -государствах жрецы фактически были правящей группой, опираясь на идеологическое главенство и экономические ресурсы, тогда как военные предводители осуществляли власть номинально.

Читать дальше → Боги

Политеическая религия Шумера и Вавилона.

в Ср Окт 19, 2011 3:16 am

Вряд ли сейчас найдется на Земле и 100 человек, исповедующих древнешумерскую религию. Но когда-то это было одно из первых и самых мощных верований Востока. К тому же, религия Шумера, Аккада и Вавилона необычайно сильно связана с магией. Многое из «мифов9quot; древних шумеров активно используется и современными магами, особенно демонологами. А в этой статье, классическое, «научное9quot; представление об этой религии.

Религия древнего Шумера и всей Месопотамии.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.

Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами).
Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.

Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане.
Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе
– Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями.
Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.

Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения
– разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о
Ное.

В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже — в библейские сюжеты.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала.

Шумерские божества и мифологические существа.

Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, — царь небес, верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его владение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.

Энки или Эа, один из трех великих шумерских богов (два других – Ану и Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считался также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. В молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность и справедливость. В «Энума элиш» он – создатель человека. Как бог мудрости он упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в
Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Ана божественные законы – «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современные исследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественными законами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись чем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей, предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной, так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх, усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом и т.п.

Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он – бог бурь (шумерское «ен» – «господин»; «лиль»
– «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь» он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом. В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части – небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, – соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль
(«нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре.
Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» и которому особенно восторженно поклонялись.

Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии.
Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли»). «Великая гора» – один из эпитетов бога Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.

Мардук — главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил.
Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом
Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала II тыс. до н.э. Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения: существует только один бог Мардук, все другие боги – это лишь его разные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

Даган по происхождению — немесопотамское божество. Вошел в пантеоны
Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в
Месопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина
Ишме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом») свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-
Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон.

Эрешкигаль, жестокая и мстительная богиня подземного царства мертвых. Усмирить ее мог только бог войны Нергал, ставший ее супругом.

Страну умерших шумеры называли Кур. Это приют теней умерших, блуждающих без всякой надежды.

Ад – не бездна, куда ввергаются одни лишь грешники, там встречаются хорошие и дурные люди, великие и ничтожные, благочестивые и нечестивцы.
Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картины ада, являются естественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающем мире.

Люди после смерти находили вечное пристанище в сумрачном царстве
Эрешкигаль. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям). В
«стране, откуда нет возврата», действуют непреложные законы, обязательные как для людей, так и для богов.

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых – эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги.

Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, — все это рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной, лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечная жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простых смертных, и все же мечтали о бессмертии.

Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые из них, к сожалению, полностью не сохранились.

Красавица Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее шумерское имя – Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у ассирийцев — Истар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина.
Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа
Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.

Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в
Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также
«Пастухом». Дамузи – земледельческое божество, смерть и воскресение его – олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.

Громовержец Ишкур – бог грозы и сильных ветров – первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам
– в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии.

Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль» — тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем
Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской
(халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор
(Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э- зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.

Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает
«солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». Шамаш – источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.

Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы
Эрешкигаль.

Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящий несправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау).

Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как
Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именем
Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной четы родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.

Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема – скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе
Кальху.

Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц.
Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как
«Господин месяца». Син считался отцом Шамаша — бога солнца и Иштар – богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею – идею матери- земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия, советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города, принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту,
Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.

Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар.
Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли отменить даже боги.

За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии.
Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств – «имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое другое.

Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.

Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными силами. Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этой же богине служили и жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.

Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы были весьма внушительным зрелищем, они послужили поводом к созданию еврейской легенды о построении Вавилонской башни.

Доступ в храмы – «жилища богов» — имели только жрецы. Внутри храм представлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений, украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством.

Жрецы в то же время были учеными. Они монополизировали знания, которые были необходимы для ведения организованного ирригационно- земледельческого хозяйства. В Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов. Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов – все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини стали ассоциироваться с небесными светилами. Бог Ура-
Син был отождествлен с Луной, Набу – с Меркурием, Иштар – с Венерой, Нергал
– с Марсом, Мардук – с Юпитером, Нинурта – с Сатурном. Именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней. Месяцы года тоже посвящались богам.

Астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии европейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков времени и делениям пространства священное значение. С этим связано появление священных чисел – 3, 7, 12, 60 и др. эти священные числа тоже были унаследованы европейскими и другими народами.

В религии Месопотамии большую роль играли чрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. В заклинаниях перечисляются их имена и
«специальности». Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты-апотропеи (обереги). В качестве оберегов применялось, например, изображение самого злого духа, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.

Смерть и предшествующие ей болезни шумеры объясняли вмешательством демонов, которые, по их представлениям, были злыми и жестокими существами.
Согласно верованиям шумеров, в иерархии сверхъестественных существ демоны стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем не менее, им удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов.
Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные дома, оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.

Демоны могли вызывать разные болезни. Чем труднее было вылечить недуг, т.е. чем могущественнее были демоны, которые вызывали болезнь, тем сложнее была формула заклинания. К числу самых жестоких, непобедимых, приносящих людям особенно много вреда, принадлежали демоны Удуг. Этих могущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами»,
«дыханием смерти», «преследователями людей». Одни только заклинания посвященных в тайны самых сложных заговоров жрецов, которые знали имя подходящего к случаю божества, могли отогнать Удуг.

Демоны не ограничивались одним лишь разрушением здоровья людей. По их вине путешественники сбивались с пути в пустыне, бури разрушали их дома, смерчи истребляли посевы. Демоны были созданы для того, чтобы приносить несчастья, создавать трудности, мучить людей, усложнять им жизнь.

Шумеры — были «черноголовые». Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют «прародителем современной цивилизации». а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал. Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере.

Но начну я. наверное, с 1778-м года, когда датчанин Карстен Нибур, возглавлявший экспедицию в Месопотамию 1761-м года, опубликовал копии клинописной царской надписи из Персеполя. Он первый предположил, что 3 колонки в надписи — это три разных вида клинописи, содержащих один и тот же текст.

В 1798-м году ещё один датчанин, Фридрих Христиан Мюнтер высказал гипотезу что письмена 1-го класса — это алфавитная староперсидская письменность (42 знака), 2-го класса — слоговое письмо, 3-го — идеографические знаки. Но первым удалось прочесть текст не датчанину а немцу, преподавателю латыни в Геттингене, Гротенфенду. Внимание его привлекла группа из семи клинописных знаков. Гротенфенд предположил что это слово Царь, а остальные знаки были подобраны исходя из исторических и лингвистических аналогий. В конце концов Гротенфенд сделал следующий перевод :

Ксеркс, царь великий, царь царей Дария, царя, сын, Ахеменид.

Однако только через 30 лет француз Эжен Бюрнуф и норвежец Кристианн Лассен нашли правильные эквиваленты для почти всех клинописных знаков 1-й группы. В 1835-м году была найдена вторая многоязычная надпись на скале в Бехистуне и в 1855-м году Эдвину Норрису удалось дешифровать 2-й тип письменности, состоявший из сотни слоговых знаков. Надпись оказалась на эламском языке (кочевые племена называемые в Библии амореями или аморитянами).

С 3-м типом оказалось ещё сложнее. Это был совершенно забытый язык. Один знак там мог обозначать и слог и целое слово. Согласные выступали только в составе слога, тогда как гласные могли фигурировать и как отдельные знаки. Например звук «р» мог быть передан шестью различными знаками, в зависимости от контекста. 17 января 1869-го года лингвист Жюль Опперт заявил. что язык 3-й группы является. шумерским. А значит должен существовать и шумерский народ. Но была ещё и теория. что это лишь искусственный — «сакральный язык» жрецов Вавилона. В 1871м году Арчибальд Сайс пуликует первый шумерский текст, царскую надпись Шульги. Но только в 1889-м году определение шумерский принимается повсеместно.

РЕЗЮМЕ. То, что мы сейчас называем шумерским языком — фактически искусственная конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших шумерскую клинопись — эламскими, аккадскими и староперсидскими текстами. А теперь вспомните как древние греки коверкали иностранные имена и оцените возможную достоверность звучания «восстановленного шумерского». Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков. Иногда шумерский называют «латынью древнего Вавилона» — но надо отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.

Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды. Однако. в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями.

Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию.

Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.

По черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы («круглоголовые») и долихоцефалы ( «длинноголовые» ). Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку.

В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды — сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э. относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая — выпуклую.

Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии — с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное.

Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида. Однако, хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.

После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры оставили после себя огромное количество «хозяйственных» записей и «списков богов» но так и не удосужились записать «философскую основу» своей системы верований. Поэтому наши знания лишь интерпретация «клинописных» источников, в большинстве своём переведённых и переписанных жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше или поэмы «Энума элиш» датируемых началом II-го тысячелетия до нашей эры. Так что, возможно, мы читаем своеобразный дайджест, подобный адаптивному варианту библии для современных детей. Особенно учитывая, что большинство текстов скомпилированы из нескольких отдельных источников ( из-за плохой сохранности).

Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются «большими людьми» (лугаль), которым противостоят «маленькие люди», т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул «цатэси» (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.

Разобщённость городов-государств создало проблему с точной датировка событий в Древнем Шумере. Дело в том, что каждый город-государство имел свои летописи. А дошедшие до нас списки царей, в основном, написаны не ранее аккадского периода и представляют собой смесь обрывков различных «храмовых списков» что привело к путанице и ошибкам. Но в общем всё выглядит так :

2900 — 2316 г. до Р.Х. — период расцвета шумерских городов-государств

2316 — 2200 г. до Р.Х — объединение шумера под властью аккадской династии (семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую культуру)

2200 — 2112 г. до Р.Х — Междуцарствие. Период раздробленности и нашествий кочевников -кутиев

2112 — 2003 г. до Р.Х — Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры

2003 г. до Р.Х — падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов). Анархия

1792 — возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство)

После своего падения шумеры оставило то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю — Религию.

Религия Древнего Шумера.

Давайте коснёмся Религии Шумеров. Похоже в Шумере истоки религии имели чисто материалистические. а не «этические», корни. Культ Богов имел целью не «очищение и святость» а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. Самые древние из Шумерских Богов. упомянутые в древнейших табличках «со списками богов» ( середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы — небо, море, солнце, луну, ветер и т.д. затем появились боги — покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали. что всё в мире принадлежит богам — храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, — а житницей богов — амбарами.

Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо — мужское начало) и КИ (земля — женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.

На горе небес и земли Ан зачал [богов] Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха — Энлиль, разделивший небо и землю.

Существует гипотеза, что в начале поддержание порядка в миря являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но затем, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого считался Энлиль, именно он занял руководящее место среди богов.

К сожалению до нас не дошёл ни один шумерский миф о сотворении мира. Ход событий представленный в аккадском мифе «Энума Элиш», по мнению исследователей не соответствует концепции Шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём заимствовано из шумерских верований .

Тяжело поначалу жилось богам, всё приходилось делать самим, некому было им служить. Тогда они и создали людей, для услужения себе

Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам должен был иметь ведущую роль в шумерской мифологии. И. действительно, его почитали, правда скорее всего символически. Его храм в Уре назывался E.ANNA — «Дом AN». Первое царство называли «Царство Ану». Однако по представлениям Шумеров, Ан практически не вмешивается в дела людей и поэтому основная роль в «повседневной жизни» перешла к другим богам, во главе с Энлилем. Однако и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти главных богов, среди которых особо выделялись семь главных богов «вершащие судьбу».

Считается что структура совета богов повторяла «земную иерархию» — где правители. энси, правили совместно с «советом старейшин», в котором выделялась группа наиболее достойных.

Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются «МЕ» игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста «МЕ», из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. всё так или иначе связанное с общественной жизнью Некоторые исследователи считают что «ме» — это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, «Божественные правила».

Вообще в Шумере Боги были как Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут симпатией к человеку.

Интересно, что шумерский рай не предназначен для людей — это обитель богов, где неизвестны печали. старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов — это проблема пресной воды. Кстати в Древнем Египте концепции рая не было вообще. Шумерский ад — Кур — мрачный тёмный подземный мир, где на пути куда стояло три служителя — «человек двери», «человек подземной реки», «перевозчик». Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.

Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях. (подробнее>9gt;9gt;) но сейчас нам гораздо более интересен их вклад в техническую сторону развития современной цивилизации.

История начинается в Шумере

Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в своей книге «История начинается в Шумере» перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности, о чем мы уже говорили, он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый «альманах земледельца»; в Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ «Ноя»; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде «слитков на вес»), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе.

В области медицины у шумеров с самого начала были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.

Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями — им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов — по их размерам, назначению и по виду грузов. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога Нинурта приблизительно в 2200 году до РХ. Широта ассортимента этих товаров поразительна — начиная от золота, серебра, меди — и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль.

Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать изделия из глины, что придавало им особую прочность за счет внутреннего напряжения, без отравления воздуха пьлью и золой. Такая же технология применялась для выплавки металлов из руды, например меди — для этого руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов — процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение — 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.( В отличии. например, от Тиауанако ) В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения,из руды — оловянного камня — необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально «Небесный камень» — что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов.

Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом — зачем это было нужно?

«Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента — северный, центральный и южный (соответственно у древних шумеров — «путь Энлиля», «путь Ану» и «путь Эа»). В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. — все это внезапно возникло в Шумере.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире календаре созданном в городе Ниппуре- солнечно-лунном календаре, начинавшемся в 3760 году до Р.Х. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура, называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет, солнечный и лунный календарь не совмещались. Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы ключевые дни (например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия). Удивительно то, что такая развитая астрономическая наука совсем не была необходима этому только что народившемуся обществу.

Вообще математика шумеров имела «геометрические» корни и очень необычна. Лично я вообще не понимаю как такая система счисления могла зародится у примитивных народов. Но лучше судите об этом сами. (Подробности ).

Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» — 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д. В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы. исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.

За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:

1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.

Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 — всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным — оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле — в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно — эта система разработана специально для астрономических целей.

Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?

Шумеры и пришельцы

Интересно что это несказки а полне весомые докозательство, в текстах древних шумерах, есть свидетельства того, что этот народ имел контакт с пришельцами, которые прилетели на Землю во второй половине 4-го тысячелетия до нашей эры с планеты Нибуру. Судя по описаниям, эта планета имеет сильно вытянутую орбиту, и раз в 3600 лет проходит в пределах солнечной системы. В ближайшем будущем будет ясно, существует ли эта загадочная планета на самом деле, так как по расчетам она должна вскоре появиться.

Археологи и лингвисты во второй половине XX века сделали открытия, которые позволяют пересмотреть историю Земли и древних цивилизаций. После изучения нескольких тысяч текстов и астрономических наблюдений древнего Шумерского государства, ученым удалось получить сенсационные сведения о вмешательстве внеземной цивилизации в развитие человечества и влиянии на эволюцию и культуру первобытных народов.

Как утверждают древние шумерские тексты, посланники другой цивилизации прибыли с планеты, которая вращается в своей звездной системе по очень вытянутой орбите, и проходит близко к солнечной системе раз в 3600 лет. Культура и научные знания пришельцев оказывают влияние на человечество уже на протяжении нескольких сот тысяч лет. И именно благодаря им человечество обязано своим появлением на Земле. Большая заслуга принадлежит Захарию Ситчину – специалисту в области изучения древних текстов Шумерской цивилизации, Вавилона и Цивилизация древнего Египта, который на протяжении 30 лет изучал и обобщил все эти сенсационные сведения. В шумерских и аккадских текстах рассказывается о тот, как боги прилетели с небес на своих огненных колесницах, и могли летать в любую точку земли за короткое время, и могли летать к звездам. Они иногда брали с собой избранных среди людей и показывали им нашу Землю с верху из космоса, а иногда даже увозили их на свою родную планету. Есть описание того, как к Шумерскому правителю Гудея, явился бог в золотистом шлеме на «черной птице» и дал распоряжение начать строительство сооружения для нее. После окончания строительства другие боги охраняли постройку, чтоб простые смертные не попали под струю огня при взлете и посадке этой птицы.

«Черные птицы» у Шумеров назывались – МУ. Правителем шумерского города Палаш, была сделана следующая запись: «МУ, взлетали в небо как молния, и подобно огромному костру уходили в небо». На изображениях на шумерских и хеттских табличках видно как объекты, похожие на современные космические ракеты, стоят на пусковых платформах, а так же изображены в полете на фоне звезд. Эти рисунки были даже на печатях правителей Крита. Во время раскопок древнего Ханаана, около Иерусалима, обнаружили табличку с изображением большой ракеты, рядом с которой изображены символы Луны и некоторых созвездий.

В одном особом храме Древнего Египта покланялись объекту, в виде пирамиды, который назывался «бен-бен». По приданиям на нем прилетели боги – ануннаки, которые были богами низшей касты. А руководили ануннаками – нефилимы. Они давали им распоряжения на Земле, как и где надо было строить площадки для своих космических кораблей. Корабли нефилимов древние народы Вавилона и Аккада называли НАРУ, что в переводе означает – «колесницы испускающие молнии». По утверждениям шумерских текстов правитель города Урука Гильгамеш, был только на треть человеком, а на две трети богом. Однажды Гильгамеш отправился в путешествие на «огненной колеснице» на планету нефилимов, но когда корабль поднялся высоко в небо, и он увидел из космоса, как большое море превратилось в маленькую лужу, его объял страх, и он начал умолять ануннаков, чтоб те вернули его обратно на землю, что и было сделано.

Так же во время раскопок были найдены таблички, где нарисованы космические ракеты в шахтах. В верхней части ракеты изображена сфера, которая пристыкована к конусу. Ракета изображена в разрезе, где четко видно, что у нее двойной корпус (внешний и внутренний). Меж корпусов есть кольцевые переборки. Есть переходные люки, между отсеками корабля. Фигуры в одном из отсеков в головной части, держат в руках рычаги. Есть еще множество доказательств, что боги, которые обосновались в Шумерии, имеют космические корабли. Изображения на глиняных табличках Шумеров и поясняющие пиктограммы, хорошо описывают корабли богов. Судя по астрономическим табличкам Шумеров, можно предположить, что 4400 лет до нашей эры в Солнечной системе было 11 планет. Так же изображена рядом еще одна планета – Нибиру – родина нефилимов и ануннаков.

Космические боги передали древним Шумерам невероятные знания о космосе, о Земле, о Солнечной системе, а так же о самой важной планете – Нибиру – своей родине. Расшифрованные письмена говорят о том, что боги правили на протяжении 120 шаров. Один шар равняется одному обороту Нибиру вокруг своей звезды. Таким образом, пришельцы появились на нашей планете 432 тысячи лет назад. Прилетев на Землю примерно 100 тысяч лет назад, пришельцы начали проводить генетический эксперимент с первобытными людьми. И был получен новый вид, отличающийся способностью к разумной деятельности, который в дальнейшем контролировался и направлялся на пути эволюционного развития. И где-то примерно 4000 лет, наша цивилизация начала стремительно развиваться. Пришельцы выбирали правителей из числа самых развитых и умных людей, которые в свою очередь обожествляли их.

Астрономический термин ДУБ у шумеров соответствует окружности в 360 градусов. Профессор пенсильванского университета Х. Хильпрехт обнаружил, что Шумерам было известно о великом космическом цикле периодом в 25 920 солнечных лет. В древних текстах Шумеры описывают, как между Марсом и Юпитером появился пояс астероидов. Существовала планета, которую шумеры называли Тиомат, размеры которой были больше Марса. Но 174 тысячи великих циклов тому назад планета Нибиру пересекала орбиту планеты Тиомат и тогда нефилимы ее уничтожили, чтоб избежать столкновения.

Связаны ли между собой наблюдения НЛО в наше время множеством очевидцев на нашей планете с пришельцами с планеты Нибиру которая если верить текстам древних шумеров, должна уже появиться вблизи нашей солнечной системы? Не их ли корабли наблюдают Земляне в космосе в атмосфере земли и подводой? Может, они очень удивлены развитию нашей цивилизации за время своего отсутствия. И скоро неопознано летающие объекты перестанут быть неопознанными.

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *