Свободное словосочетание

/ Синтаксис / 8. Понятие о свободных и несвободных словосочетаниях

Понятие о свободных и несвободных словосочетаниях

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов,сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение .Компоненты свободного словосочетаниямогут замещаться словами соответствующей категории, например:поздняя осень, ранняя осень, холодная осень .

Сочетающиеся словоформы свободны здесь в том смысле, что могут быть замещаемы при использовании в предложении в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными. в которых место того или иного компонента может быть заполненоне любым словом данной категории. а лишь некоторыми (теми, которые образуютопределенную семантическую группу) .

Например: словосочетание слушать звуки лексическине ограничено (слушать радио, слушать ребенка, слушать передачу, слушать шум и т.д. ), тогда как словосочетаниеподслушать разговор лексическиограничено. так как семантика глагола подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя:подслушать лекцию ).

Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные опирается на лексическую сочетаемость и несочетаемость слов. Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченныеусловно и относительно. так как показывает лишьбольшую или меньшую сочетаемость слов по сравнению друг с другом; в конечном же счете все словосочетания оказываются лексически ограниченными, так как слова их составляющие связаны определенным кругом понятий.

Например, глагол слушать образует словосочетания, лексически неограниченные по сравнению с глаголомподслушать. однако, безотносительно к этому глаголу, его сочетаемость тоже ограничена теми словами, которые способны обозначать объект этого процесса.

Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е.из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенноблизки отдельному слову. При функционированиив предложении несвободные словосочетанияне расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на

и несвободные фразеологически .

Синтаксически несвободные словосочетания — это словосочетания, лексически связанные инечленимые в данном контексте. например, в предложенииКо мне подошла девушка высокого роста словосочетаниевысокого роста несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.:высокорослая девушка. Словосочетаниевысокого роста нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказатьдевушка роста ). Однако то же словосочетание в иных контекстуальных условиях может выступать как вполне свободно построенное, например:Высокий рост выделял эту девушку в группе (ср.:Рост выделял эту девушку в группе ). Оба слова в таком словосочетании лексически полноценны.

Словосочетание два мальчика также в зависимости от контекстуальных условий своего употребления может быть то свободным, то несвободным, ср.:Я любовался игрой этих двух мальчиков (Я любовался игрой этих мальчиков ).

В предложении Два мальчика подошли к столу оба слова лексически связаны, и расчленение словосочетания невозможно, оно выполняет функцию одного члена предложения. Значит, синтаксически несвободные словосочетанияобнаруживаются лишь при функционированиив конкретных предложениях. где они утрачивают раздельность своих компонентов.

Фразеологически несвободные словосочетания — это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентовприменительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста:вверх дном, спустя рукава, бить баклуши. Изучение устойчивых словосочетаний, называемых фразеологическими, выходит за пределы синтаксиса и является предметом фразеологии. В синтаксисе они могут быть рассмотрены лишь как компоненты структуры предложения.

Фразеологические словосочетания могут отражать живые синтаксические связи. т.е. строиться по моделям свободных словосочетаний:бить баклуши, держать камень за пазухой, класть зубы на полку, выметать сор из избы. такие словосочетания легко расшифровываются как образные выражения;

другие фразеологические словосочетания отражают утраченные связи и сочетаемость, не сопоставимые с современными, например:шутка сказать, ничтоже сумняшеся, и вся недолга .

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например:Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетаниепрозрачный воздух ).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

— сглавным словом существительным . например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
— с главным словом числительным . например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
— с главным словом числительным . например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
— с главным словоммного, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше) . много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

Синтаксический разбор словосочетания

I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

1. Говорил с восторгом — главное слово говорил. говорил как?с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил. говорил о чем? —о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе. о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

План урока по дисциплине «Русский язык и литература»

Раздел учебной программы: Тема. Синтаксис

Тема: Предложение. Прямой и обратный порядок слов

Образовательные: определение предложения, виды простого предложения.

Развивающие: развитие мышления, памяти, интеллекта, внимания

Воспитательные: формирование мировоззрения, норм этики и нравственности

Тип: комбинированный урок

Вид: лекция с элементами беседы

Домашнее задание: Л-2, стр. 87.

Краткий конспект занятия

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию ихарактеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся наповествовательные . вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например:И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные . Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна. (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное ипобудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются навосклицательные иневосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например:Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные . когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например:Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные . когда грамматическую основу предложений образует один главный член, например:Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например:Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например:Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения:Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например:Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные инеосложненные .

Для правильного построения предложения существенное значение имеетпорядок слов. последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.

Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены .) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). — Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение)человек. — Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) — наша учительница (сказуемое). —Наша учительница (подлежащее) — моя мама (сказуемое) и т.д.

Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.

1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения .

Например, в предложениях:Машина обыграла Каспарова иКаспарова обыграла машина. которые различаются не лексически, а только порядком слов, содержится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — дополнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению предложения.

2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску . выполняя при этом стилистическую функцию:Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг .

3. Порядок слов может различать члены предложения . и тогда он выполняет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль .

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все жевыделяются прямой и обратный порядок слов .

Припрямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

— в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое:Учительница проверяла наши контрольные работы .
— приглагольное дополнение следует за определяемым словом:Учительница проверяла наши контрольные работы .
— согласованное определение ставится перед определяемым словом:Учительница проверяла наши контрольные работы .
— несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек .
— обстоятельства могут занимать различное положении в предложении:Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню .

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).

1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения ;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста .

Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор ).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей:Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

Свободные и несвободные словосочетания

По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные(нечленимые, цельные).

Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание. обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным чле­ном предложения.

Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.

Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.

1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.

2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).

4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагатель­ное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.

5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — сущест­вительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — су­ществительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Примечание. Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср. Мама с дочкой готовили обед.Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по за­лам (Л. Толстой).Элен вместе с Наташей опять вошла в гос­тиную (Л. Толстой).

6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми гла­зами, человек высокого роста.

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам по­мочь; Она выглядела усталой.

Был роста трех аршин и трех вершков – составное именное сказ;

прямая линия – цельное словосочетание, метафорическое значение;

фаршированная голова, Был столь малого роста, не мог без слез видеть – глагольные фразеологизмы.

2. Что такое сатира, сатирический пафос (дайте определение)? Какие явления русской жизни подвергаются Салтыковым-Щедриным сатирическому осмеянию в данном фрагменте (и в романе в целом)? Что такое пародия? Какие сочинения (исторические, литературные) получают пародийное переосмысление в данном отрывке? Кто в этом отношении был его литературным учителем?

САТИРА (латинское satira; от более раннего satura – букв. «паштет, фарш, смесь, всякая всячина»):

1). Определенный стихотворный лиро-эпический малый жанр, сложившийся на древнеримской почве (в творчестве поэтов-сатириков Невия, Энния, Луцилия, Горация, Персея, Ювенала и др.) и возрожденный в 17–18 вв. литературой классицизма (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.). История и поэтика этого жанра изучены литературоведением достаточно полно.

2). Другой, менее определенный, смешанный жанр литературы, возникший в конце 3 в. до н.э. в творчестве греческого философа-киника Мениппа из Гадары. Название сатирического сборника, составленного римским ученым Варроном (116–27 до н.э.), закрепилось как определение этой разновидности жанра – Мениппова сатира. В менипповой сатире (Апоколокинтосис (Отыквление ) Сенеки, I в. роман Петрония Сатирикон. I в. и др.) сочетаются стихи и проза, серьезное и комическое.

3) Особая, свойственная всем литературным жанрам, форма художественного отображения действительности – обличение и высмеивание отрицательных, внутренне превратных явлений жизни.

Сатира — поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме.

Паро́дия — произведение искусства, намеренно повторяющее характерные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.

ПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его лит-ру, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает лит-ру своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. есть вид сатирического разоблачения. Иногда П. направленная на отдельные мелкие и более «невинные» недочеты своей лит-ры, становится более мягкой, и ее сатирический характер перерастает в 4 юмористический. В литературе упадочной, вырождающейся в эстетское развлекательство, и П. вырождается до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким обр. в истории лит-ры функция П. очень различна: от П.-шутки до П. игравших боевую, активную роль в классовой борьбе на лит-ом фронте.

Как и всякая сатира, П. разоблачает противника смехом. Ей всегда присущ момент комического. Она доводит до абсурда, комически, обессмысливает враждебный стиль или недостатки своей лит-ры. П. и строится обычно на контрасте пародируемого и своего стиля.

Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства. Вероятно, наиболее распространены литературные пародии, как прозаические, так и поэтические. Широко известны кинопародии — фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино.

Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых:

Смещение контекста. От пародийных отличают пародические произведения. в которых тоже используется чужое произведение, но целью подражания оно не является, а получившееся произведение имеет утилитарное назначение (например, переделка лирического произведения «к дате»).

Явления, кот пародируются (нет прямолинейных отсылок):

1) ассоциации с женским правлением 18в.;

2) насмешка над манерой гордится древностью своего происхождения (Баклан)

3) польская интервенция, заговоры

4) правитель-тиран, правитель-военный (Павел I, Аракчеев)

5) имитация правит-ой деятельности («Потемкинские деревни»)

6) летопись, историческая монография

7) готовность рус народа принимать любого правителя, любить его

8) пристрасти рус-х к западу (фр, нем)

9) бездушный, жестокий административный аппарат, автоматизм

10) сентиментализм, романтизм (Г р у с т и л о в)

Пародия на истор-е сочинения: Костомаров, Соловьев, Кавелин, Чичерин, Пыпин

Рабле, Сервантес, Свифт

Учитель Гоголь (Мертвые души), но соц-полит, а не быт

3. Структура и содержание раздела «Словосочетание» в школьной программе. Цели изучения. Произведите синтаксический разбор одного словосочетания из текста (на выбор) сначала как образец для пятиклассника, а затем – для восьмиклассника.

В ШКОЛЕ. Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие . освободите вагоны (прич.).

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

5кл: понятие словосочетание

Виды по значению(соч и подч), главное и завис-е слово. Умение находить словосочетания.

8кл: повт 5 кл + способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синонимия словосочетаний (девушка из города, городская девушка). Синтаксическая функция словосочетаний. Цельные словосочетания.

Цели изучения: 1) умение отличать словосочетания от ?

2) умение находить словосочетание

3) умение определять вид связи

4) умение определять синтаксическую функцию компонентов

Разбор словосочетания. Лакомился лягушками

5кл: 1) выделить из предложения;

2) опредилить вид по значению

3) найти главное и зависимое слово

4) определить части речи: гл и сущ

8кл: 1)-3) как и в 5кл

4) указать стороение гл+сущ в Тв.п.

5) вид связи: управление

6) определить синтаксическую функцию компонентов

4. Формирование понятия о сатире в школьном курсе литературы. Подготовьте план урока о жанре романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Покажите десятиклассникам приемы сатиры, использованные автором в характеристиках градоначальников (вопросы, комментарии, сопоставление и т.д.)?

5. Сатира — поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме.

6. Объектом пародирования здесь являются тексты древнерусской литературы, и в частности “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и “Слово о погибели земли Русской”.

В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия.
Таким образом, Салтыков-Щедрин открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе.
Сатира-вид пафоса, основанный на комическом сюжете. В романе «История одного города» показано резкое отрицательное отношение автора в сложившейся ситуации в обществе, выражающееся в злой насмешке. «История одного города» — сатирическое произведение, где основным художественным средством в изображении истории одного города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск-прием соединения фантастического и реального, создающий комические ситуации. С помощью использования гротеска с одной стороны Салтыков-Щедрин показывает читателю повседневную жизнь каждого человека, а с другой слепую нелепую фантастическую ситуацию главными героями которой являются обыватели города Глупова. Однако роман «История одного города» -реалистическое произведение, Салтыков-Щедрин использовал гротеск, чтобы показать уродливую реальность современной жизни. В описании градоначальников автор также использовал гротеск. Например, давая характеристику одному из градоначальников-Органчику, автор показывает качества не свойственные для человека. Органчик имел в голове механизм и знал только два слова — «не потерплю» и «разорю».
При чтении произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» в отличие от других сатирических произведений, читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в романе. Использование писателем в своих произведениях такой прием сатирического изображения как «Эзопов язык» подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли. Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, напрашивается вопрос: «Кто такие глуповцы?» — обыватели губернского города Глупова. Нет. Как ни тяжело признавать, но глуповцы это россияне.
В произведении «История одного города» кроме указанных иносказаний есть более конкретные свидетельства: Беневоленский-Сперанский. Угрюм-Бурчеев-Аракчеев, в образе Негодяева таится образ Павла I. Итак «Эзопов язык» помогает понять глубокий образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь.
В произведении «История одного города» при описании градоначальников. да и на протяжении всего романа в целом автором показано преувеличение тех или иных свойств. Это называется еще одним способом для изображения сатиры гиперболой.
То, что один из градоначальников оказался с фаршированной головой, это является преувеличением автора. Писатель использует в романе гиперболу для придания эмоционального настроя читателю.
Обличающий пороки и показывающий нелепость реальной жизни. Салтыков-Щедрин передает читателю особую «злую иронию» по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.

«Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил»

Особенности создания сатирического образа. Сатира и гротеск

Урок: «Жанр Истории Одного города»

1. Общая характеристика произведения учителем: обличение, сатира на устройство гос. Системы; вскрытие пороков гос и соц жизни

2. Задания учащимся: Опредеоить жанр «Истроии..» пародия на летопись, сатирические очерки, сатирический роман

3. вводится понятие романа-антиутопии. Связь со спецификой приема сатиры в отл от юмора.

Приемы сатиры в изображении градоначальников: гротеск, гипербола, говорящие фамилии, сарказм

свободное словосочетание это:

Смотреть что такое «свободное словосочетание» в других словарях:

словосочетание — я; ср. Лингв. Сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу. Устойчивое с. Свободное с. * * * словосочетание простейшая непредикативная (см. Предикативность), в отличие от предложения, единица речи, которая образуется … Энциклопедический словарь

словосочетание — я; ср.; лингв. Сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу. Устойчивое словосочета/ние. Свободное словосочета/ние … Словарь многих выражений

характеристика связанного словосочетания, свободного словосочетания и предложения — по разным параметрам: 1) по уровню языка: связанное словосочетание (фразеологизм) относится к лексическому уровню, свободное словосочетание – к синтаксическому, предложение – также к синтаксическому уровню; 2) по функциям: фразеологизм… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

РОДИТЬСЯ В СОРОЧКЕ — Выражение родился в сорочке в бытовом просторечии укрепилось как термин, которым обозначалось наличие у новорожденного перепонки, облекающей его тело или части тела (ср. у Помяловского в рассказе «Вукол»: «Вукол родился в сорочке, с длинным… … История слов

Правописание сложных прилагательных — Слитное написание 1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога), или по способу управления… … Справочник по правописанию и стилистике

Правописание сложных прилагательных — Слитное написание 1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога), или по способу управления… … Справочник по правописанию и стилистике

Лингви́стика — Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

Языкове́дение — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

Языковедение — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

  • Hasbro Games Taboo Табу. HASBRO Табу. Игра HASBRO Табу — забавная, эмоциональная, шумная настольная игра, которая поможет вашим детям весело проводить свободное время в кругу друзей. Цель игры Задачакаждой команды -… Подробнее Купить за 1780 руб
  • CD-ROM. 1C:Школа. Русский язык. 4 класс. Электронное учебное пособие «1 С:Школа. Русский язык. 4 класс», разработанное в соответствии с требованиями ФГОС НОО, содержит наиболее важные информационные, тренировочные и проверочные… Подробнее Купить за 186 руб
  • CD-ROM. Комплексные итоговые работы. 1-2 класс. Оценка достижений учащихся. Компакт-диск для компьютера. Русский язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. ФГОС. В электронном пособии «Комплексные итоговые работы. 1-2 классы. Оценка достижений учащихся» серии» Образовательный мониторинг» представлены примерные тренировочные тесты и комплексные… Подробнее Купить за 185 руб

Другие книги по запросу «свободное словосочетание» >>

8 класс Материалы к уроку Словосочетание Свободные и несвободные словосочетания

СВОБОДНЫЕ И НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

  1. Характеристика словосочетания:
  1. главное и зависимое слова;
  2. смысловой вопрос;
  3. частеречная принадлежность;
  4. простое / сложное;
  5. для сложного: структура;
  6. свободное / несвободное;
  7. тип подчинительной связи;
  8. грамматическое значение.

КАЖДОМУ – по 1 словосочетанию – НА АЛЬБОМНОМ ЛИСТКЕ.

  1. РОДНОЙ КРАЙ
  2. ЧУДЕСНЫЕ ПЕЙЗАЖИ
  3. ОТЛИЧНО ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ
  4. ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ
  5. ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ
  6. КРАЙ СОЛНЦА
  7. БЕЗЗАВЕТНО ЛЮБИТЬ

СВОБОДНЫЕ / НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ –.

РАБОТА С ТЕКСТОМ – КОНСПЕКТ.

По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные).

СВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.

НЕСВОБОДНЫЕ, СИНТАКСИЧЕСКИ ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

1. Количественно-именные словосочетания ; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша. двое ребят. столько людей. много машин. множество книг и т. п.

2. Словосочетания со значением избирательности ; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас. каждый из присутствующих. некоторые из учеников. кто-то из ребят.

3. Словосочетания с метафорическим значением. главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), « костёр рябины » (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением неопределённости ; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.

5. Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср. Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой). — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).

6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами. человек высокого роста.

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь ; Она выглядела усталой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *