Современные технологии воспитания

Статья на тему:
Современные технологии воспитания.

Современные технологии воспитания.

зам. директора по ВР

В условиях современного образования возникает необходимость изменения сущности образовательного процесса. Главным действующим лицом становится личность. Каждый школьник должен оказаться в благоприятных для него условиях, чувствовать комфортное влияние образовательной среды, а та, в свою очередь, должна выступать гарантом личной успешности.

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования ставит перед учителями школы задачи переосмысления требований к структуре образовательных программ («Чему и как учить?»), результатам образования («Чему научить?»), а также к условиям, необходимым школе для того чтобы она могла добиваться личностных результатов образования, в которых заинтересованы семья и сам ребенок.

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса. Эти требования привели нас к проблеме. Педагогическая пассивность родителей, недопонимание родителями своей воспитательной функции, отсутствие единых требования к ребенку в школе и семье, несформированность у родителей «педагогической рефлексии» — неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами – со всем этим мы столкнулись налаживая более тесную взаимосвязь с семьями учащихся.

Новый характер взаимоотношений в триаде «педагог – ученик – родители» ставит родителей в позицию потребителей образовательных услуг, а педагогов – в позицию исполнителей.

Современные родители и обучающиеся нуждаются в более мобильном, педагогически грамотном педагоге нового поколения способном вступить во взаимодействие с семьей, а не работающего в традиционной системе воздействия. Какие формы взаимодействия следует использовать в работе с родителями, чтобы они были активны? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками педагогам в воспитании учащихся?

Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. В нашей школе разработана модель воспитательной системы «Школа как семья — залог успеха в жизни».

Ценность данной модели заключается во взаимодействие семьи и школы посредствам добровольного включения родителей в воспитательную, образовательную, управленческую деятельность. Данная модель является моделью разноуровневого взаимодействия семьи и школы и направлена на повышение эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса путем активизации взаимодействия школы и семьи на различных уровнях школьной практики. В рамках модели такими уровнями взаимодействия определены: уровень «администрация – родители», «педагоги – родители», «классные руководители – родители», «психолог – родители», «социальный педагог – родители», «родители – родители». Приоритете ставиться на собственную активность родителей в стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности (И.В. Власюк).

В основе взаимодействия семьи и образовательного учреждения мы выбираем принципы: согласия, сопряжения, сопереживания, сопричастности.

В модели «Школа как семья — залог успеха в жизни» воспитание обеспечивает психологическую поддержку ученика и учителя, создает атмосферу сотрудничества и взаимной приязни.

Система воспитательной работы с учащимися и их семьями выстраивается в соответствии с направлениями деятельности школы: гражданско-патриотическим, нравственным воспитанием, краеведческим. художественно-эстетическим. сохранением и расширением сложившегося воспитательного пространства. приобщением семьи к процессу воспитания детей и подростков. развитием системы самоуправления. сохранением и развитием традиций.

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников, родителей в организации воспитательного и образовательного процесса помогают разработанные в каждом классном коллективе подпрограммы воспитания и социализации «Класс +». Данные программы охватывают все стороны и всех субъектов школьной и классной жизнедеятельности. В основу данной формы взаимодействия с родителями ложиться создание семейного классного клуба, пропагандирующего идеи приоритетного направления в воспитании, выбранного классным руководителей и родителями. С помощью подпрограмм решаются задачи:

1. Просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

2. Консультативная — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка;

3. Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Из опыта работы классных руководителей с родительской общественностью в рамках реализации данных подпрограмм необходимо отметить следующие методы и приемы работы с родителями: «Педагогические качели», «Детско-родительский ринг», «Классные брифинги», семейные практикумы в форме «Мирового кафе», «Детско – родительские миксы».

Следующей инновационной формой работы с семьей является «Клуб выходного дня». В данном случаи родители имеют возможность повысить свою социальную компетентность в удобное, свободное для них время, не оглядываясь на домашние проблемы и заботы. В клубе спланирована тематика заседаний. Основной идеей клуба является то, что подготовка на проведение заседаний ложиться на плечи самих родителей. Классный руководитель выступает здесь в роли тьютора, и незримо руководит организацией родительских встреч.

Довольно новая, но получившая одобрение у родительской общественности форма взаимодействия — социальная-образовательная практика. Преимущества данной формы работы — большой охват учащихся, родителей, жителей микрорайона, а так же свободный выбор социальной деятельности всех участников практики.

Хочется поделиться результатами двух социально – образовательных практик, закрепившихся в нашей школе. Первая из них «Шествие с живым огнем Победы». Широкий выбор социальной деятельности: материально – преобразовательной, исследовательской, коммуникативной — позволило привлечь большое количество участников к данному проекту. Каждый мог выбрать занятие себе по душе:

— создание сценария и наполнение его творческим содержанием;

— работа литературной гостиной по написанию стихотворений для митинга;

— отработка маршей отряда Барабанщиков;

— проведение акции «Книга памяти» (создание классных книг Памяти и пополнение школьной книги Памяти);

— проведение школьной акции «Бессмертный полк»;

— сбор фотографий участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны;

— составление макетов фотографий для печати на пластиковой основе и на именных футболках;

— изготовление звезд с пожеланиями для ветеранов ВОВ.

— посещение ветеранов на дому, приглашений на классные и общешкольные мероприятия;

Результатом большой, ежедневной работы в течении двух месяцев является организация и проведение окружного митинга «Шествие с живым огнем Победы». Данная практика вошла в традицию МБОУ СОШ № 28 и никакие внешние или внутренние условия не могут ее отменить.

Вторая социально – образовательная практика «Школьный кинофестиваль» расширяет возможности духовно – нравственного развития учащихся через создание тематических короткометражных фильмов в совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Все участники Кинофестиваля принимают участие в непосредственном создании короткометражных фильмов. На базе классов создаются киностудии, определяется для каждой киностудии название, атрибутика, распределяются роли (например: сценарист, помощник сценариста, редактор, режиссер, организатор съемок и др.). Видеоматериалы, предоставленные авторами на Фестиваль в рамках конкурса, впоследствии безвозмездно используются администрацией школы и классными руководителями в проведении социальных акций, добровольческих проектов с указанием автора и ссылкой на его участие в Фестивале.

За два года реализации данной образовательной практики накоплено 12 видео роликов, посвященных Победе в ВОВ, 8 роликов, посвященных году Российского кино и 80-ти летию киностудии «Союзмультфильм». Киностудия 2 «А» класса приняла участие в областном конкурсе буктрейлеров «Читая Никитина», в номинации «видеоролик по произведениям Никитина», где учащиеся заняли 1 место.

Время не стоит на месте. Опрос родителей в отношении школы показал, что они готовы участвовать в совместном обучении и воспитании детей.

Они заинтересованы во взаимодействии с образовательным учреждением. Но современный родитель – мобилен, информационно грамотен, творческий. Именно такими качествами необходимо научиться и современному классному руководителю. Мы должны помочь родителю из «зрителя » и «наблюдателя» стать полноправным участником образовательного и воспитательного процесса. Применяя инновационные методы в работе с родителями мы добились их активной позиции, тесного партнерства с педагоги и вооружили их педагогическими технологиями, которые они могут смело использовать и в семейном воспитании.

Современные воспитательные технологии

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.

Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

Организационно – деятельностный компонент

Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

Научно обоснованные социализированные требования

Передача социального опыта

Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

Социализированная оценка ученика

Организация творческого дела

Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

Содержательная (предметная) деятельность

Проекция на будущее

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений

Гуманно – личностный подход к ребёнку

Единство обучения и воспитания

Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих

развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

возрождение национальных культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели;

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

развитие и становление познавательных сил ребенка;

идеал воспитания – самовоспитание;

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

идея включения детей в улучшение окружающего мира;

идея соучастия детей в воспитательном процессе;

коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

комплексный подход к воспитанию;

личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:

в воспитании нет главного и второстепенного;

воспитание – это прежде всего человековедение;

эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

Похожие документы:

педагогики высшей школы и современныхвоспитательныхтехнологий ______________ В. А. Капранова _17_мая_ 2012__г. и их реализация в современнойвоспитательной практике. Технологии организации самостоятельной познавательной деятельности.

технологий. Изучать и адаптировать в условиях Центра современныевоспитательныетехнологии. — КТД — технология педагогической поддержки — личностно-ориентированные технологии — развивающие технологии.

Классификация педагогических технологий (по Г.К. Селевко) По характеру содержания образования Обучающие — воспитательные Светские. более всего отражают идеологию и практику современныхтехнологий. Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию.

современныхвоспитательных форм, методов и технологий в воспитательной работе»теоретической части 3. Работа в микрогруппах. Презентация творческого задания «Современныхвоспитательныхтехнологий.

современные образовательные технологии. такие как технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии ; технологии компьютерного обучения игровые технологии ; технология. функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на.

Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребёнку

Современные воспитательные технологии

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

  • это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?

Советы взрослым от детей:

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  • Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2003 г.

Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2004 г.

Современные технологии воспитания личности в образовательных системах

Технологии воспитания личности ребенка в школе

Прежде чем мы приступим к описанию технологий воспитания личности в школе, определим, что значит само слово технология. Термин технология образован от двух латинских слов: «техне» — искусство, мастерство, ремесло; и «логос» — наука. Технология — это концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. В.И. Беспалько в своем педагогическом труде « Слагаемые педагогические технологии» писал: « Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке». [25] Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно — технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успехов педагогических действий. Она взаимосвязана с педагогическим мастерством и может быть представлена как технологии обучения и технологии воспитания. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход — единство целей, содержания, форм и методов воспитания, и выполняют следующие обязательные требования:

1. Технологии воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

2. Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий, всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь комплексный характер, который требует одновременного осуществления задач разных видов воспитания в едином процессе.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление будет успешным тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относят: сложившийся образ жизни воспитанника, условия жизни, средства массовой информации и пропаганды, уровень развития и условия жизни коллектива. При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Исходя из определения технологии и педагогической технологии, а также характеристики современных технологий воспитания, можно дать следующее определение: воспитательные технологии — это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель — приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. [18] Поляков С.Д рассматривает воспитательную технологию как устойчивую целенаправленную действий педагога, которая относительно независима от его личностных особенностей, которая гарантировано ведет к результатам, заявленных в целях. Также, воспитательная технология — система приемов, направленная на решение отдельных типовых педагогических задач (технология организации коллективного планирования, технология установления контакта со школьниками, технология педагогической диагностики и др.). Исходя из вышесказанного, технологии в сфере воспитании используются весьма широко.

Воспитательные технологии позволяют гарантированно достигать весьма скромные цели воспитания и этим получить весьма поверхностные результаты — получение школьниками позитивного социального опыта. Социальный опыт — опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Базовые признаки социального опыта: а) участие школьников в соответствующем общении; б) взаимодействие и их положительное отношение к этому взаимодействию.

Условия реализации технологии заключается в том, что качества личности не могут быть результатом (гарантированным результатом) применения воспитательных технологий.

Обратимся еще раз к одному из определений воспитательной технологии.

Воспитательная технология по С.Д. Полякову — есть устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, относительно независимая от его личностных особенностей, гарантированно ведущая к воспитательному результату, заявленному в целях.

Профессионально-личностные условия реализации технологии состоят:

1. в личном интересе педагога в достижении заявленной в технологии цели.

2. в практическом владении воспитателем реализуемой технологией, как умение выполнять все шаги технологической последовательности.

3. в положительном отношении школьников (школьника) к педагогу.

Обозначим признаки технологии: а) ключевое звено любой технологии — детальное определение конечного результата и точное достижение его; б) основа технологии — четкое определение конечной цели; в) цель (конечная и промежуточная) должна быть диагностируемой; г) в ходе работы в любой технологии должно быть минимум непредсказуемости и экспромта; д) стабильность успеха. Критерии отбора технологий:

1. Данные технологии должны быть относительно массовыми, т.е. известными педагогам формами и способами работы.

2. В способе реализации должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании.

3. В форме, в способе работы которой должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Эффективность воспитательной технологии в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых она осуществляется:

— Индивидуальные особенности педагога: эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы, увлечения.

— Знание педагогом закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владение методами диагностики и т.д.

— Отношение педагога к ребенку.

— Материальные условия (оборудование, обстановка и др.) [3].

Учитывая данные критерии отбора и структуру технологий, можно на-звать воспитательными технологиями следующие:

1. Коллективное творческое дело.

2. Тренинг общения.

3. Шоу-технологии (конкурсы, КВН).

4. Групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, проекты).

5. Диалог (педагог — воспитанник).

6. Информационное зеркало (формы настенных объявлений, стенды, газеты) и др.

7. Технология рефлексивного самовоспитания.

8. Технология ситуационного классного часа.

9. Технология педагогической поддержки.

10. Технология требования и другие.

Воспитательные технологии включают в себя следующие системообразующие компоненты, такие как диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационный — деятельностный компонент и контрольно — управленческий компонент. Характерной особенностью же воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ. Поэтому овладение педагогом воспитательными технологиями — актуальная проблема в современности. Задача педагога как учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы организовать творческую смыслообразующую деятельность школьников, побуждая их к рефлексии. Данная задача может быть осуществлена лишь в том случае, когда педагогическое мышление педагога направлено на развитие личности школьника, и когда он владеет современными воспитательными технологиями.

В работе со школьниками педагоги активно используют игровую технологию в обучении и воспитании школьников. Игра — это метод для общественного и творческого самовыражения детей. Ведущий исследователь игры С.А. Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально». Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира. Игра всегда подразумевает взаимодействие, так как играть — значит вступать в контакты с другими игроками. Игра необычайно информативна, так как она знакомит ребенка с окружающим миром и с самим собой. Игра — это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и поэтому уже не копирует поведение людей, но обязательно вносит уже что-то свое.

Также в воспитании важно опираться прежде всего на технологии формирования ценностных ориентаций и технологии делового общения. [22] Технология формирования ценностных отношений должна включать в себя профессиональные умения педагога, такие как: ценностное восприятие мира, интерепретацию поведения детей с позиции ценностей, предъвление ценности детям, осмысление жизни с позиции ценностей и диагностику ценностных предпочтений. Данная технология позволяет уделять большое внимание формированию позитивных отношений в классе, а в освоении нравственных ценностей взаимодействуют социальные факты и активность ребенка.

Технология диалога связывается с реализацией субъектно-субъектных отношений в общении на уроке, во внеурочной деятельности и овладением такими профессиональными умениями, как:

— «Я-сообщение», когда оглашается свое отношение, сове состояние по поводу происходящего

— сопоставление выбора между двумя субъектами и доведение его до логического конца

— предвидение возможных последствий

— ключевое разрешение конфликта.

Данная технология позволяет координировать работу класса, обеспечивает общение детей, а также обсуждение проблем и пути их решения.

Следующая технология, рассмотренная Н.П. Капустиной, предполагает использование такой формы, как ситуационный классный час. Классный час — это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание. Выделяют виды классных часов:

Ситуации состоят из событий, влияющие на характер и в которых проявляется поведения, привычки детей. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

Технология ситуационного классного часа включает в себя такие компоненты:

· «Я-позиция» и общественно значимая норма;

В случае необходимости в конце или в начале классного часа проводятся игры-тренинги для формирования умений или навыков поведения (например, тренинги, игры). Кроме основных воспитательных форм можно использовать марафоны, дискуссии, походы, экспедиции и экскурсии.

Технология воспитания, разработанная Н.Е. Щурковой, ориентирована на реализацию идеи гуманизации образования. [31] Возможность реализации гуманистического подхода в условиях современной общеобразовательной школы Н.Е. Щуркова рассматривает в трех аспектах: теоретическом, методическом и технологическом. В теоретическом плане гуманизация предполагает переход от ориентации на освоение школьниками знаний к развитию сознания личности. В методическом плане — создание благоприятных условий для максимального развития каждого ученика, т. е. предоставление ребенку возможности осуществлять собственную деятельность.

В технологическом аспекте идея гуманизации рассматривается как возвышение ребенка до уровня человеческого достоинства. Иными словами процесс воспитания призван пробуждать в ребенке социально значимые качества личности. каждый момент педагогического взаимодействия должен способствовать осознанию ребенком себя как носителя человеческих достоинств — добра, разума, честности, прямодушия и т. д. Выделенные автором аспекты гуманизации образования в реальном процессе воспитания должны находиться в единстве и воплощаться вместе, одномоментно в каждом воспитательном действии. [2].

Следующая технология, рассматриваемая такими авторами, как В.А. Караковским, Н.Л. Селивановой и Л.И. Новиковой, получила название технологии воспитания на основе системно — деятельностного подхода. [29] Системно — деятельностный подход предполагает признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся, а также учет их индивидуальных, физилогических и психологических особенностей. Целевые ориентации (подсистема целей) данного подхода включают в себя:

-Формирование личности — главная цель школы.

-Сверхцель — всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Технология системно-деятельностного подход позволяет обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Технология информационное зеркало, автором которой является С.Д. Поляков, — это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБОУ, на популяризацию работы МБОУ. [26] Зеркало отражает воспитательную работу начальной школы, тогда, как групповые информационные родительские уголки освещают проблемы определенной возрастной категории. Принципы, по которым работает зеркало: — гуманизация — главный принцип «Не навреди!»

— преемственность — обмен удачным опытом воспитания и образования школьников;

— дифференциация — учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;

— единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе МБОУ. Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории. Не часто родители могут посещать родительские собрания, либо присутствовать на каких-либо других мероприятиях, зеркало в этом случае идеальный выход из положения. Информационное зеркало — это внешне пассивная форма работы с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса.

В современной школе, по определению Л.И. Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) — это единство взаимосвязанных элементов: а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему. [30] Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий. Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально — воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Говоря о технологиях воспитания, не стоит забывать о немаловажной и значимой роли, которую играет семья в воспитании ребенка. Ведь какой бы высокой ни была квалификация работников школьного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, потому что семья, как первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы школьных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании.

Таким образом, анализирую первую пункт, хочется отметить ключевые моменты. Школьное воспитание опирается на семейное воспитание, которое оказывает первостепенное влияние на ребенка. Воспитание в школе должно проходить на взаимодействии учителя и ученика, а также тесном контакте педагога и родителей. По своей сути, оно является фундаментом для воспитания личности студента в колледже, о чем речь пойдет далее.

Технологии воспитательные, их применение в работе классного руководителя

Между технологическим и методическим подходами к учебно-воспитательному процессу формально отсутствуют противоречия. Однако их оценка разными учеными осуществляется по-разному. Одни исследователи говорят о том, что методика воспитания – понятие более широкое, чем технология. Другие поддерживают обратную точку зрения. В частности, ученые рассматривают учебно-воспитательные технологии в широком смысле, включая в них и технику. Последняя, в свою очередь, предполагает овладение преподавателем определенными методиками. Рассмотрим далее, что собой представляют современные технологии воспитания. В статье будут рассмотрены их признаки, формы, особенности. Современные технологии воспитания

Педагогическая практика

В рамках методики изучаются средства и приемы взаимодействия преподавателя и детей. При этом они не выстраиваются по конкретному алгоритму, в определенной логической последовательности. Воспитательные педагогические технологии отличаются от методики нацеленностью на заданный диагностируемый результат. Вместе с этим они не сводятся к воспроизведению действий по точному алгоритму. Это обуславливается тем, что педагогическая практика предполагает творчество преподавателей и детей в определенных рамках. В соответствии с еще одним подходом к дифференциации этих явлений, методика рассматривается преимущественно как система деятельности специалиста. Воспитательные педагогические технологии, кроме этого, описывают и поведение детей. Методика отличается «мягким» рекомендательным характером. Технологии воспитательные более жестко иллюстрируют последовательность действий преподавателей и детей, отступление от которой может создать препятствия для достижения запланированных показателей. Методики в большей степени основываются на интуиции, личных качествах специалиста, существующих образовательных традициях. В этой связи их достаточно проблематично воспроизводить.

Технологии воспитательные: понятие

Определение можно рассматривать с различных сторон. В классическом виде технологии воспитательные представляют собой компоненты преподавательского мастерства, предусматривающие профессиональный, научно обоснованный выбор определенного операционного влияния специалиста на ребенка в рамках его взаимодействия с миром. Эти элементы деятельности позволяют сформировать у детей отношение к окружающему. Технологии воспитательные должны гармонично сочетать в себе свободу индивидуального проявления и социокультурные нормы. Эти преподавательские компоненты формируют определенную систему. Она способствует установлению таких взаимодействий между участниками процесса, при которых в ходе непосредственного контакта достигается запланированная цель. Она заключается в приобщении детей к культурным общечеловеческим ценностям.

Основополагающие принципы

Современная школа предъявляет другие, отличные от прежних, требования к специалистам и всей системе образования. В этой связи на научном уровне осуществляется разработка компонентов профессиональной деятельности, максимально отвечающих реальным условиям. Работа в школе сегодня строится по определенным принципам. К ключевым идеям, лежащим в основе разработки схем и моделей, следует отнести:

  1. Переход от формирования личности в рамках командно-административной системы к созданию условий для индивидуальной самоактуализации.
  2. Демократизацию и гуманизацию института образования.
  3. Возможность выбора приемов, позиций, идей, организационных форм, средств при осуществлении профессиональной деятельности.
  4. Внедрение экспериментальной и опытно-педагогической работы специалистов и учреждений, формирование авторских концепций.
  5. Возможность реализации творческого потенциала. Современные технологии воспитания

Характеристика

Инновационные воспитательные технологии отличаются:

  1. Системностью.
  2. Концептуальностью.
  3. Эффективностью.
  4. Управляемостью.
  5. Гуманностью.
  6. Демократичностью.
  7. Воспроизводимостью.
  8. Субъектностью воспитанников.
  9. Наличием четких приемов, этапов, правил.

К ключевым элементам технологий относят:

  1. Учет потребностей детей.
  2. Психолого-педагогическую поддержку.
  3. Позитивное восприятие детей.
  4. Игровую деятельность.
  5. Использование в работе приемов и средств, исключающих психическое и физическое давление, принуждение.
  6. Обращение личности к себе.
  7. Воспитывающие ситуации.

Работа в школе предполагает два уровня овладения профессиональными компонентами:

  1. Элементарный. На этом уровне освоены только основные операции ключевых элементов технологий.
  2. Профессиональный. Этот уровень предполагает свободное владение несколькими различными воспитательными технологиями.

Проявления воспитательной культуры педагогов приближаются к технологиям при наличии определенных условий. В первую очередь это должны быть общеизвестные, относительно массовые способы и формы взаимодействия с детьми. Во-вторых, в профессиональной деятельности необходимо выявить типичность, устойчивость, которую можно было бы выделить и описать. В-третьих, способ взаимодействия должен включать в себя потенциальную возможность достижения конкретного результата. Указанным критериям, по мнению Полякова, соответствуют такие современные воспитательные технологии, как:

  1. Творческое коллективное дело.
  2. Диалог «педагог-воспитанник».
  3. Тренинг общения.
  4. Шоу-технологии. К ним относят организацию соревнований, конкурсов и пр.
  5. Проблемная работа в группах. В рамках такой деятельности проводят обсуждение ситуаций, диспуты, дискуссии, разрабатывают проекты и пр. Современные технологии воспитания

Классификация

Как таковое разделение технологий отсутствует. Однако ученые классифицируют их в зависимости от тех или других критериев. Например, Селевко определяет технологии:

  1. Личностно ориентированные.
  2. Направленные на сотрудничество.
  3. Предполагающие свободное воспитание.
  4. Авторитарные.

Современная школа проводит следующее разделение компонентов:

  1. Частнометодические.
  2. Общие преподавательские.
  3. Локальные.

К последним относят системы:

  • Предъявления образовательного требования.
  • Создания воспитывающих условий.
  • Информационного воздействия.
  • Организации деятельности в группах.
  • Формирования ситуаций успеха.
  • Этической защиты.
  • Реакции на поступок и пр.

Среди частнометодических выделяют технологии:

  • КТД И. П. Иванова.
  • Индивидуальной поддержки О. С. Газмана.
  • Нравственного воспитания А. И. Шемшуриной.
  • Обнаружения и развития индивидуальных творческих способностей И. П. Волкова и пр.

К общеобразовательным относят системы Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского и Н. Л. Селиванова.

Индивидуальные схемы

Воспитательный процесс при личном взаимодействии с ребенком предполагает:

  1. Исследование интегративных характеристик индивидуальных свойств.
  2. Создание образа «Я».
  3. Исследование склонностей и интересов ребенка.
  4. Разработку индивидуальных методов воздействия.

К этой группе можно отнести схемы:

  1. Создания ситуаций успеха.
  2. Разрешения конфликта.
  3. Этической защиты.
  4. Педагогической оценки.
  5. Реакции на осложненные поведенческие акты
  6. Диалог «преподаватель-воспитанник». Современные технологии воспитания

Групповое взаимодействие

Воспитательный процесс в коллективе базируется преимущественно на диалоговых формах общения. Дебаты, дискуссии и прочие приемы весьма эффективны и могут применяться при взаимодействии с родителями. Отдельные компоненты систем можно использовать в отношении учащихся начальной школы. К наиболее популярным относят системы:

  1. Предъявления требования.
  2. Создания морально-психологических условий в классе.
  3. Проблемной деятельности в группе.
  4. Шоу-технологии.
  5. Игрового взаимодействия.

Формы деятельности

Они представляют собой внешнее выражение процесса. Формы отражают его содержание, средства, цели и методы. Они имеют определенные временные пределы. Под формой воспитательной деятельности понимают порядок, в соответствии с которым осуществляется организация конкретных актов, процедур, ситуаций, в рамках которых происходит взаимодействие участников процесса. Все ее элементы направлены на реализацию конкретных задач. Современные воспитательные технологии можно условно объединить в несколько категорий, которые отличаются друг от друга по конкретным признакам. В каждой из них, в свою очередь, присутствует несколько видов форм. Они могут иметь огромное количество методических модификаций. Исследователи называют 3 основных вида форм воспитательной деятельности:

Эти категории отличаются по позиции участников, целевой направленности, объективным возможностям.

Мероприятия

К ним относят занятия, события, ситуации в коллективе, которые организуются для детей для непосредственного воспитательного воздействия на них. В качестве одного из характерных признаков мероприятий выступает созерцательно-исполнительская позиция младших участников и организаторская роль старших. Новые воспитательные технологии включают в себя виды форм деятельности, которые по объективным признакам можно отнести к мероприятиям:

Мероприятия можно организовывать, когда:

  1. Необходимо решать просветительские задачи. К примеру, детям нужно сообщить ценную, но сложную для восприятия информацию из области этики, экологии и т. д. познакомить с политической или культурной жизнью общества, произведениями искусства.
  2. Возникает необходимость обратиться к содержанию воспитательного процесса, требующего высокой компетенции. Например, это может быть решение задач, связанных с вопросами общественной жизни, экономики, культуры, политики народа. В этих случаях мероприятия целесообразно проводить с привлечением экспертов.
  3. Организаторские функции представляют большую сложность для детей.
  4. Решается задача, связанная с непосредственным обучением воспитанников чему-либо – познавательным умениям или практическим навыкам. В данном случае целесообразно проводить тренинги, практикумы и пр.
  5. Необходимо принять меры, направленные на укрепление здоровья детей, физическое развитие, поддержание дисциплины и пр. Современные технологии воспитания

Использование воспитательных технологий, включающих в себя указанные выше мероприятия, нецелесообразно в том случае, когда дети самостоятельно при поддержке старших, преподавателей в состоянии организовать освоение и обмен действиями и информацией. В таких случаях предпочтение следует отдавать другому виду – делам. Они представляют собой общую работу, важное событие, которые организуются и осуществляются участниками коллектива на пользу кому-либо и себе. К характерным признакам этого вида формы деятельности относят:

  1. Деятельно-созидательную позицию детей.
  2. Участие воспитанников в процессе организации.
  3. Общественно значимый характер содержания.
  4. Самостоятельность детей и опосредованность руководства взрослых.

На практике дела могут реализовываться по-разному, в зависимости от организатора и степени творческого развития участников. По характеру воплощения можно разделить их на 3 группы:

  1. Дела, в рамках которых организаторская функция возлагается на какой-либо орган или лицо. Они могут выражаться в форме простой продуктивной общей работы. К примеру, это может быть концерт для родителей, посадка деревьев, изготовление сувениров и пр.
  2. Творческие дела. В них организаторская функция возлагается на какую-то часть коллектива. Она задумывает, планирует, подготавливает и проводит что-либо.
  3. Коллективные творческие дела. В организации и поиске лучших решений в таких случаях принимают участие все.

Преподаватели-воспитатели пытаются, с одной стороны, использовать различные технологии, виды и формы деятельности, с другой – выделяют среди имеющегося многообразия один тип и рассматривают его в качестве системообразующего. С его помощью специалисты выстраивают схему взаимодействия с конкретным коллективом, формируют индивидуальность класса. Для того чтобы деятельность и ее воздействие на личностное развитие каждого ребенка приобрели более целенаправленный характер, преподаватели объединяют отдельные мероприятия и дела в более крупные блоки. В результате может формироваться обширная тема по воспитательной работе, социально-образовательный проект, ключевое дело и пр. Среди наиболее распространенных вариантов реализации этого подхода можно назвать:

  1. Разработку и реализацию целевых программ «Общение», «Досуг», «Здоровье», «Образ жизни» и пр.
  2. Объединение дел в крупные блоки для ознакомления с общечеловеческими ценностями на темы: «Человек», «Земля», «Труд», «Знания», «Культура», «Отечество», «Семья».
  3. Систематизация мероприятий и дел по направлениям, касающимся развития таких потенциалов, как ценностный, познавательный, художественный, эстетический, коммуникативный и пр.
  4. Формирование годового спектра традиционных классных дел, посредством которого осуществляется оптимальное распределение усилий участников процесса и воспитательное воздействие во времени. Современные технологии воспитания

Общий алгоритм организации и проведения мероприятия

Любые воспитательные технологии в школе реализуются по определенным схемам. Они различаются в зависимости от форм деятельности, включенных в них. Так, при организации и проведении мероприятий важно обратить внимание на наименование вида работы, поскольку в нем могут закладываться определенные методические идеи. К примеру, преподаватель решает организовать турнир эрудитов. Специалист должен иметь представление, чем эта форма мероприятия отличается от конкурса. Турнир является соревнованием по круговой системе, когда все участники имеют по одной или более встреч между собой. Конкурс, в свою очередь, представляет собой соревнование, направленное на выявление самых лучших участников. При организации мероприятия необходимо учитывать уровень развития класса и воспитанности детей, их интересы, условия среды и объективные возможности. Преподаватель должен четко формулировать задачи. Они должны быть конкретными и ориентироваться на результат. Формулировки отражают ключевую идею, направленность на развитие чувств, поведения и сознания воспитанников. На подготовительном этапе необходимо создать инициативную группу. Ее деятельность осуществляется по принципу сотрудничества. Позиция преподавателя будет зависеть от организованности и степени сформированности коллектива. На этом этапе необходимо создать правильный психологический настрой – сформировать готовность и желание детей принять участие в мероприятии. Начало непосредственного проведения должно активизировать и настраивать воспитанников. Среди ключевых методических требований особое внимание необходимо уделить четкости реализации мероприятия. В финальной части следует усилить положительные эмоции детей, мотивацию, вызвать чувства сопричастности, удовлетворения, способствовать развитию самооценки. Современные технологии воспитания

Заключение

Воспитательные технологии имеют огромное значение в образовательной деятельности сегодня. Существующие в настоящее время схемы воздействия на сознание и поведение детей способствуют более быстрой их адаптации в окружающем мире. При этом все воспитательные технологии так или иначе связаны с общеобразовательными программами. Формы взаимодействия и влияния могут быть самыми различными. При выборе той или иной технологии преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей, специфику их восприятия окружающей действительности, уровень воспитанности. Немаловажное значение будут иметь и беседы с родителями.

Современные технологии воспитания

Как фейковые новости влияют на нашу повседневную жизнь? Фейковые новости — это неотъемлемая часть современного мира, однако они могут оказывать гораздо более негативный эффект на вашу жизнь, чем вы думаете.

Современные технологии воспитания

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Современные технологии воспитания

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Современные технологии воспитания

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Современные технологии воспитания

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Современные технологии воспитания

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *