Социальная база

Социальная база политических партий

Социальная база политической партии условно может быть представлена трехуровневой:


Администрация сайта крайне не советует использовать готовую работу. Вы можете заказать написание работы в сервисе Автор24.


О сновой состав членов партии.

Сторонники, имеющие представления о целях и программе партии, симпатизирующие ее федеральным и/или региональным лидерам.

Единая Россия — Количество членов: 2 055 602

Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России».

4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на госслужбе и работают в органах власти.

Справедливая Россия — Количество членов:409 374

ЛДПР — Количество членов:185 573

КПРФ — Количество членов:152 926

Лишь немногие партии из числа существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической деятельности и потому политически проявляет себя в основном во время выборов.

«Единая Россия» Электорат партии власти, т.е. «Единой России» максимально близок к портрету «средне­статистического избирателя». Тем не менее в этом электорате есть набор значимых особенностей: • Женщины оказывают большую поддержку «Единой России», чем мужчины • С возрастом поддержка «Единой России» имеет тенденцию к линейному снижению • Поддержка «Единой России» среди граждан с высшим образованием несколько ниже средней • За «Единую Россию» более охотно голосуют наиболее и наименее обеспеченные слои на­селения. • Максимальных значений поддержка «Единой России» достигает на селе, а труднее всего этой партии «дается» крупный город. Таким образом, «Единая Россия» наиболее уверенно обретает поддержку у более кон­формистских, патерналистски настроенных страт населения (женщины, сельские жители, малообеспеченные), а также среди очевидных «выигравших от реформ» (зажиточные граж­дане).

КПРФ В электорате КПРФ наиболее выраженной социально-демографической особенностью явля­ется линейное возрастание поддержки партии с возрастом избирателя. Практически две трети нынешнего электората КПРФ — граждане не моложе 55 лет. Другие социально-демографические осо­бенности — высокая поддержка среди малообеспеченных слоев и лиц без полного среднего образования. С гендерной точки зрения за КПРФ активнее голосуют мужчины, чем женщины.

ЛДПР В электорате ЛДПР с возрастом поддержка партии убывает. На сторону ЛДПР встают такие «социальные типы», как: • молодые люди, зачастую — студенты, привлеченные яркой риторикой В. Жириновского; • мужчины среднего возраста; • занятые в частном бизнесе.

«Справедливая Россия» Электорат «Справедливой России» поддается анализу с большим трудом. Очевидно, что он имеет черты сходства как с электоратом КПРФ, так и «Единой России». У «Справедливой России» высока поддержка в старших воз­растных группах, но, по данным Левада-Центра, там несколько больше лиц среднего и предпенсионного возраста и меньше собственно пенсионеров; за «Справедливую Россию» также голосуют преимущественно небогатые люди, но, скорее, со средне-низким, а не низ­ким доходом.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Социальная база культурной политики

ущность социально-культурной политики состоит в целенаправленной, перспективно ориентированной долгосрочной деятельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взятого региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых социально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Социально-культурную политику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер.(Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи7)В то же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, действующих в сфере культуры.

Характеристика и оценка соотношения социальной и культурной политики неизбежно касаются и другого вопроса — соотношения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), — прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образования, на объединение с другими людьми на основе общих интересов и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса политической, экономической, социальной деятельности общества.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной политики, к участию в решении идейно-воспитательных задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культурного потенциала — к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно игнорировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политических, экономических, социальных.

На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений культуры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настояшее время возникла необходимость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.

Социальные институты как ресурс культурной политики:

Средства культурной политики представляют собой совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению, Здесь также следует различать творческие институты (производящие культурные тексты – произведения, формы, образцы), с одной стороны, и собственно институты культурной политики (собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты) – с другой.

Социальные институты — это особый уровень регулирования взаимодействия между человеком и обществом. Основное предназначение социальных институтов — обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей:

1) Политический институт, как ресурс культурной политики — государство с его центральными и местными органами власти, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации. Их деятельность в сфере культурной политики направлена на установление, поддержание, сохранение идеологических ценностей.

2) Религиозные институты — церковь и её организации и социальные институты в узком смысле слова (институты социального обеспечения и опеки). Контролирующие определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

3) Социокультурные и воспитательные институты, как ресурс культурной политики ставят своей целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, защиту определенных ценностей и норм (школа, семья, искусство).

4) Экономико-социальные институты (ключевые моменты (здесь: деньги, банки, собственность) — обеспечивают экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Необходимо, чтобы государство или другие различные институты взаимодействовали между собой и имели общую цель — создание условий для положительной направленности культурных процессов, направленности на развитие творческой жизнедеятельности человека. При этом необходим коммуникационный ресурс, осуществляющийся на основе взаимодействия и обмена информацией.

5) Коммуникативные связи между институтами имеют свою специфику: информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

В предельном смысле наивысшем институтом культурной политики является сама история, процесс исторической эволюции человеческого общества и его локальных образований (народов); методом – цивилизация как особый способ осуществления исторической эволюции, основанный на уникальном историческом опыте соответствующего общества; а инструментарием – вся совокупность норм деятельности, информационных связей между людьми и психических процессов, обеспечивающих эту жизнедеятельность. Разумеется, речь идет о стихийных процессах культурного саморазвития.

Специфика культурной политики России как отражение федеративного государственного устройства: в каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную с учетом природно-климатической, хозяйственной, исторической и этнокультурной специфики данного региона.

Стратегия социокультурного управления: разделение властных полномочий в области культуры на федеральном и региональном уровнях, позволяющее объективно учитывать разнообразие культурных традиций и экономических возможностей регионов России.

Региональная стратегия социокультурного управления: регионы пользуются правом свободы при программировании, планировании культурных процессов, но при этом разделяют с федеральным центром ответственность за построение будущего.

Объекты оперативного управления культурой: культуро-производящие и культуро-сохраняющие институты;

Функции региональных органов власти по разработке программ развития культуры: организация социально-творческого заказа, заключение договоров с конкретными учреждениями на разработку и выполнение культурно-досуговых программ, обеспечение этих программ в правовом, финансовом, организационном аспектах.

Естественно, современная политическая партия — это общность людей, об’ объединенных идеологически и организационно с целью завоевания (в результате выборов или другими путями) власти, удержания и использования государственной власти для реализации интересов тех или иных социальных и этнических общностей и тому подобное. Поэтому-то политическая партия должна стать правящей, то есть занять в политической системе положение, которое даст возможность определять политику государства, решать экономические, социальные, духовные и политические проблемы эффектно и в интересах общества.

Разумеется, образование политических партий обусловлено рядом факторов.

Во-первых, существуют различные мнения относительно политического устройства общества и других конкретных политических, экономических, социальных и духовных проблем.

Во-вторых, с возникновением социальных классов и социальных противоречий, социальных антагонизмов возникает и социальное неравенство. Наличие у классов специфических интересов и потребностей, их обоснование, защита и осуществление обусловливают необходимость создания политических партий. Но сводить причины возникновения политических партий исключительно к классовому против-борение невозможно. Это одностороннее объяснение упрощает представление о причинах и факторах, обусловливающих возникновение политических партий. Ведь политические партии вышли на политическую арену значительно позже, чем когда произошел раскол, распад общества на антагонистические классы, возникли антагонистические противоречия.

в-третьих, недовольство части общества существующим положением и соответственно потребность в действиях, чтобы изменить положение, и вызвали необходимость создания политических сил, объединений. Развиваются политические движения, создаются политические партии. В отличие от политических партий, политические движения зачастую не имеют четко определенной организационной структуры, фиксированного членства, уставных документов. Политические партии возникают на базе общественно-политических движений. Так, в 90-х годах на базе Народного Руха Украины возникли Украинская народная партия, Украинская республиканская партия, Украинская крестьянско-демократическая партия, Демократическая партия Украины, а само Движение претерпевает изменения и преобразования, становится политической партией.

в-четвертых, одним из условий создания политических партий становятся причины национального, этнического характера, противоречия, существующие в обществе на национальной почве. Политические партии в странах Африки, Латинской Америки и др. возникли именно в условиях конфликтов между этническими спільностями. Тенденции к образованию политических партий на национальной идее, на почве национального возрождения в Украине, Беларуси, России, Казахстане, Закавказье и странах Средней Азии.

Таковы основные факторы, обусловливающие образование массовых политических объединений — политических партий.

Социальная база политических партий

Политические партии (политические движения) всегда отражают определенные общественные интересы и стремления, а характер таких интересов и стремлений, потребностей — важнейший аспект любой политической партии. Важную роль в определении социальной базы политических партий играет теория социальных противоречий. Это позволяет выяснить, что социальные общности, слои в процессе политического созревания порождают общественные и политические движения, которые выступают выразителями их интересов и стремлений.

Политические движения и политические партии делятся на классовые, межклассовые и позакласові.

Классовый анализ позволяет определить, во-первых, общественная база движения, во-вторых, по отношению к каким общественным слоям программа политических партий — наиболее функциональная, в-третьих, с какими социальными спільностями свя связаны руководители, лидеры движения и, в-четвертых, какие общественные слои получают наибольшую пользу из деятельности политической партии. Но в определении социальной базы не только классы играют важную роль. Дело в том, что в политической жизни (особенно это характерно для современного этапа развития политических процессов) основой возникновения политических партий не всегда бывает общественный класс, социальный слой. В политической жизни участвуют самые разные слои и социальные общности, которые составляют социальную базу современных политических партий и политических движений (интеллигенция, рабочие, крестьяне, предприниматели, фермеры, бизнесмены и т. п).

социальная база это:

Смотреть что такое «социальная база» в других словарях:

Социальная база идиома — (языка) Показатель, характеризующий количественный (демографическая мощность языка) и качественный (возрастные особенности, образ жизни и др.) состав носителей языка, либо какой л. формы существования языка. Напр. социальную базу мордовского … Словарь социолингвистических терминов

социальная база идиома (языка) — Показатель, характеризующий состав носителей языка или одной из форм его существования: 1) количественный показатель (демографическая мощность языка); 2) качественный показатель (возрастные особенности, образ жизни и др.) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Социальная база идиома (языка) — Показатель, характеризующий состав носителей языка или одной из форм его существования: 1) количественный показатель (демографическая мощность языка); 2) качественный показатель (возрастные особенности, образ жизни и др.) … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Социальная база [для работников органов госархстройнадзора России] — это мероприятия, направленные на повышение социальной защищенности, повышение уровня материального благосостояния и создание благоприятных условий для лечения работников органов госархстройнадзора России. Положение, утвержденное постановлением… … Словарь юридических понятий

БАЗА — (греч.). 1) основание, фундамент. 2) База операционная, тактическая. Ближайшая пограничная полоса в тылу армии, где собраны боевые и хозяйственные запасы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. БАЗА базис … Словарь иностранных слов русского языка

БАЗА — БАЗА, базы, жен. (от греч. basis Основание). 1. Нижняя часть сооружения, колонны, служащая основанием (архит.). 2. только ед. Основание, основа, исходный пункт (книжн.). Построение естествознания на базе диалектического материализма. Социальная… … Толковый словарь Ушакова

база — база: Поверхность или выполняющее ту же функцию сочетание поверхностей, ось, точка, принадлежащая заготовке или изделию и используемая для базирования. [ГОСТ 21495 76, таблица, пункт 2] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА — СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, наука о закономерностях обществ. здоровья и здравоохранения. В отличие от медико биол. и клинич. дисциплин, изучающих организм здорового и больного индивида, С. г. возникла и развивалась в процессе дифференциации мед. и… … Демографический энциклопедический словарь

Социальная инфраструктура — Социальная инфраструктура  совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально культурного назначения, вся сфера жилищно… … Википедия

БАЗА — БАЗА, ы, жен. 1. Основание сооружения (спец.). Б. колонны. 2. Основание, основа чего н. (книжн.). Социальная б. Материальная б. 3. Опорный пункт вооружённых сил страны на своей или чужой территории. Военно морские базы. 4. Учреждение, предприятие … Толковый словарь Ожегова

Социальная гигиена — в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние социально экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение,… … Большая советская энциклопедия

  • Социальная защита. Подмосковье № 3 2014. Отсутствует. «Социальная защита. Подмосковье» – ежеквартальное издание для специалистов социальной сферы и их подопечных. В журнале – программы, проекты и последние изменения в социальной сфере Московской… Подробнее Купить за 75 руб электронная книга
  • Социальная защита. Подмосковье № 2 2016. Отсутствует. «Социальная защита. Подмосковье» – ежеквартальное издание для специалистов социальной сферы и их подопечных. В журнале – программы, проекты и последние изменения в социальной сфере Московской… Подробнее Купить за 75 руб электронная книга
  • Социальная защита. Подмосковье № 4 2016. Отсутствует. «Социальная защита. Подмосковье» – ежеквартальное издание для специалистов социальной сферы и их подопечных. В журнале – программы, проекты и последние изменения в социальной сфере Московской… Подробнее Купить за 75 руб электронная книга

Другие книги по запросу «социальная база» >>

Понятие политической партии. Социальная роль и социальная база партии.

До второй половины XIX века понятием партия обозначали группировки, которые вели борьбу за высшую государственную власть. В современном значении термин «партия» стал употребляться во второй половине XIX века. К настоящему времени в научной, учебной, учебно методической литературе дано множество определений понятия «политическая партия». Раскрывая содержание этого понятия, исследователи акцентируют внимание па разных его аспектах. Один подчеркивают, что партия — это группа людей, базирующая на общности идеологии; вторые обращают внимание на то, что партия — это организация; третьи — на то, что партия это авангард класса, социального слоя и т. д. Не охватывая содержания понятия «политическая партия» в отдельности, эти определения дают достаточно полное представление о нем в совокупности.

Политические партии — это организованные, наиболее активныe, авангардные части определенных классов, социальных слоев, групп. Партии — это добровольные союзы единомышленников, связанных идеологической общностью, одинаковыми политическими убеждениями и в той или иной мере совместной работой по достижению общих целей.

Характерными признаками политических партии являются следующие: определенная организационная структура, наличие устава, программы, печатных органов и другие.

Политические партии обладают внутренней структурой, в которой ряд ученых выделяет следующие элементы: а) высший лидер и штаб, составляющие руководящую часть партии, принимающие основные партийные решения и выполняющие руководящую роль, б) стабильный бюрократический аппарат, реализующий приказы руководящей группы, в) активные члены партии, г) пассивные члены партии, которые в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным элементам партии следует добавить симпатизирующих ей лиц, которые не входят в ее состав, и меценатов, которые могут как принадлежность к партии, так и нет (см. Санистебан Л. С. Основы политической пауки. — М„ 1992. — С. 70—71).

Сочувствующие, а особенно меценаты, которые не являются членами конкретных политических партий, в реальной действительности нередко играют решающую роль в судьбе этих партий. Они иногда открыто, а чаще всего скрытно финансируют политические партии, предоставляют им технические средства, множительную технику и т. д.

Политические партии выражают коренные интересы классов, социальных слоев и групп, которые они представляют и которые составляют их социальную базу. В основе формирования всех политических партий лежит классовый принцип. Однако, это не означает, что каждая партия представляет лишь определенный общественный класс. В реальной действительности один и тот же класс может быть представлен несколькими политическими партиями. Это обусловливается сложностью и изменчивостью социально-классовой структуры общества. В реальной действительности внутри классов образуется и функционирует множество различных социальных слоев, групп, интересы которых не только далеко не всегда совпадают с интересами класса в целом, но зачастую оказываются противоположными. Каждый из этих социальных слоев имеет свои традиции, обычаи, характеризуется определенным уровнем культуры, сознательности и т. д. Кроме того, положение класса, составляющих его социальных слоев и групп постоянно претерпевает значительные изменения в связи с развитием экономических, политических, духовных условий.

В совокупности это приводит к тому, что социальные слои, группы, представляющие определенный класс, нередко борятся за реализацию сугубо групповых, корпоративных интересов, интересов, как уже отмечалось, противоположных интересам класса в целом. За реализацию этих интересов борятся и представляющие эти социальные слои и группы политические партии. Вместе с тем они ведут борьбу за привлечение на свою сторону представителей классов, социальных слоев, групп, которые они не представляют.

В реальной действительности существуют также политические партии, которые претендуют на выражение интересов нескольких классов, социальных слоев, а иногда и всего народа.

Борясь за свое влияние в массах, все политические партии в конечном счете преследуют одну цель достижение политической власти (прежде всего государственного. овладение государственным аппаратом с тем, чтобы реализовать интересы социальных сил, которые они представляют (см. Фарукшин М. X. Политическая система общества// Социально-политические науки 1991. — №5. — С. 69).

Накал борьбы политических партий за овладение властью нарастает в периоды проведения выборов в законодательные органы -государственной власти. В эти периоды все политические партии значительно активизируют свою деятельность, принимая решительные действия для победы па выборах. Победившая выборах в законодательные органы государственной власти политическая партия превращается в правящую. Она формирует исполнительные органы государственной власти, берет под свой контроль управление хозяйством, культурой, системой образования и воспитания.

Сейчас в мире действует несколько сотен самых различных политических партий. Для их классификации в научной литературе используются разные критерии: классовый характер, тип организационной структуры, идеологическая позиция и т. д. Выделяются партии рабочие, крестьянские, буржуазные, мелкобуржуазные; консервативные, либеральные; коммунистические, социал-демократические, социалистические; левые, правые; парламентерские, непарламентские и т. д.

Вместе с тем в научной литературе политические партии часто подразделяются также на идеологические и прагматические. При этом к прагматическим относят политические партии, которые ориентируются на достижение конкретных целей: организация и проведение выборов, завоевание большинства в государственных и местных органах власти, контроль за деятельностью конгрессменов, сенаторов, формирование исполнительных органов государственной власти и т. д. Эти политические партии нередко называются избирательными партиями. Идеологическими партиями называют те политические партии, которые стремятся строить свою деятельность и общественную жизнь в соответствии со своей идеологией.

К числу «левых» относят политические партии, которые выступают за социально-экономические и политические изменения в пользу широких слоев народа, за преобразование общества на принципах социальной справедливости. «Правыми» называют те политические партии, которые защищают интересы частного предпринимательства, отстаивают имущественное неравенство.

Левые силы в мире представлены социал-демократическими, социалистическими и коммунистическими партиями. Эти партии сформировались в конце XIX — начале XX века. За прошедшие годы эти партии претерпели существенные изменения. При этом эволюционировали их идеология, политика, социальная база, организационная структура.

Современные коммунистические и рабочие партии возникли па волне революционного подъема, охватившего рабочий класс после первой мировой войны, победы Октябрьской революции в России. В 1918 году в мире уже действовало 10 коммунистических партий. В 1928 году их число возросло до 16. В 1957 году в мире уже действовало 75 коммунистических и рабочих партий. В 1979 году их число увеличилось до 92 (см. Политическое образование. — 1980. — №8. — С. 82). В 1989 году коммунистические п рабочие партии действовали в 95 странах и объединяли в своих рядах более 90 миллионов человек (см. Диалог. — 1990. — № 10. — С. 78). Многие коммунистические и рабочие партии в это время были правящими..

В начале 80-х годов обнаружилось снижение влияния коммунистических партий в странах, в которых они действовали. В конце 70-х обнаружилась неэффективность «культурной революции» и Китае, «строительства развитого социализма» в Советском Союзе и в ряде других стран. В начале 80-х годов страны «реального социализма» снизили темпы социально-экономического развития, утратили авангардную роль в социальном прогрессе. В это время индустриально развитые страны Запада перешли па качественно новую ступень производства — от индустриального к научно-технологическому, внедрили новые технологии производства, усилили его социальную ориентацию. В совокупности это отразилось на коммунистическом движении. В настоящее время оно находится в глубоком кризисе.

Во второй половине 1989 года начали нарастать расколы коммунистических партий в странах Восточной Европы, стали предприниматься поиски замены своих партий левыми организациями коммунистами ряда других стран (Италия, Нидерланды, Финляндия и др.); обнаружился кризис КПСС. В последующие годы коммунистические партии стран Восточной Европы и бывшего СССР утратили свое господствующее положение.

Главной причиной снижения влияния коммунистических партий, безусловно, стал отрыв партийного аппарата этих партий от рядовых коммунистов, народа, предательство им интересов трудящихся. Оно вместе с тем — следствие злоупотреблений, а иногда и преступлений аппарата этих партий, высшие- чины которого говорили одно, думали другое, а делали третье.

Мощную политическую силу в современном человеческом сообществе представляет социал-демократия. Эти партии объединены в Социалистический Интернационал, в который входят в качестве полноправных или консультативных членов 68 партий всех континентов. 27 из них являются правящими (самостоятельно или в коалиции). В рядах партий—членов Социалистического Интернационала насчитывается более 17 миллионов членов (см. Современная социал-демократия: Словарь-справочник. — М. 1990. — С. 3).

Социалистические и социал-демократические партии, которые действуют в индустриально развитых странах, имеют, как правило, прочную социальную базу. Они выражают интересы значительной части населения этих стран и многое делают для реализации этих интересов. Об этом убедительно говорит, например, деятельность социал-демократической рабочей партии Швеции. В этой стране успешно функционируют системы бесплатного здравоохранения, образования, рабочие имеют отпуска, получают пенсию, практически решена жилищная проблема и т. д.

Политические партии подразделяются также на массовые и кадровые. Массовые партии это политические организации, объединяющие в своих рядах огромные массы людей. Эти партии, как правило, имеют сложные внутренние структуры, многочисленный бюрократический аппарат. Социальной базой этих партий являются классы, большие социальные слои и группы, Кадровые партии — это партии, объединяющие в своем составе небольшое количество лиц, которые пользуются определенной известностью в обществе.

Вместе с названными в научной литературе даны и другие классификации политических партий. В частности, партии подразделяются в зависимости от характера членства в них. Имеются политические партии с индивидуальным и коллективным членством. Некоторые исследователи подразделяют политические партии также на харизматические (основанные на безусловной вере в лидера), традиционные (опирающиеся на социальный престиж лиц, обладающих высоким социальным статусом) и рациональные (базирующиеся на уставных нормах, определяющих, роль лидера и бюрократического аппарата) (см. Санистебан Л. С. Основы политической науки. —М. 1992. — G. 76). По отношению к господствующим политическим системам, по формам деятельности партии подразделяются на легальные и нелегальные.

Многие политические партии пользуются значительным влиянием и странах, в которых они действуют. В США, к примеру, к числу таких партий относятся республиканская и демократическая, в Великобритании — консервативная и лейбористская, в ФРГ — социал-демократическая, свободная демократическая и христианско-демократический союз, во Франции — социалистическая.

Что касается Российской Федерации, то на ее территории в настоящее время действует бесчисленное количество партий самой различной политической и идеологической ориентации. Например, в 1991 году только в Москве было зафиксировано более 40 организаций, которые называли себя партиями (см. Социально-политические науки. — 1991. — С. 5). В последующие годы их количество значительно возросло. В 90-х годах новые политические партии в Российской Федерации заявляют о себе чуть ли не каждый день. Появляются политические партии, программы которых обращены к определенным социальным слоям. Заявляют о своем существовании партии, которые не имеют четкой социальной ориентации.

В мае 1989 года на учредительном съезде в Москве заявила о своем существовании Конфедерация анархо-синдекалистов, в октябре этого же года организационно оформлен Союз, конституционных демократов, в конце 1989 года заявила о себе Либерально-демократическая партия. В августе 1989 года состоялась учредительная конференция Христианско-демократического союза России, в мае 1990 года проведен учредительный съезд Демократической партии Российской Федерации, в марте — учредительный съезд Марксистской рабочей партии — Партии диктатуры пролетариата, в ноябре этого же года — учредительный съезд Республиканской партии Российской Федерации. В это же время активно действовала Демократическая партия Российской Федерации переходного периода. В 1991 году заявили о своем существовании Социалистическая партия трудящихся, Республиканская гуманитарная партия. В ноябре 1991 года состоялся учредительный съезда Российской коммунистической рабочей партии, в декабре этого же года состоялась учредительная конференция Российской партии коммунистов. В 1993—1994 годах объявили о своем существовании, зарегистрировавшись в министерстве юстиции, Партия возрождения. Партия народного согласия, Информационно-народная партия, Русская партия, Национально-государственная партия, Российская партия зеленых. Партия российского единства и согласия, Национально-трудовая партия, Партия большинства, Народно-педагогическая партия и другие.

Абсолютное большинство из названных партий, действующих в Российской Федерации, малочисленны. Многие из них насчитывают в своих рядах по нескольку сотен, а иногда и десятков человек. Реальной социальной базы у малочисленных российских политических партий нет. Они представляют отдельные группировки, преследующие корпоративные интересы.

Из политических партий, действующих в настоящее время в Российской Федерации, самыми многочисленными являются Коммунистическая партия Российской Федерации и Аграрная партия России. Эти партии насчитывают в своих рядах по нескольку сотен тысяч человек.

Из политических партий, действующих сейчас в Российской Федерации, правыми являются Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Партия экономической свободы. Демократический выбор России, Российская христианско-демократическая партия, Национально-республиканская партия России, Крестьянская партия России и другие. На центристское положение претендует Российская партия зеленых, Партия российского единства и согласия, Партия труда и другие.

Направления деятельности политических партий весьма разнообразны. Политические партии занимаются теоретической, идеологической, организаторской, воспитательной п другими вилами деятельности.

Теоретическая деятельность политических партий проявляется в выработке различных концепций, доктрин, программ, платформ. Их организаторская деятельность направлена на мобилизацию классов, социальных слоев, групп, которые они представляют, па выполнение тех или иных, стоящих перед ними задач. Весьма многообразна воспитательная деятельность политических партий. Они постоянно занимаются распространением своей идеологии, используют разнообразные приемы, методы и средства по формированию желаемого общественного мнения и т. д. Сердцевиной воспитательной работы политических партий является борьба за умы и сердца людей, внедрение в общественное сознание своих идеологий.

Политические партии выполняют разнообразные функции, среди которых важнейшими являются следующие:

  • разработка идеологии, концепций, доктрин, программ, платформ и т. д.;
  • организация и интегрирование классов, социальных слоев и групп, которые они представляют; привлечение на свою сторон; представителей других классов, социальных слоев, групп;
  • политическое образование представителен своих классов, социальных слоев, групп;
  • политическое информирование;
  • формирование общественного мнения;
  • подготовка и выдвижение политических лидеров, кадров для государственного аппарата, средств массовой информации;
  • организация борьбы за государственную власть до ее завоевания, за ее удержание после победы на выборах;
  • участие в образовании, функционировании политических систем, в разработке принципов деятельности этих систем;
  • организация взаимоотношений с другими политическими партиями, общественными организациями, социальными движениями и другие.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *