Стадии процесса применения норм права

60. Стадии процесса применения норм права

Можно выделить следующие стадии применения правовых норм :

1) установление фактических обстоятельств;

2) выбор и анализ юридической нормы;

3) вынесение правоприменительного решения.

На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоятельств определяются следующие основные факты. которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При неустановлении или неправильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.

Также на этой стадии определяются вспомогательные (иначе – факультативные) факты. которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсутствовать. К вспомогательным фактам относят:

1) различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания;

2) процессуальные факты;

3) проверочные факты, способные подтвердить или опровергнуть предъявленные доказательства. Эти факты должны быть предъявлены вместе с доказательствами. Вместе с тем не подлежат установлению факты, признанные другой стороной, общеизвестные и преюдициальные факты, которые устанавливаются решением или приговором суда, вступившим в законную силу.

На второй стадии. при выборе и анализе юридической нормы (установлении юридической основы дела), юридическую оценку (правовую квалификацию) установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела дает правоприменитель. Таким образом, на данной стадии:

1) устанавливается отрасль права;

2) определяется институт права и конкретная норма права;

3) осуществляется проверка нормы, которая призвана устранить все возможные коллизии;

4) устанавливается точный смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами.

На третьей, главной, стадии принимается решение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:

1) происходит оценка собранных доказательств;

2) дается окончательная юридическая оценка совершенного;

3) проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юридические последствия.

Доказательствами называют фактические данные, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие большое значение для правильного разрешения дел.

Требования, которые предъявляются к доказательствам:

1) относимость, т. е. использование сведений, которые имеют значение для рассматриваемого дела;

2) допустимость, т. е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной формы из установленных законодательством источников;

3) достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства рассматриваемого дела;

4) достаточность сведений, которые позволят разрешить возникший юридический спор.

Можно выделить следующие виды доказательств:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевшего;

2) объяснения двух сторон, а также третьих лиц;

3) установленные следствием письменные и вещественные доказательства;

4) аудио– и видеозаписи;

5) показания и заключения, представленные экспертизой.

Стадии процесса применения норм права

Можно выделить следующие стадии применения правовых норм .

  1. установление фактических обстоятельств;
  2. выбор и анализ юридической нормы;
  3. вынесение правоприменительного решения.

На первой стадии процесса применения норм права. в ходе установления фактических обстоятельств определяются следующие основные факты. которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При неустановлении или неправильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.

Также на этой стадии определяются вспомогательные (иначе – факультативные) факты. которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсутствовать. К вспомогательным фактам относят:

  1. различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания;
  2. процессуальные факты;
  3. проверочные факты, способные подтвердить или опровергнуть предъявленные доказательства.

Эти факты должны быть предъявлены вместе с доказательствами. Вместе с тем не подлежат установлению факты, признанные другой стороной, общеизвестные и преюдициальные факты, которые устанавливаются решением или приговором суда, вступившим в законную силу.

На второй стадии. при выборе и анализе юридической нормы (установлении юридической основы дела), юридическую оценку (правовую квалификацию) установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела дает правоприменитель. Таким образом, на данной стадии:

  1. устанавливается отрасль права ;
  2. определяется институт права и конкретная норма права;
  3. осуществляется проверка нормы, которая призвана устранить все возможные коллизии;
  4. устанавливается точный смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами.

На третьей, главной, стадии принимается решение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:

  1. происходит оценка собранных доказательств;
  2. дается окончательная юридическая оценка совершенного;
  3. проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юридические последствия.

Доказательствами называют фактические данные, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие большое значение для правильного разрешения дел.

Требования, которые предъявляются к доказательствам:

  1. относимость, т. е. использование сведений, которые имеют значение для рассматриваемого дела;
  2. допустимость, т. е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной формы из установленных законодательством источников;
  3. достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства рассматриваемого дела;
  4. достаточность сведений, которые позволят разрешить возникший юридический спор.

Можно выделить следующие виды доказательств:

  1. показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевшего;
  2. объяснения двух сторон, а также третьих лиц;
  3. установленные следствием письменные и вещественные доказательства;
  4. аудио– и видеозаписи;
  5. показания и заключения, представленные экспертизой.

Зубанова С.Г. Теория государства и права. 2010

Стадии применения норм права

Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие по­следовательность действий при рассмотрении юридического дела.

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

— установление фактических обстоятельств дела;

— выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

— решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

— иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

1.Установление и анализ фактических обстоя­тельств дела

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве ); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве ).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств — всевозможных материальных и нематериальных «следов» правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельствдела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости (использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащихприменению кустановленным фактическим обстоятельствам

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификацияэто юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности

Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

б) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить :

— действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

— действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

— распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

в) Толкование правовой нормыи разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов вправе

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

— если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;

— если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

— при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

— в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

3.Принятие решения по дела и его документальное оформление

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа :

— процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

— издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

«Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д.» На этом процесс применения норм права заканчивается.

В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формыприменения права:

— оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

— правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

— осуществляется только компетентными государ­ственными органами;

— носит властный характер;

— имеет ряд стадий:

— реализуется в специальной процессуальной форме;

— завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

4.Реализация принятого решения (правоприменительногоакта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

Акты применения норм права: понятие и виды.

Понятие и особенностиправоприменительногоакта

Акт применения права — официальное индивиду­ально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу, принятое на основе действую­щих норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц).

Акт применения норм праваэто официальный правовой документ, содержащийиндивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные ре­шения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинс­ких частей.

Деятельность правоприменительных органов завершает­ся оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обяза­тельное к исполнению повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей :

1.Властный характер и охрана принудительной силой государства

Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая ине распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового ак­та, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество одно­родных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неодно­кратное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты приме­нения права к источникам права в нашей стране не относятся.

Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен. Например, при­говор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

4.Формальный характер — имеет установленную законом форму

Акты применения норм права изда­ются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы :

— вводную часть — указы­вается наименование акта, название ор­гана, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

— описательную часть — излагаются фактические обстоятельства дела;

— мотивировочную часть — дает обоснование принятого решения;

— резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяю­щий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

— это правовые акты;

— принимаются и обеспечиваются компетентными органами;

— имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отлича­ется следующим:

— применяется на основе нормативного и реализует норму права;

— имеет конкретный, персонифицированный характер;

— не является источником права, не содержат норм права;

— выступает как юридический факт;

— носит одноразовый характер.

Видыправоприменительных актов

Акты применения права классифицируются на виды по раз­личным основаниям:

а) акты государственных органов (приговор суда, при­каз об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основ­ных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия :

а) регулятивные — устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные — издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уго­ловного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

а) письменные или документированные — в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолютивные — резолюция на материалах дела (например, «согла­сен» руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права – это сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.

Пять стадий применения:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).

Главная цель — выяснение объективной истины по делу.

Для этого по закону необходимо:

— совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

— установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

Здесь дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

Действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений.

Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения — ст. 76 Конституции РФ);

г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах — аналогии закона и аналогии права.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия) (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

47. Акты применения права

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Цель правоприменительного акта — применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) имеют индивидуально-определенный характер. т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются ; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением. так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов.

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2. По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств .

3. По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

4. По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5. По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия.

Акты-действия могут быть:

словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и

конклюдентные, или молчаливые. разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.

Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

    1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    3. проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
    4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

что — где — когда — кто — как — почему

(осмотр места происшествия. опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов. документов, назначение, если это нужно, экспертизы. фотосъемка и т.д.).

Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел. то какой — прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов — самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы. ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий. пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта. доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *