Структура педагогики

Структура педагогики. Ее место в системе наук

общая педагогика базоваянаучная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

возрастная педагогикадошкольная (наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников), школьная (закономерности воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.) педагогика взрослых (изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей.

Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, и связана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика – область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира.

Место педагогики в системе наук. Педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук, она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие.

Педагогика и психология: Изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Педагогика и Этнология: изучает бытовые и культурные особенности народов, культурно национальные особенности в воспитании, использование национальных традиций. Педагогика и история: предполагает учет исторических особенностей развития общества при исследовании проблем обучения и воспитания, анализе идей и теорий прошлого, определении возможностей их использования в настоящее время. Педагогика и физиология: научно обосновывает поведенческую деятельность человека, изучая процессы, происходящие в высших отделах нервной системы. Педагогика и социология: изучает общество и социальные процессы, происходящие в нем; влияние соц. среды на человека, взаимоотношения людей в группах.

Педагогика и экономика: исследует уровень финансовых и материально-технических затрат на развитие учебных заведений; Определение необходимого количества средств на обучение человека. Педагогика и философия: является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и сознания педагогических концепций.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Структура педагогики
Главная | О нас | Обратная связь

Генезис и структура педагогической науки

Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики.

Педагогика — это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения. Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем.

Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, — это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Генезис и структура педагогической науки

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» — детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей.

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:1. многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;2. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;3. текущая мировая и отечественная практика воспитания;4. данные специально организованных педагогических исследований;5. опыт педагогов-новаторов.

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия . Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Средневековое образование . зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат. Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли. В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий. Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг. разработал ряд новых направлений воспитания. Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы. Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

1.Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

2.Возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3.Коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих);

4.Частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

5.История педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

6.Отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

Постепенно, по мере своего развития, педагогика раз­деляется на все более конкретные области научного зна­ния, образуя систему педагогических наук. В последние годы вследствие коренных изменений в народном образо­вании система педагогических наук находится в процессе интенсивного становления. Хотя исследования отдельных частных проблем еще опережают разработку общих тео­ретических концепций, проблематика педагогических дис­циплин широкого обобщающего характера определилась. Значение этих дисциплин для развития системы педагоги­ческих наук и практики все больше возрастает. К этим дисциплинам относятся прежде всего: общая педагогика, теория воспитания, дидактика, методики обучения отдель­ным учебным предметам, школоведение, история педаго­гики, сравнительная педагогика.

Общая педагогика, ассимилируя данные всех педаго­гических наук и опережая их развитие, обобщает их в единую теоретическую систему. Она разрабатывает ме­тодологические, общетеоретические и методические про­блемы, имеющие важное значение для дальнейшей раз­работки всех дисциплин педагогики и для педагогиче­ской практики.

Общетеоретический характер носят исследования сущ­ности и закономерностей, целей и содержания педагогиче­ского процесса, принципов педагогического действия, требований к педагогическому познанию. Предмет мето­дологических исследований — система педагогических зна­ний и процесс научного познания в области педагогики. Разработка этих методологических проблем дает нам «знание о знании» (а также «знание о незнании», посколь­ку выявляется и то, что только надлежит исследовать).

Процесс познания педагогических явлений требует также разработки методов педагогических исследований. Благодаря разработке такой проблематики достигается «знание о познании» — о его закономерностях, методах, возможностях и перспективах. Нужно также иметь в виду, что разграничение двух групп проблем (изучение системы педагогических знаний и изучение процесса познания) относительно. Например, изучая взаимоотношения педа­гогической теории и практики, исследователь изучает од­новременно и процесс познания, и его результат — систему педагогических знаний.

Теория воспитания изучает процесс воспитания, выдви­гая в центр проблему направленности воспитания на фор­мирование гуманистических убеждений, отношений, нрав­ственных качеств и поведения. Теория воспитания анали­зирует сущность воспитания, его закономерности, тенден­ции и перспективы развития и на этой основе разрабаты­вает цели, содержание, принципы, методы и организацию гуманистического воспитания.

Исследование воспитательных проблем осуществляется на разных уровнях и во многих аспектах. В соответствии с целями и содержанием воспитания изучаются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспи­тание. При этом теория воспитания уделяет особое вни­мание тому, чтобы показать, как различные стороны вос­питания содействуют воспитанию в целом на основе науч­ного мировоззрения и морали, как формирование научно­го мировоззрения и нравственное воспитание объединяют все другие стороны воспитания в систему, определяя их единую содержательную направленность.

Теория воспитания в соответствии с видами деятель­ности исследует воспитание в процессе обучения, труда, общественной деятельности, игры, изобразительной дея­тельности, а также воспитание в процессе общения. Ру­ководствуясь критериями формирования у школьника необходимых свойств личности, теория воспитания ис­следует проблемы воспитания интеллекта, воли, харак­тера, чувств, потребностей, мотивов, интересов. Число таких исследований неуклонно возрастает. Поэтому все более острой становится потребность в решении синте­тических и межаспектных проблем, например: какова взаимосвязь между различными сторонами воспитания? В чем проявляются противоречия воспитательного про­цесса, каковы его движущие силы? Каковы воспитатель­ные возможности разных видов деятельности и воспиты­вающих сил и как характеризуются оптимальные отно­шения между ними? Ответы на такие вопросы способст­вуют разработке общей теории воспитания. Теория вос­питания исследует воспитание личности в целом. Реали­зуя общую программу воспитания гармонически разви­того человека, педагог может в зависимости от условий (возраста воспитанников, их индивидуальных и типоло­гических особенностей, уровня зрелости коллектива и т. д. ) концентрировать свои усилия то на одной, то на другой воспитательной задаче. Но, при этом следует вы-

рабатывать у себя широкий взгляд на воспитание всей личности и на пути, ведущие к общей цели.

Методика воспитания должна оказывать учителю и воспитателю разнообразную практическую и методиче­скую помощь в организации воспитательного процесса. В методике воспитания следует конкретизировать теорию воспитания вплоть до предписания непосредственных практических действий.

Дидактика изучает обучение как средство образования и воспитания, как специфический процесс образования и вос­питания. В процессе обучения деятельность учителей (пре­подавание) и деятельность учащихся (учение) неразрывно связаны и взаимно обусловливают друг друга. В задачу дидактики входит изучение сущности, закономерностей, тенденций и перспектив развития обучения. На этой основе разрабатываются цели, содержание, принципы, методы, организационные формы и средства обучения. Дидактика в значительной мере способствует разработке учебных про­грамм и планов.

На школьную практику дидактика оказывает двоякое влияние: непосредственное (поскольку дидактическими знаниями овладевает каждый учитель) и косвенное — через методики обучения учебным предметам.

Методики тесно связаны с дидактикой, другими педа­гогическими дисциплинами и прежде всего с теми науками или областями культуры, основы которых излагают соот­ветствующие учебные предметы. Методики опираются на основные положения дидактики, как и, наоборот, дидак­тика обращается к данным частных методик и опыту, обобщает их. Нельзя представлять себе соотношение меж­ду общими и частными дисциплинами только как конкре­тизацию в частной дисциплине положений дисциплины более общей. В действительности содержание каждой из методик не сводится к конкретизации общих дидактиче­ских положений. Исследуя учебный процесс и обобщая опыт педагогической работы применительно к различным областям научного знания, предметные методики отобра­жают специфику этого опыта. При этом решаются и прак­тические задачи, и теоретические проблемы. Каждая ме­тодика содержит, следовательно, теоретические знания и основанные на этих знаниях практические рекомендации.

Содержание и методы организации и управления школь­ным делом, особенности внутришкольного руководства исследуетшколоведение. Многие рекомендации школове-

дения адресованы руководителям системы народного обра­зования, лицам, возглавляющим школу, инспектуре. Одна­ко в школах учитель не только исполнитель, но и творче­ский работник. Учитель выдвигает и решает вопросы учеб­но-воспитательной работы, принимает активное участие в жизни школы. Поэтому он должен быть в курсе всех про­блем, касающихся развития школы как единого целого.

История педагогики исследует развитие практики вос­питания и педагогических теорий различных историче­ских эпох и периодов с целью выявления закономерностей этого развития. Изучение истории воспитания и педагоги­ки расширяет педагогический горизонт учителя.

Становится очевидным, что все ценные прогрессивные знания прошлого творчески перерабатываются в совре­менной педагогике.

Знание истории педагогики необходимо для того, что­бы в настоящее время глубже понимать решаемые вопро­сы в их исторической значимости.

Единство педагогической теории и истории — предпо­сылка дальнейшего развития педагогической теории. Чем точнее знание развития педагогической проблемы, тем достовернее прогноз ее дальнейшего развития.

В специальную отрасль педагогических знаний выдели­лась дефектология (по другой терминологии — специаль­ная педагогика). Эта наука исследует закономерности фи­зического и умственного развития людей с физическими и психическими недостатками.

В состав дефектологии входят следующие научные дис­циплины: педагогика глухих и слабослышащих — сурдопе­дагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, ум­ственно отсталых — олигофренопедагогика, а также наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреж­дения — логопедия.

Выделение относительно самостоятельных педагогиче­ских дисциплин осуществляется в соответствии с различ­ными критериями. Так, различают дошкольную педагогику, профессиональную педагогику и педагогику высшей школы, а также педагогику взрослых. В этом делении отражена спе­цифика воспитательных задач на отдельных возрастных ступенях и вместе с тем переход от одного учебно-воспи­тательного учреждения к другому. Относительная само­стоятельность педагогики семьи, производственной (рабо­чей) педагогики, военной педагогики и исправительно-трудовой педагогики обусловлена специфическими зада-

чами, которые решает каждая из этих дисциплин, качест­венными особенностями исследуемого учебно-воспита­тельного процесса.

Возникновение новых направлений педагогических ис­следований объясняется новыми требованиями и условия­ми общественной жизни, развитием науки. Многие виды социальной деятельности все более педагогизируются, воз­никает потребность в разработке новых педагогических проблем. Кроме того, новые направления педагогических исследований возникают в результате взаимодействия педа­гогики и других наук. В качестве примера можно назвать педагогическую психологию, социологию образования и некоторые другие.

В современной педагогике дифференциация отраслей научного знания происходит более интенсивно, чем инте­грация. Однако есть все основания полагать, что процессы интеграции будут усиливаться. Внутренняя логика науки требует интенсивной разработки объединяющих частные аспекты общих теоретических концепций воспитания.

В современных условиях, когда почти уничтожены нрав­ственные и духовные ценности народов России, когда уси­ливаются национальные конфликты, перечеркивается и искажается история различных народов страны, теория и практика обучения и воспитания обращаются за помощью к традиционным народным культурам. Начинает возрож­даться еще одна область педагогики —народная педагоги­ка, этнопедагогика(этнос — народ).

Народная педагогика, традиционная культура воспи­тания, традиционная педагогическая культура, этнопеда­гогика — эти и другие аналогичные понятия все чаще и чаще появляются на страницах газет и педагогических журналов, звучат по радио и телевидению. И каждый из авторов понимает и трактует их по-своему.

Предлагаемый вам материал имеет своей целью разъ­яснить сущность и источники развития народной педаго­гики и науки, которая ее изучает и которую Г. Н. Волков, академик Российской Академии образования, назвалэтно-педагогикой.

Идет время. И все дальше уходят от нас традиции, ду­ховные и культурные ценности наших прабабушек и праде­душек, их праздники, игры, песни, сказки, семейные пре­дания и обряды. Много ли, например, сейчас найдется семей, знающих свою родословную (хорошо, если дети хотя бы знают своих прабабушек и прадедов); многие ли

выпускники наших школ могут воссоздать в памяти хотя бы главные вехи истории и развития культуры своей стра­ны, этноса, нации, назвать выдающиеся литературные, ху­дожественные, архитектурные и другие памятники, остав­ленные нам предками.

А ведь именно на них, созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцов, воспитывались, развива­лись и обучались наши близкие и дальние предки, отцы и деды, матери и бабушки. И каждое новое поколение вно­сило в этот процесс свое, «просеивая через сито истории» трудовой, культурный и духовный опыт, отметая все не­нужное, ошибочное, отделяя «зерна от плевел».

Дети, приобщаясь к народным традициям, почувству­ют себя их героями, участниками, творцами, приобщатся к истории и культуре своей нации, узнают, что объединяет народы мира и что всякая межнациональная, межрелиги­озная борьба есть не что иное, как дело людей, стремя­щихся стать выше своих собратьев.

Учитель и воспитатель должны знать культуру тех ре­гионов, где им придется работать. Но надо всегда пом­нить слова мудрого древнего царя Соломона: «Обращаясь к алтарю прошлого, берите из него не пепел, а огонь». И таким огнем является то общее, что исторически объе­диняет нации и народы. Это идеал личности человека, необходимость ее целенаправленного воспитания, гума­низм и демократизм народного воспитания.

Доброе, уважительное отношение к ребенку счи­тается в народной педагогике одним из важнейших условий воспитания. Поэтому объяснимо и такое предупреждение:

«Кормить юношество наше Лишь березовою кашей -Это грубость порождать, Чувство чести отбирать».

Надпись на лубочной картинке

Итак, чтобы по-настоящему овладеть специальностью учителя и воспитателя, необходимо иметь четкое представ­ление не только о том, что такое педагогическая наука в це­лом, но и знать ее структуру. Действительно, чтобы стать

педагогом-мастером, недостаточно владеть только конкрет­ными методиками обучения тому или иному предмету и методиками организации воспитательного процесса. Это, так сказать, азбука педагогической деятельности, это то, что помогает учителям и воспитателям овладеть совокупностью стандартных педагогических умений, приемлемых в любых учебно-воспитательных ситуациях и для любого педагога.

Но педагогическая специальность, педагогическая дея­тельность — это постоянные поиски нового, постоянное творчество. А для него необходимы более широкие, более общие знания. Они-то и даются в общей педагогике, исто­рии науки, теориях обучения и воспитания, в народной педагогике. Именно общие закономерности воспитания и обучения ребенка позволяют учителям и воспитателям найти свое, специфическое, что будет присуще только им, их воспитанникам, конкретным особенностям данного детского сада, данной школы. Не могут быть одинаковы­ми методы и приемы обучения и воспитания для детей, формирующихся в условиях большого города и села, в условиях многодетной семьи и семьи, где только один ребенок, и т. д. Только учет всех этих особенностей и уме­ние «приспосабливать» рекомендуемые методы, приемы и формы организации учебно-воспитательной деятельности к этим конкретным условиям обеспечат качество и эффек­тивность обучения и воспитания детей.

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет .
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 3. Структура педагогики и ее связь с другими науками

Страница 3 из 90

3. Структура педагогики и ее связь с другими науками

Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела:

– дидактику (теория обучения);

Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования.

Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.

В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека.

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии.

Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т. д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *