Сущность и социальное назначение государства

Социальное назначение и сущность государства

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства

Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), ciwitas (государство-город), res publica (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Государство – особая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого органами публичной власти, осуществляет сбор налогов и обладает суверенитетом.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость.

Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно» (Государь)

Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

1. территория – участок суши, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, принадлежащее соответствующему государству, ограниченная определенными пределам (границами) Территория государства — то пространство, на которое распространяется его юрисдикция (публичная власть).

2. Население – это совокупность лиц, проживающих на территории государства. К этим лицам относятся граждане, иностранцы (постоянно живущие в государстве) и лица без гражданства.

3. Публичная власть – власть отделенная от общества, которая в государственных образованиях выражает прежде всего интересы господствующих социальных групп.

4. Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической деятельности.

Суверенитет обладает двумя свойствами – верховенство и независимость.

Верховенство – способность государства самостоятельно устанавливать общеобязательные правила поведения для всех членов общества, обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций.

Независимость выражается в международном признании данного государства в качестве субъекта международных отношений, возможность самостоятельно принимать и реализовывать решения, без вмешательства во внутренние дела государства других государств.

Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.

5. налоги и сборы – обязательные платежи, которые взыскиваются с граждан и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность государства — это организация политической власти (социальный институт). Смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

Морозов Л.А. отмечает, что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.

Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства,

таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические

Платон и Аристотель. социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770-1831).

Сторонники договорной теории происхождения государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо).

Ф. Лассаль (1824-1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными

условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Сущность и социальное назначение государства
Главная | О нас | Обратная связь

Лекция 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства. Функции государства

1. Понятие и признаки государства, его определение. Сущность государства.

2. Понятие и значение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

3. Социальное назначение и задачи государства.

4. Функции государства и их классификация. Формы осуществления функций государства.

Понятие и признаки государства, его определение.

В науке нет однозначного подхода к определению государства. Это связано прежде всего с применением различных методов в исследовании понятия государства. Так, применяя исторический метод, государство можно определить как продукт развития общества на определенном его этапе; с позиций социологического подхода – это организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории; с точки зрения психологического метода государство – это авторитет, подчиняющий своей воле волю других лиц и организаций.

При традиционном подходе выделяют следующие основные признаки государства:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Осуществление государственной власти по административно-государственному принципу позволяет четко определить ее пространственные пределы и выявить основания для формирования ее центральных и местных органов. Территория как признак государства нераздельна. неприкосновенна (это находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства), исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством.

2. Наличие публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет — такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Свойства государственного суверенитета:

· универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации страны;

· наличие прерогатив власти (возможность отменить, признать ничтожным проявление любой другой власти, если последняя нарушает закон);

· наличие у государства таких средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьмы).

Кроме государственного суверенитета, следует выделять:

· суверенитет народа — верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти;

· национальный суверенитет — право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

4. Тесная связь государства с правом. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легальными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Существуют различные теории о сущности и социальном назначении государства. Важнейшие из них следующие:

1. Арифметический (классический) подход. Коренится в сочинениях мыслителей Др. Греции (Аристотель) и используется в современный период в области политологии и теории государства. Государство – совокупность трех элементов: территории, власти, населения. Государство – организация власти наиболее эффективная на данной территории. Представители данного подхода верно определили те черты, без которых немыслимо государство. Но тем не менее этот подход характеризует только внешнюю сторону государства, не проникая в существо государственной власти.

2. Теория элит (В. Парето, Г. Моска, Т. Дай). Сущность данной теории заключается в том, что народные массы не способны управлять государством и оно (управление) осуществляется верхушкой общества — элитой. Элита формируется по различным признакам (происхождение, образование, способности), при этом она может пополняться за счет наиболее способных представителей масс. В обществе существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

3. Технократическая теория (Т. Веблен, Г. Саймон). По мнению представителей данной теории, управлять обществом должны специалисты — управленцы, менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые для этого средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

4. Теория плюралистической демократии (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль). Смысл данной теории заключается в том, что в современном обществе классы перестали существовать и власть утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (старт), образующихся по различным признакам (возраст, профессия, место жительства, круг интересов). Каждый человек входит одновременно во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек и социальное объединение обладают частью государственной власти и участвуют в управлении государством. Государство тем самым становится выразителем общей воли и интересов всего общества.

5. Теория конвергенции (Д. Гелбрейт, Р. Арон, А.Д. Сахаров). Данная теория исходит из возможности и необходимости взаимовлияния социализма и капитализма, в результате чего образуется общество нового типа, обладающее положительными чертами обеих систем. Это приводит к становлению «постиндустриального общества» и «государства всеобщего благоденствия».

Сущность государства определяется рядом существенных черт: политическая власть, суверенитет, политический режим.

Существование государства в качестве политической организации в обществе связано прежде всего с тем, что оно является особой организацией политической власти.

Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становится государственной властью. Политический характер государства обусловлен тем, что оно регулирует отношения между всеми индивидами, социальными группами, классами. Политическая власть – реальная возможность политических структур, социальных групп, отдельных индивидов обладать властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях, законах, иных предписаниях. Государственная власть – это важнейший вид политической власти, которая располагает исключительным правом устанавливать общеобязательные веления и опирается на специальный аппарат управления и органы принуждения.

Государство по своей сущности – основанная на определенных принципах организация суверенной политической власти, официально представляющая и охватывающая все общество в пределах определенной территории.

Социальное назначение государства. Социальное назначение современного государства

Сущность и социальное назначение государства

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Сущность и социальное назначение государства

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Сущность и социальное назначение государства

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Сущность и социальное назначение государства

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Сущность и социальное назначение государства

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Сущность и социальное назначение государства

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

3.3 Сущность государства и его социальное назначение

Сущность – это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.

[Определение] Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Сущность государства показывает, каков характер этой власти, какова её организация власти, в чьих руках находится государственная власть, чьи интересы эта власть преследует, следовательно, интерес каких социальных групп эта власть реализует. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

[На заметку] Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в. считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Несмотря на такое многообразие подходов, сущность государства может быть сведена к двум основным началам, которые проявляются в ней всегда, при любом типе государства и любом государственном строе. Речь идет об узкогрупповых (классовых) и общесоциальных началах. Эти две стороны сущности государства противопоставляются друг другу, но в то же время они неразрывно взаимосвязаны между собой, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Они неразделимы, но в то же время несоединимы.

Узкогрупповые начала в сущности государства проявляются в том, что государственная власть всегда приоритетно будет осуществляться в интересах сильной (политически, экономически, идеологически и т. п.) социальной группы. Это обусловливается тем, что именно такая социально сильная группа имеет больше средств и возможностей донести свои интересы и свою волю до государства и, следовательно, имеет больше возможности потребовать от государства первоочередного удовлетворения своих групповых интересов. Наиболее ярко эта составляющая сущности государства проявляется на первоначальных этапах существования государственно-организованного общества, когда государству необходима была поддержка для того, чтобы укорениться и укрепиться в обществе. В обмен на такую поддержку государство приоритетно выражало и удовлетворяло интересы сильной социальной группы. Но даже и в таких условиях государство выполняет общесоциальные функции, удерживая классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, хотя удовлетворить интересы всех социальных групп полностью и в равной мере государство не в состоянии. Конечно, удельный вес общесоциальной составляющей несопоставимо меньше, нежели удельный вес узкогрупповой стороны сущности государства.

С развитием же общества и государства, установлением и укреплением демократических основ, на первый план выходят общесоциальные начала в сущности государства, и оно постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Но как только в обществе возникает какая-нибудь кризисная ситуации, в результате которой ставится под угрозу существование самого государства, на передний план вновь выходят узкогрупповые начала в сущности государства. [Пример] Яркой иллюстрацией подобной ситуации может служить «мировой финансовый кризис 2008-2010 г.г.», когда государство направило мощные бюджетные средства на поддержку крупнейших финансовых и промышленных корпораций.

Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится – либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. Тем более, что в современном обществе интересы различных социальных групп настолько тесно переплетаются, что удовлетворение интересов одних социальных групп, влечет за собой удовлетворение интересов и потребностей других социальных групп и всего общества в целом.

Этими двумя сторонами сущность современного государства не исчерпывается. Современное либеральное государство функционирует не только в интересах отдельных социальных групп, либо всего общества, но и в интересах личности, т.е. каждого отдельно взятого человека. Это – персоноцентристкая (человекоцентристская) составляющая сущности государства.

Подобный подход находит проявление в конституциях большинства современных демократических государств, в том числе и в российской конституции (ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что [Цитата] «человек и его права и свободы являются высшей ценностью» ). Но либеральная ценность человеческой свободы не может и не должна возводиться в абсолют в ущерб обеспечения такой общесоциальной ценности как общественная безопасность.

Сущность государства предопределяет и его социальное назначение. Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага.

[Внимание] Следовательно, главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

· устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

· обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

· гарантировать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

· защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

· выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек – высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку не простая задача.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.-Ж. Руссо – общую свободу. Немецкий философ Ф. Лассаль главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение бедного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

[Определение] Задача государства – это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства – проблемы, требующие разрешения. Они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

[Внимание] Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Шпаргалка: Сущность и социальное назначение государства

В идеале социальное назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью. какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Сущность государства — это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян — феодалов, без рабов — рабовладельцев, без общинников и их труда — чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса- превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого «дикого» капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг. нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.

Еще работы по государству и праву

Реферат по государству и праву

Трудовая деятельность, как средство удовлетворения потребностей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *