Неисправности системы смазки

Неисправности системы смазки двигателя и способы ремонта

Основными неисправностями системы смазки являются:

– повышенное или пониженное давление масла,

– подтекание масла через неплотности соединений,

– засорение фильтров тонкой и грубой очистки,

– нарушение герметичности сальников коленчатого вала,

– нарушение работы системы вентиляции картера.

Причины неисправностей системы смазки двигателя и способы их ремонта весьма разнообразны. Следует иметь в виду, что нормальная работа системы смазки обусловливает долговечность двигателя в целом. Даже кратковременное нарушение бесперебойного снабжения маслом трущихся поверхностей неизбежно приводит к серьезной поломке.

Контроль за давлением масла осуществляется по масляному манометру. Новые автомобили, кроме манометра, имеют еще контрольную лампочку, которая загорается при падении давления в системе ниже допустимого предела.

Отказы и неисправности системы смазки

Давление масла превышает допустимое значение при нормальной работе двигателя (на всех режимах)

Неисправен датчик или указатель давления масла

Заменить датчик или указатель

Из-за загрязнения масла произошло заклинивание редукционного клапана

Прочистить гнездо и редукционный клапан, отрегулировать клапан

Повышенное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала

Загрязнены каналы системы

В двигатель залито слишком вязкое масло

Заменить масло другим в соответствии с рекомендациями изготовителя

Низкое давление масла при нормальном его расходе

Низкий уровень масла в системе

Изношен или разрегулировался редукционный клапан; под клапан попали механические частицы

Отрегулировать или заменить клапан

Изношен масляный насос или поломаны зубья его шестерен

Недостаточное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала при повышенном расходе масла

Большой зазор между коренными и шатунными шейками и подшипниками коленчатого вала

Заменить подшипники и коленчатый вал

После включения зажигания не загорается контрольная лампочка аварийного давления масла

Неисправен датчик давления масла. Включить зажигание, отсоединить провод от датчика и подсоединить его к «массе».

Если лампочка загорается — заменить датчик

Перегорела контрольная лампочка

Неисправности системы смазки

Неисправностей системы смазки немного, но последствия от них могут быть самые серьезные. Различают следующие неисправности данной системы:

  • износ или повреждение масляного насоса;
  • повреждение прокладки масляного насоса;
  • засорение масляного фильтра;
  • слабое закрепление масляного фильтра;
  • неисправность датчика давления масла;
  • заедание редукционного клапана;
  • низкий уровень масла.

Основные причины указанных неисправностей:

  • нарушение правил эксплуатации (использование некачественного масла нарушение периодичности замены масла и фильтра );
  • неквалифицированное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки;
  • предельный срок эксплуатации элементов системы.

Внешними признаками неисправностей системы смазки являются:

  • низкое давление масла;
  • повышенный расход масла.

Неисправности системы смазки

О понижении давления масла сигнализирует соответствующая лампа на панели приборов автомобиля. При понижении давления масла дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.

Повышенный расход масла определяется с помощью щупа по уровню масла в двигателе. На ряде автомобилей осуществляется электронный контроль уровня масла в двигателе (соответствующая контрольная лампа на панели приборов).

Внешние признаки и соответствующие им неисправности системы смазки

Неисправности системы смазки

Неисправности, приводящие к повышенному давлению масла в системе смазки:

  1. густое масло в картере;
  2. неправильно отрегулирован сливной клапан (в двигателе Д-36 — редукционный клапан масляного насоса);
  3. засорепы масляные каналы.

Неисправности, приводящие к пониженному давлению в системе смазки:

  1. в картере мало масла;
  2. неисправен манометр. Для проверки используют контрольный манометр, который присоединяют к магистрали; если нет контрольного манометра, давление в магистрали можно проверить на минимально возможных оборотах работающего двигателя. Для этого ослабляют соединение трубки манометра с магистралью, при этом масло в месте соединения должно бить струей. Если давление в магистрали есть, в первую очередь следует прочистить и продуть трубку манометра, а при необходимости заменить манометр. Если давления в магистрали нот, нужно немедленно остановить двигатель и выяснить причину неисправности;
  3. ослабла или сломана пружина сливного клапана. Отрегулировать сливной клапан при работе прогретого двигателя на малых оборотах. Если регулировка не дает положительного результата, остановить двигатель, разобрать сливной клапан и устранить неисправность;
  4. ослабла или сломана пружина редукционного клапана масляного насоса. Снять масляный насос и проверить работу клапана на стенде;
  5. маслопроводы протекают;
  6. увеличен зазор в шатунных и коренных подшипниках. Для выявления этой неисправности снимают поддон картера и масляный насос.

Заглушив в блоке канал, по которому отводится масло от насоса при помощи специального маслонагнетателя, в масляную магистраль нагнетают дизельное топливо, смешанное поровну с дизельным маслом.

При нормальном зазоре из подшипников масло сочится каплями. При чрезмерном износе шеек вала и подшипников масло льется струей. Подшипники разбирают Лишь при твердой уверенности в их износе.

Неисправности, приводящие к полному отсутствию давления в системе смазки.

  1. Неисправен манометр;
  2. поврежден привод масляного насоса. Надо снять поддон картера, проверить привод и устранить неисправность;
  3. полностью забиты масляные фильтры грубой очистки и одновременно заедает предохранительный клапан.

Высокая температура масла

Чрезмерно высокая температура масла часто вызывается тем, что:

  1. загрязнен масляный радиатор или
  2. неправильно отрегулирован клапан-термостат.

Если этих неисправностей нет, нужно проверить дистанционный термометр.

Не работает реактивная масляная центрифуга

Центрифуга не работает в тех случаях, когда:

  1. загрязнены форсунки ротора;
  2. нарушено уплотнение в соединении корпуса ротора с крышкой;
  3. нарушена соосность втулок корпуса и крышки ротора.

Распространенные неисправности системы смазки двигателя

Неисправности системы смазки

Каждая из систем силовой установки автомобиля выполняет определенную функцию. Но если более подробно рассмотреть конкретную из них, то понятно, что наиболее важной является система смазки.

К примеру, видов систем питания – несколько (карбюратор, инжектор, дизель) и каждый из них работает по-своему.

Бензиновый двигатель и вовсе способен работать без системы питания как таковой – достаточно обеспечить подвод топлива в цилиндры, которое будет туда поступать без дозировки, а самотеком и силовой агрегат будет работать, хоти и не эффективно.

Видов систем охлаждения и зажигания тоже несколько, и каждая из них имеет свои особенности.

И только система смазки на любом двигателе работает по одному принципу.

Безусловно возможна разница в некоторых технических особенностях, но в целом она функционирует на любом двигателе одинаково.

Если с неработающей системой охлаждения или нарушенной работой питания и зажигания двигатель будет работать, хоть и с перебоями, то неисправность системы смазки очень быстро приведет к серьезным поломкам силового агрегата.

Суть работы системы смазки

Суть работы системы смазки достаточно проста – создание пленки, которая будет снижать трение между элементами силовой установки, отвод тепла и продуктов износа с поверхности этих элементов.

Причем все функции этой системы взаимосвязаны – если не будет пленки, значительно повысится трение, в результате которого возрастет температура на поверхностях элементов, и начнется процесс интенсивного износа деталей двигателя.

Неисправности системы смазки

Если же масло не будет отводить тепло, перегрев приведет к сжиганию масляной пленки, ну и далее – опять интенсивный износ.

Одной из самых серьезных неисправностей силовой установки, к которой может привести неработающая система смазки – это заклинивание коленчатого вала в результате перегрева, приводящее к расширению подшипников скольжения этого вала.

Неисправности системы смазки

Восстановить двигатель после такой неисправности очень тяжело.

Выполняя столь важные функции, она включает в себя не так уж и много составляющих элементов:

  • поддон;
  • масляный насос с маслозаборником;
  • масляный фильтр;
  • каналы по которым происходит движение рабочей жидкости.

Неисправности системы смазки

Давление в этой системе контролируется установленным датчиком. Также в систему может быть включен радиатор охлаждения масла.

На разных авто могут быть отличительные конструктивные особенности, к примеру, привод насоса, но в целом работа системы смазки одинакова для всех машин.

Смазка всех элементов силовой установки на большинстве автомобилей производится комбинированно – самые нагруженные элементы смазываются принудительно под давлением, остальные же – путем разбрызгивания или стека масла на них.

Неисправности системы смазки

Простота конструкции обеспечивает ей надежность, но неисправности все же случаются.

В большинстве случаев для всех двигателей они идентичны, поскольку сама система на разных двигателях сходна.

Но более подробно разберем частые неисправности на примерах.

Неисправности системы смазки двигателей ВАЗ

Для начала рассмотрим неисправности системы смазки автомобилей производства ВАЗ (2106, 2107, 2108, 2110 и т. д.).

Одной из самых частых проблем на данных авто является несоответствие давления в системе – оно может быть завышено или занижено.

Высокое давление может быть из-за:

  • Заклинившего редукционного клапана насоса в закрытом положении, в итоге этот клапан не сбрасывает излишнее давление. Одним из признаков этой неисправности является появление течи масла в районе коленвала – высокое давление приводит к продавливанию сальника коленвала и масло выходит наружу;
  • Использования масла, не соответствующего по вязкости. Сильно вязкое масло будет значительно медленнее проходить по каналам, и масляный насос будет создавать избыточное давление;
  • Засорения продуктами износа масляных каналов, из-за чего их пропускная способность значительно снизится и будет возникать избыточное давление.

Неисправности системы смазки

Такая неисправность, как сниженное давление, вплоть до полного отсутствия его в системе, встречается значительно чаще.

Причиной низкого давления может быть малый уровень масла, из-за чего насос попросту не может создать необходимое давление.

Виной также может стать и редукционный клапан. Его сильный износ или заклинивание в открытом положении приведет к недостаточному давлению в системе.

Низкое давление может и сигнализировать о значительном износе элементов двигателя (шеек и подшипников коленчатого и распределительного валов) или самой системы смазки (шестеренчатая пара масляного насоса).

Проблемы могут возникнуть и из-за сильно засоренной сетки маслоприемника или повреждения корпуса насоса.

Неисправности системы смазки

Еще одной причиной низкого давления, сопровождающегося повышением уровня рабочей жидкости в поддоне является пробой прокладки ГБЦ. И хоть эта неисправность не относится к смазке, но повлиять на ее работу она может.

При появлении проблем в работе масляной системы лучше сразу же найти причину и устранить ее.

Как указано выше, зачастую причиной неисправности является нарушение работы масляного насоса, на него и в первую очередь нужно обратить внимание.

Неисправности системы смазки

Поскольку доступ к насосу производится через поддон, то можно сразу оценить и состояние маслоприемника.

Сам насос снимается с авто, оценивается его состояние, а также состояние приводной шестерни, расположенной на коленчатом валу. При обнаружении сильного износа или повреждения он заменяется.

Сложнее устранить неисправность, если засорены каналы. Прочистить их порой бывает очень сложно. Для этого применяются как химические средства, так и механическая чистка.

А вот если причиной неправильной работы является сильный износ элементов двигателя, то устранить ее получится только капитальным ремонтом силовой установки.

Неисправности системы смазки

У двигателя данного автомобиля смазка конструктивно сложнее и включает радиатор охлаждения. Поэтому помимо вышеописанных неисправностей системы смазки добавляется еще одна – подтекание масла на трубопроводах или в местах их соединения.

Если утечка масла происходит из-за повреждения трубопровода его следует сразу же заменить.

Утечка же в местах соединения зачастую устраняется обычной подтяжкой гайки штуцера.

Неисправности системы смазки

На этом двигателе, применяемом на грузовых автомобилях ЗИЛ, а также тракторах МТЗ-80/82 старых моделей особенностью системы смазки является наличие центробежного фильтра очистки масла – центрифуги. Она также присутствует и системе смазки КамАЗ.

Неисправности системы смазки

Причиной повышенного или пониженного давления в системе у этих двигателей может стать именно она.

Засорение сопел центрифуги, через которые выходит масло, может стать причиной повышенного давления. А сильный налет на стенках приводит к заклиниванию ротора центрифуги – масло не очищается, а просто вытекает с сопел и сразу возвращается в систему – это приводит к снижению давления.

Не стоит забывать и о механических неисправностях центрифуги – они могут привести к нарушению работы системы смазки.

У двигателей производства ЗМЗ, которые устанавливаются на «Волги», «Газели» и ГАЗ-53 неисправности идентичны вышеописанным.

Напоследок стоит указать, что лучше не «шутить» с системой смазки двигателя, игнорируя проблемы в ее работе, иначе они могут очень быстро привести к полному выходу из строя силовой установки и длительному трудоемкому, дорогостоящему ремонту.

Система смазки двигателя автомобиля

Следующая система, с которой мы познакомимся, называется системой смазки дви­га9shy;те9shy;ля. Все трущиеся детали любого механизма подвержены сильному износу. В ДВС таких деталей довольно много. Для этого достаточно вспомнить про кривошипно-шатунный механизм и газораспределительный механизм двигателя автомобиля. Вся работа этих механизмов соп­ро9shy;вож9shy;да9shy;ет9shy;ся процессами трения. Кроме повышенного износа деталей, трение сопровождается потерей полезной энергии, вырабатываемой двигателем автомобиля ( см. устройство дви­га9shy;те9shy;ля автомобиля ), а также значительным перегревом самих деталей.

Взять тот же поршень ( см. работа поршня ) с цилиндром. Условия, в которых они «работают», заставляют поршень силь­но нагреваться, и он без должной смазки просто застрянет в цилиндре от чрез­мер9shy;но9shy;го перегрева и расширения, а сам двигатель придет в негодность.

Для устранения всех этих от­ри9shy;ца9shy;тель9shy;ных явлений, связанных с трением, в ДВС предусмотрена система смазки дви­га9shy;те9shy;ля. Она выполняет три функции: смазка всех подвижных элементов, охлаждение их и очистка всех трущихся поверхностей и деталей от металлического мусора, об­ра9shy;зу9shy;ю9shy;ще9shy;го9shy;ся в результате износа.

Само масло в двигателе хранится внизу в своеобразной емкости, называемой поддон. Чтобы подать масло к трущимся деталям вверх предусмотрен масляный насос двигателя. Он также приводится в действие за счет вращения коленчатого вала. Масло через него попадает под давлением в фильтр очистки. И уже после фильтра очистки по многочисленным каналам, предусмотренным в конструкции самого двигателя, и с помощью подвижных деталей, попадает к трущимся поверхностям, образуя между ними микропленку. За счет нее и уменьшается процесс износа. Излишки, а также отработавшее масло самопроизвольно стекает обратно в поддон. И так — по новому кругу. В этом состоит работа системы смазки двигателя.

В более мощных двигателях в этот круг включен такой элемент, как радиатор. Он позволяет быстрее и больше охлаждать масло.

Для контроля уровня масла в ДВС пре­дус9shy;мот9shy;рен щуп.

Так как поддон находится под двигателем, и сама система смазки двигателя автомобиля работает под давлением, невозможно контролировать уро­вень масла в системе, как, например, в топливном баке автомобиля через горловину. А щуп, вы­пол9shy;нен9shy;ный в виде длинного стержня, позволяет это легко сделать. На его конце предусмотрены метки, по­ка9shy;зы9shy;ва9shy;ю9shy;щие уровень масла. Обычно их две — по­ка9shy;зы9shy;ва9shy;ю9shy;щие максимальный и минимальный уро­вень.

Для контроля работы системы смазки дви­га9shy;те9shy;ля автомобиля, на панели управления в кабине имеется датчик давления масла. Перепад давления может быть вызван слишком низким или высоким уровнем масла, нарушением герметичности сис­те9shy;мы, а также чрезмерным засорением масляного фильтра. На последний случай в системе пре­дус9shy;мот9shy;рен перепускной клапан, который позволяет про­пус9shy;кать масло, минуя фильтр при его засорении. Сделано это для того, чтобы водитель смог доехать на машине своим ходом до ближайшего автосервиса или магазина с запчастями. А степень загрязнения масла также можно всегда определить по щупу. Для этого достаточно его вытащить и прислонить конец к белой материи или бумаге. Если на оставшемся следе заметны мелкие соринки, а сам цвет ближе к черному — значит масло пора менять. Основные неисправности системы смазки двигателя будут рассмотрены далее в статье.

Устройство системы смазки двигателя

В устройство системы смазки двигателя традиционно входит несколько компонентов, таких как поддон картера, снабженный пробкой для слива; насос для прокачивания по системе масла со специальным редукционным клапаном; маслоприемник с фильтром; специальный масляный фильтр с системой предохранительных и перепускных клапанов; каналы в головке и блоке цилиндра, а также в коленчатом и распределительном вале; датчик, показывающий давление масла, и, естественно, горловина для залива масла. Некоторые модели двигателей вдобавок ко всему вышеперечисленному имеют масляный радиатор.

Поддон картера – это, по сути, надежный резервуар, в котором хранится масло. Для того чтобы контролировать уровень масла в поддоне, конструкцией предусмотрен щуп, на который нанесены пометки максимально и минимально допустимого уровня масла в поддоне. Через маслоприемник масло поступает к масляному насосу. На пути к насосу масло проходит через специальный сетчатый фильтр, который способен задержать инородные частицы, идущие к насосу с током масла. По конструкции маслоприемник может быть неподвижным или же плавающего типа. В современных легковых автомобилях емкость системы смазки двигателя колеблется от 3,5 до 7,5 литров. В технической документации к автомобилю напротив емкости системы смазывания пишут, как правило, две цифры. Одна показывает емкость собственно системы смазки двигателя, а вот вторая – это емкость с учетом объема масляного фильтра.

Масляный насос двигателя

Масляный насос двигателя предназначен для создания определенного уровня давления масла в системе смазывания, которое необходимо для подачи масла к трущимся поверхностям; в зависимости от двигателя давление масла колеблется в диапазоне от 2 до 15 бар. Масляные насосы двигателя различаются по тому, откуда они получают привод. Есть насосы, получающие привод от коленчатого вала, распредвала или же от дополнительного приводного вала.

В легковых автомобилях, как пра­ви9shy;ло, используют шестеренчатые насосы из-за их простоты конструкции и не­вы9shy;со9shy;кой стоимости. По особенностям внут­рен9shy;не9shy;го строения и принципу действия насосы делят на насосы с внутренним или наружным зацеплением. В первом случае шестеренки располагаются внутри одна в другой, во втором случае – все шестерни находятся рядом друг с дружкой. Исходя из этих особенностей, насосы с внут­рен9shy;ним зацеплением более компактны и по этой же причине наиболее часто ис­поль9shy;зу9shy;е9shy;мы на практике. Ведущую шестерню насоса устанавливают на приводном ва­ле, ведомая же шестерня вращается свободно. Поскольку при установке шестеренок предусматривается небольшой зазор, то во время работы двигателя шестерни, вращаясь, захватывают масло из поддона и по впадинам в зубьях масло поступает в магистраль. Чем выше частота вращения коленчатого вала, тем выше давление масла, производимое насосом, в то же время потребление масла собственно двигателем возрастает незначительно. Подсчитано, что работа шестеренок масляного насоса может отнять до 8% мощности двигателя автомобиля, и это в современных двигателях стало большой проблемой. С целью уменьшить потерю мощности двигателя из-за работы масляного насоса двигателя разработаны насосы нового поколения, которые могут поддерживать нужное давление, при этом не важно, какая частота оборотов двигателя, а само давление имеет более высокое значение. К таким насосам относится насос с маятниковыми золотниками, героторный насос, а также пластинчатый или шиберный насосы. Сейчас многие автомобили имеют так называемый двухсекционный масляный насос двигателя. В таком насосе первая секция отвечает за подачу масла в систему, а вторая предназначена для подачи масла ис­клю9shy;чи9shy;тель9shy;но в масляный радиатор. Конструкторы, разрабатывая масляные насосы двигателя, про­из9shy;во9shy;дят расчет производительности насоса так, чтобы при самых неблагоприятных условиях давления масла хватало для обеспечения смазки между трущимися деталями. Однако бывают ситуации, когда при непрогретом двигателе давление может зашкалить и превысить все допустимые нормы. Для предотвращения таких ситуаций в систему смазки двигателя внесена специальная деталь, которая называется редукционным клапаном.

Редукционный клапан служит для препятствия разрушительного действия вы­со9shy;ко9shy;го давления масла на элементы системы смазывания. Если давление превысило допустимую норму, то в редукционном клапане плунжер начинает сжимать пружину, вследствие этого происходит смещение самого плунжера, масло стекает в картер; как только давление пришло в норму под действием пружины плунжер возвращается на свое место и перекрывает свободный ход масла назад в картер. Естественно, что величина допустимого давления зависит от пружины, а точнее, ее жесткости. Редукционный клапан устанавливают на выходе из масляного насоса двигателя, а в некоторых случаях клапан дублируют в самом конце магистрали, по которой идет масло под давлением, и это позволяет сглаживать колебания давления, а также уменьшает расход масла.

Как бы хорошо не работала система, однако, со временем качество масла падает. Происходит засорение масла мелкими частицами металла, которые появляются вследствие износа металлических деталей двигателя, а также частицами нагара, образовавшимися на стенках цилиндров. К тому же при высоких температурах происходит процесс коксования масла и образуются частицы лаков и различных смол. Понятно, что все эти примеси не улучшают работоспособность двигателя. С целью минимизации вредного воздействия час­тиц металла, нагара и смол в системе смазывания предусматривается установка масляного фильтра.

В летнюю жару в условиях жесткой эксплуатации автомобиля масло нагревается до такого состояния, что становится очень жидким и, как следствие, давление в системе падает. По этой причине в систему включают узел, отвечающий за поддержание рабочей тем­пе9shy;ра9shy;ту9shy;ры масла – масляный радиатор. Принципиально радиаторы могут быть двух типов: с воздушной и жидкостной (как вариант, водяной) системой охлаждения. В случае воз­душ9shy;но9shy;го охлаждения масляный радиатор ставят прямо перед радиатором системы охлаждения. Таким образом, идущий навстречу автомобилю поток воздуха охлаждает масло в системе смазывания. В случае же жидкостного охлаждения, масляный радиатор является ком­по9shy;нен9shy;том общей системы охлаждения, что очень благоприятно влияет на постоянство тем­пе9shy;ра9shy;ту9shy;ры масла, к тому же, в холодное время года весьма полезна такая система для обеспечения запуска двигателя. Особенностью этой системы является наличие термостата. который не дает возможности маслу поступать в радиатор, пока оно не наберет рабочую температуру. Существуют и более простые системы, где водитель определяет са­мос9shy;то9shy;я9shy;тель9shy;но, надо ли охлаждать масло, и просто открывает или закрывает краник подачи масла в радиатор.

С целью облегчения для водителя контроля давления масла на приборную доску выносится лампочка красного цвета, которая своим морганием, а затем и постоянным свечением сигнализирует о снижении давления масла в системе. Лампочка соединена с датчиком давления масла. В современных автомобилях очень часто показания датчика давления масла идут и в бортовой компьютер, который может остановить двигатель при достижении критических показателей давления масла в системе. Кроме того, зачастую датчик передает информацию не только о давлении, но и об уровне и температуре масла.

В двигателе существуют зазоры между цилиндром и кольцами, через них в картер попадают пары топлива, а также отработанные газы. Эти «поступления» очень плохо влияют на состояние масла, поскольку разжижают само масло, не благоприятствуют качеству масла при воздействии воды вместе с соединениями серы, содержащейся в отработанных газах. К тому же газы создают лишнее давление в картере и выдавливают оттуда масло наружу через все возможные уплотнители. Такая ситуация очень характерна для изношенных двигателей. Для уменьшения отрицательного эффекта паров и газов, проникающих в картер, в системе предусмотрена система принудительной вентиляции картера. состоящая из мас­ло9shy;от9shy;де9shy;ли9shy;те9shy;ля, клапана и системы трубок. Воздух попадает в картер, смешивается с парами и через клапан направляется к впускному коллектору. Количество поступающего воздуха в картер находится в прямой зависимости от величины оборотов двигателя – чем выше обороты, тем больше воздуха поступает. Маслоотделитель не дает мелким частичкам масла в виде тумана уходить из системы – масло, находящееся в виде тумана, сначала конденсируется, а затем стекает в поддон картера.

Работа системы смазки двигателя

Рассмотрим работу системы смазки двигателя. Различные части и детали двигателя работают в совершенно различных условиях, поэтому и смазывание этих узлов происходит разными способами. В одних случаях это – подача масла под высоким давлением, в других масло поступает самотеком или же разбрызгивается. Системы, в которых смазка про­из9shy;во9shy;дит9shy;ся несколькими принципиально различными способами, получила название ком­би9shy;ни9shy;ро9shy;ван9shy;ной.

Циркуляция масла по системе обес­пе9shy;чи9shy;ва9shy;ет9shy;ся за счет работы масляного насоса. Масло под давлением проходит через фильтр и направляется к подшипникам ша­ту9shy;нов и коленчатого вала, пальцам, опорам и кулачкам распределительного вала, а также к коромыслам привода клапанов. Также масло может поступать к валу тур­бо9shy;комп9shy;рес9shy;со9shy;ра, во внутреннюю часть поршней (для охлаждения), а также в гидротолкатели кла­па9shy;нов. Масло необходимо и на внутренней поверхности цилиндров. Туда оно попадает через отверстия в головке шатуна. Масло на внутренней поверхности цилиндра играет важную роль, снижая трение, а также обес­пе9shy;чи9shy;вая свободное перемещение мас­ло9shy;съем9shy;ных и компрессорных колец.

После смазывания деталей масло сте­ка9shy;ет в поддон картера, где под действием постоянно вращающегося кривошипно-шатунного механизма масло постоянно раз­брыз9shy;ги9shy;ва9shy;ет9shy;ся, превращаясь в масляный туман. Масло оседает на деталях, собирается в капли и, в конце концов, вновь стекает в поддон картера. На этом работа системы смазки двигателя заканчивается и цикл начинается с начала.

Неисправности системы смазки двигателя

Признаки неисправности системы смазки двигателя – понижение или повышение выше нормы давления масла, а также снижения качественных показателей самого масла из-за его чрезмерного загрязнения.

Что касается снижения давления масла, то первое что надо сделать – проверить уровень масла в системе – возможно вследствие подтекания в местах соединений или же загрязнения масляного фильтра или же просто износа масляного насоса произошла утечка масла, и устранить причину можно попросту долив масло в систему. Однако надо помнить, что если течь существует, ее нужно устранять, и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Чтобы выявить течь, следует внимательно осмотреть соединения в районе крышки клапанного механизма, блока цилиндров, крышки привода распредвала, также следует осмотреть очень внимательно крышку горловины для залива масла, уплотнитель щупа, масляный фильтр и штуцер масляного датчика. Проверять уровень масла следует после того как мотор некоторое время поработает. Однако после остановки двигателя надо подождать 3-5 минут, чтобы масло успело стечь в поддон.

Одной из причин падения уровня масла может быть износ сальников стержневых клапанов. Также могут износиться поршневые кольца; кстати, очень часто кольца не изнашиваются, а закоксовываются, могут износиться сами поршни или канавки в них. Также довольно-таки часто из строя выходят стержни клапанов и направляющие их втулки. Кроме того могут закоксовываться сами прорези масляных колец. Все эти неисправности ведут к перерасходу масла, а также к падению давления масла.

Ничем не лучше для системы смазывания и избыточное давление. Его причиной может стать использование неподходящего масла, то есть масла с другой вязкостью, засорение маслопровода или же выход из строя редукционного клапана.

Под действием центробежной силы на стенках каналов, по которым течет масло, откладываются продукты горения, а также мелкая металлическая пыль, образовавшаяся от износа металлических частей. Сечение канала постоянно сужается, и в итоге к трущимся частям двигателя поступает недостаточное количество масла. Загрязнение каналов также может происходить из-за использования масла низкого качества или же масла, не подходящего для работы данного двигателя; а также причиной засорения может быть интенсивная эксплуатация двигателя и несвоевременная замена масла.

Чрезвычайно опасно закоксовывание каналов подвода масла к гидрокомпенсаторам. В этом случае гидрокомпенсатор перестает функционировать, он заклинивает, и клапан попросту выбивается поршнем двигателя. Это чревато не только разрушением клапана и гидрокомпенсатора, но может привести к повреждению поршня, шатуна и даже рас­пред9shy;ва9shy;ла, кроме того в некоторых случаях могут появиться трещины в головке блока цилиндров. К подобному результату (разрушение головки цилиндров) могут привести и забитые каналы гидронатяжителей, которые обеспечивают натяжение ремней и цепей, относящихся к приводу распредвала.

Иногда отказывает сам датчик давления масла. В этом случае опытные ав­то9shy;мо9shy;би9shy;лис9shy;ты предлагают поступать следующим образом: датчик выкручивается, а к его штуцеру подключается манометр, по показателям которого и делают вывод об истинном давлении масла в системе, ну а за одно, и об исправности данного датчика.

Выше были приведены основные неисправности системы смазки двигателя, которые встречаются на практике наиболее часто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *