Объект и предмет научного исследования

Понятие объекта и предмета научного исследования

Для анализа научной деятельности в соответствующих разделах методологии введен и разработан ряд специальных понятий. Наиболее обобщающими из них являются понятие познавательной ситуации (Юдин, 1978).

Познавательная ситуация включает в себя познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами), предмет исследования, требования к продукту, а также средства организации и реализации научного исследования.

Использованное здесь понятие предмета исследования предполагает его дифференциацию от понятия объекта исследования.

Предмет исследования является одной из центральных категорий методологического анализа. Зарождение и развитие науки связано с формированием и изменением предмета науки. Радикальное изменение предмета исследования ведет к революции в самой науке.

Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.

В более упрощенной интерпретации предмет исследования рассматривается как сторона, или аспект, объекта, который непосредственно включается в нем через призму проблемы.

Предметы исследования могут быть разной степени общности, наиболее масштабным является предмет данной науки в целом, который выполняет по отношению к предмету частного исследования методологическую функцию.

Понятие «объект исследования» также требует разъяснения – это не просто некоторая часть внешней реальности, на которую можно прямо указать.

Объект исследования – та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

Для построения объекта необходимо также отделить его содержание, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания. Процесс построения объекта научного исследования невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется (Стр. 27) проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Один и тот же объект может входить в предмет нескольких разных исследований и даже различных наук. Совершенно различные предметы при изучении человека строятся такими науками, как антропология, социология, психология, физиология, эргономика. Поэтому понятию предмета исследования противопоставляется не объект, а эмпирическая область – совокупность научных факторов и описаний, на которых развертывается предмет исследования.

Исходя из данного расчленения научного знания, можно обрисовать последовательные этапы исследовательского движения, открывающиеся сквозь призму нормативно-методологического анализа. В качестве таких этапов выделяются: постановка проблемы, построение и обоснование предмета исследования, построение теории и проверка полученных результатов.

Важно отметить, что постановка проблемы опирается не только на обнаружение неполноты имеющегося знания, но и на некоторое «предзнание» о способе преодоления этой неполноты. Именно критическая рефлексия, ведущая к обнаружению пробелов в системе знаний или ложности его неявных предпосылок, играет здесь ведущую роль. Сама работа по формировке проблемы носит принципиально методологический характер не зависимо от того, опирается ли исследователь сознательно на те или иные методологические положения или они определяют ход его мыслей неявным образом.

Работа по построению и обоснованию предмета исследования также является преимущественно методологической, в ходе нее осуществляется развертывание проблемы, включение ее в систему существующего знания. Именно здесь и происходит слияние методологии с содержательной стороной процесса познания. Методология на этом этапе выполняет скорее конструктивную, нежели критическую функцию, корректирую работу исследователя. На стадии построения предмета исследования чаще всего и вводятся новые понятия, методы обработки данных и другие средства, пригодные для решения поставленной задачи.

На этапах построения частнонаучной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Отсюда видно, Что с помощью методологии самой по себе нельзя решить ни одной частнонаучной задачи и нельзя построить предметное содержание никакой конкретной области. Для успешного использования достижений методологической (стр. 28) мысли необходимо сочетание творческого движения «сверху вниз» и «снизу вверх».

Сама методология строится и обогащается не за счет конструирования умозрительных схем, она вырастает из обобщения завоеваний, достигнутых за счет движения в предметном содержании при анализе той или иной области действительности.

Любая успешная реализация методологического принципа в конкретно-научном исследовании есть не только вклад в данную науку, но и в методологию, так как эта реализация остается без последствий для того знания, которое было взято в качестве предпосылки метода исследования. Последние не просто подтверждаются, но и обогащаются, дополняются всякий раз, когда они начинают новую жизнь, воплотившись в материале еще одной предметной области.

3.2. Классификация объектов научного исследования

Научные исследования является формой развития науки. Каждое научное исследование имеет свой объект и предмет. Следует различать понятия «объект» и «предмет познания». Объектом научного исследования считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя; это может быть материальная или идеальная система. Предметом познание есть исследуемые с определенной целью структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, свойства системы и др.

Под классификации объектов исследования понимают их разделение на группы по определенным признакам с целью изучения и научного обобщения.

Наиболее распространенными являются методы классификации объектов исследования за наличием и отсутствием признаков, а также за видоизменением признаков. Разделение объектов за наличием и отсутствием признаков позволяет выделить два их классы, из которых один имеет определенное свойство, а второй — не имеет. При этом разделение может быть детализирован в пределах каждого класса. Классификация объектов по видоизменением признаков предусматривает выделение совокупностей объектов, в каждой из которых общая для всех признак проявляется особым образом.

Исследовать как можно теоретические объекты (действие закона спроса и предложения), так и эмпирические (прибыль предприятия, качество торгового обслуживания).

Эмпирические объекты делятся на натуральные (физические), которые существуют в природе независимо от воли людей, и искусственные (технические), которые создаются в результате человеческой деятельности.

В зависимости от степени сложности различают простые и сложные объекты исследования. Простые объекты обычно состоят из нескольких элементов, а сложные — имеют неопределенную структуру и требуют выявление внешних и внутренних факторов влияния. При этом различают материальные, энергетические и информационные факторы влияния.

Изучение факторов, обусловливающих развитие объекта исследования, позволяет охарактеризовать его окружающая среда. Среда-все то, что окружает объект исследования и влияет на его элементы. Результаты научного исследования в значительной степени обусловливаются полнотой и глубиной изучения влияния среды на объект исследования.

Объекты, которые изучаются в научной работе, рассматриваются в процессе их диалектического развития, во взаимосвязи и взаимообусловленности, поскольку как явления природы, так и технические системы, не существуют обособленно.

Характерной чертой современной науки является системный подход к изучению объектов исследования. Это означает, что последние рассматриваются не изолированно, а как сложное целое, оказываются не только структура и свойства объекта, но и связи его частей, подсистем, их функции, устанавливается его взаимосвязь с окружающей средой, то есть объект исследования изучается как часть более общей системы.

Объект исследования – область общественных отношений, в которых реализуются различные аспекты исследуемой проблемы (задачи).

В диссертациях по юридическим наукам формулируется примерно так – «общественные отношения. »

Объект по объему должен быть равен названию темы – не должен быть шире или уже.

Контрольный вопрос при определении объекта – какие правоотношения, какая сфера общественной жизни рассматриваются.

Предмет исследования могут составлять правовые нормы, правовой механизм реализации чего-либо, теоретические разработки, судебная практика и т.п. – все это должно быть ограничено объектом. Проверить себя можно, задав вопрос, что конкретно исследовалось при написании диссертации. Предмет всегда включается в объект.

ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

Положения выносимые на защиту диссертации

Положения, выносимые на защиту, в соответствии с ее тактикой, избираемой соискателем совместно с научным руководителем, могут содержать: авторские или уточненные автором определения/дефиниции, авторские выводы, принципы чего-либо, классификации, перечни, элементы, особенности или характерные черты чего-либо, направления/пути совершенствования/оптимизации и т.п.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость выявляется путем определения важности теоретических выводов и положений автора, обладающих новизной, для науки военного права. Формулируется как возможность дальнейшего использования результатов исследования в конкретных отраслях знания.

Требования к оформлению диссертации

В соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления» текст диссертации должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А 4 (297 х 210 мм) через два интервала для пишущей машинки и текстовых редакторов компьютеров с операционной системой MS-DOS или с полуторным интервалом для компьютерного текстового редактора Word операционной системы Windows и с полями вокруг текста.

§ 2. Объект и предмет в научном исследовании социально-культурной деятельности.

Первой и необходимой характеристикой науки как особого типа духовного производства является признак объективности и предметности научного познания.

Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Теория социально-культурной деятельности имеет собственную предметную область, которая видоизменялась при трансформациях социально-политического и культурно-исторического контекстов. Однако, динамика сужения или расширения предметного поля нашей теории не затрагивала сущностных компонентов таких, как, к примеру, проблематика становления личности в ситуации досуга, в процессе творческой самодеятельности.

Теоретической основой данной отрасли знания сегодня выступает социально-культурное содержание различных видов деятельности человека в сфере свободного времени.

Объект научного исследования — это то, на что направлен процесс познания. Предмет и объект в теории социально-культурной деятельности разворачивается в контексте тех или иных приоритетных направлений исследований.

Исходя из сложившегося к настоящему времени понимания теории социально-культурной деятельности как науки в литературе выделяется ее специфический объект — культурно обусловленные аспекты жизнедеятельности человека, использование социокультурных и социопедагогических методов воздействия на поведение человека, оптимизация духовного развития различных социальных групп, выделяемых по возрастному, гендерному, региональному, этническому, религиозному, экономическому и политическому признакам.

Такое определение отвечает современным представлениям о сущности педагогической деятельности в открытой социально-культурной среде.

Между тем, в истории становления нашей теории достаточно примеров более узкого и несколько «ограниченного» подхода к определению ее научной специфики. Так, М.Н. Зеленецкий, на современном ему этапе развития теории, выделял следующие направления исследований:

«1. Изучение существующей и потенциальной клубной аудитории, выявление того, как оценивают мероприятия различные группы трудящихся и в какой мере эти учреждения удовлетворяют их духовные потребности, способствуют расширению и углублению интересов и знаний.

2. Выявление степени эффективности работы клубов как по отдельным ее направлениям, так и в целом; анализ применяемых форм и методов с целью усиления воздействия на различные группы населения. Эта проблема главная в клубоведении.

3. Изучение форм развития общественной активности и самодеятельности в клубах, принципов создания внутриклубных коллективов.

4. Разработка перспектив развития сети клубов, содержания и методики клубной работы в связи с социально-культурными изменениями в советском обществе и современной научно-технической революцией». 6

Обратим внимание на «главную проблему клубоведения» — усиление воздействия на различные группы населения. Здесь нашла отражение парадигма социального воздействия, характерная клубоведческих исследований для 1970-1980-х годов.

К концу 1990-х годов существенно расширилась проблематика социально-культурных исследований. Наш анализ более 130 авторефератов диссертаций по специальности «13.00.05 – Теория и методика культурно-просветительной деятельности», показывает, что объектом научного анализа, как правило, выступают:

история и теория социально-культурной деятельности во всем ее родовидовом и историко-культурном многообразии.

учреждение культуры, группа однотипных учреждений социально-культурной сферы (на всех или одном уровне управления), территориальный комплекс культурного обслуживания населения (область, район, населенный пункт), с характеристикой показателей, определяющих состояние или процесс развития всей системы.

воспитательная, экономическая, социально-политическая и др. деятельность учреждений социально-культурной и культурно-досуговой сферы. обеспечивающая необходимые условия личностного развития.

реальная или потенциальная аудитория учреждений культуры, население в целом или его отдельные категории, подразделяемые по какому-либосоциально-демографическому (по возрасту, полу, семейному положению, профессии, образованию, участию в социальной жизни населенного пункта и др.) илипсихолого-педагогическому признаку (по уровню развития потребностей, интересов, ценностных ориентаций личности).

участники различных видов социально-культурной деятельности: культурно-досуговых мероприятий, самодеятельных коллективов;

работники социально-культурной сферы, осуществляющие профессиональную деятельность индивидуально или коллективно.

формы и виды социально-культурной деятельности (самодеятельные и любительские объединения, клубы по интересам, новые формы организации досуга и др.), особенности их содержания и организации.

процесс развития личности и ее деятельность в социально-культурных условиях.

процесс профессиональной подготовки кадров для социально-культурной сферы.

экономические, материально-технические, информационные, технологические и иные ресурсы, обеспечивающие социально-культурную деятельность .

В концептуальном плане этот перечень возможных сторон объекта социокультурной теории позволяет синтезировать современное представление о предметном поле нашей науки. Предметное поле социально-культурной теории может быть охарактеризовано с одной стороны как весьма обширное, но с другой — как чрезвычайно специфичное.

Широта аспектов, которые рассматривает теория социально-культурной деятельности, обусловлена наличием на современном этапе целостного представление о процессе социокультурного воспитания, включающего цели, условия, результаты и способы деятельности и субъектов социально-культурной деятельности.

Специфика же определяется наличием в современной парадигме теории социально-культурной деятельности базовой установки — атрибутировать особенности этого процесса по творческому, свободному, развивающему характеру всех компонентов воспитательной технологии.

Помимо объекта выделяются также предмет изучения или те наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования является более узким понятием, чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта.

Предметную сферу научных исследований составляют такие виды деятельности людей, как их жизнеобеспечение, самообразование, социализация, идентификация, адаптация, индивидуализация, коммуникация, творчество и рекреация, причем в каждом из них рассматривается прежде всего их социально-культурная обусловленность, предполагается освоение определенных знаний и умений, ценностных ориентации и установок, а также целенаправленное возвышение потребностей, интересов и запросов личности.

В исследованиях социально-культурной деятельности изучаются различные ее стороны, например:

процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм культурно-досуговой деятельности;

взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др. объединения людей, функционирующего в процессе культурно-досуговой деятельности;

отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире — социально-культурной деятельности;

организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;

психолого-педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности конкретных категорий населения (детей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями и др.).

Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов социально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования.

Целью научного исследования всегда является решение определенной проблемы, имеющей место в жизнедеятельности общества, учреждений, организаций, социальных групп и отдельных людей. В проблеме исследования отражение противоречие между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике итребованиями общества к нему . требованиями эффективного функционирования объекта исследования и пр.

Поэтому проблема исследования в рамках теории социально-культурной деятельности всегда связана с определенным совершенствованием его предмета, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования в практике учреждений культуры, с углублением теоретических представлений о предмете исследования.

В том случае, когда, например предметом исследования является, к примеру, процесс сценарно-режиссерской разработки какого-либо вида или формы досуга, а объектом исследования — педагогический процесс культурно-досуговой деятельности определенной группы населения, то проблемой исследования может стать организация процесса сценарно-режиссерской разработки, повышение его эффективности, улучшение качества и т.д.

Обычно в педагогических исследованиях социально-культурной деятельности ставятся следующие виды задач:

теоретические задачи — направлены на выявление сущности исследуемых понятий, признаков, теоретическую разработку уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий функционирования и развития изучаемых явлений и т. п.;

экспериментальные задачи — нацелены во-первых, на выявление реального состояния объекта исследования, эмпирическое изучении опыта решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта и пр.; во-вторых, направлены на экспериментальную проверку предложенной системы мер разрешения противоречий в социально-культурной практике;

методические задачи — предусматривают разработку методических рекомендаций, программ культурно-досуговой деятельности для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике. Эти задачи направлены на обоснование необходимой системы мер для решения поставленной проблемы — это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором, а с другой — на материалы анализа опыта работы конкретных учреждений культуры (или объединений), т.е. на данные решения экспериментальных задач.

Научные исследования социокультурной сферы должны, прежде всего, ориентироваться на решение определенных практических задач, разумеется, актуальных с точки зрения общественного, социального заказа, а также с позиций устранения некоторых типичных недостатков и затруднений в деятельности учреждений культуры. Казалось бы, что требование практической значимости совпадает с актуальностью исследования. Но это не совсем так, ибо актуальным может быть и просто теоретическое исследование, не имеющее практической направленности.

Практическая значимость научного исследования во многом определяется тем, насколько возможно применение её выводов, теоретических результатов, разработанных методик, программ и других материалов в реальной работе учреждений социально-культурной сферы (учреждений культуры, дошкольного и внешкольного воспитания, в которых проводится культурно-досуговая деятельность, центров социальной защиты, социальной и коррекционно-реабилитационной работы, и др.), общественных объединений и отдельных педагогов, организаторов досуга.

При изучении объекта исследования с позиций диалектического, системно-структурного подхода, т.е. во взаимосвязи с различными сторонами социально-культурной деятельности, исследователь должен последовательно выполнить следующие действия 7 :

определить состав исследуемой социально-культурной системы (процесса, понятия и др.), вычленив основные входящие в нее элементы, компоненты, части, стороны;

теоретически обосновать предлагаемый состав компонентов социально-культурной системы, доказать, что этот он является относительно целостным, что в нем не упущены какие-либо важные элементы;

описать генезис развития представлений о данном явлении, об изучаемой системе: показать основные причины, которые обеспечивают развитие данной системы, присущие ей противоречия внутреннего и внешнего плана;

рассмотреть изучаемую систему с точки зрения смежных с, социально-культурной деятельностью наук – педагогики, психологии, культурологии, социологии, социальной антропологии и др. чтобы, опираясь на их достижения и закономерности, обеспечить более всесторонний подход к пониманию рассматриваемого феномена;

вычленить из всех связей системы внутреннего и внешнего плана наиболее важные, существенные, устойчивые, необходимые, т. е. закономерные;

определить проблемно-целевое поле функционирования социально-культурной системы, обосновывая анализ эмпирическими данными о структуре потребностей личности и общности;

разработать модель (технологию, программу и т.д.) функционирования системы, в которой бы была обеспечена реализация необходимых социальных целей, решена проблемная ситуация;

определить систему средств (психолого-педагогических, коррекционно-развивающих, художественно-эмоциональных и др.), рассчитанных на достижение максимально возможных результатов при минимально необходимых затратах времени и усилий;

предусмотреть при управлении системой единство планирования, организации, регулирования, стимулирования и контроля, т. е. завершенность управленческого цикла, дающего оптимальные результаты.

Анализ показывает, что в современной теории социально-культурной деятельности сложился устойчивый алгоритм научного педагогического исследования. В самом общем виде исследовательские процедуры сводятся:

к описанию изучаемого явления как многокомпонентной системы. Исследователь отвечает при этом на вопросы: Что составляет данную систему? Как взаимосвязаны компоненты? Влияют ли изменения параметров одних компонентов на изменение других?

к выявлению уровня научной разработанности исследований изучаемого явления. При этом идет поиск ответов на вопросы: Кто, когда и в какой связи изучал это явление? Каковы результаты изучения? Что является уже известным, а что вызывает споры?

к разработке научно-практических (методических) рекомендаций по изменению и совершенствованию системы управления и деятельности. Здесь решаются такие вопросы, как например, Что требуется изменить в существующей системе организации деятельности, связанной с изучаемым явлениям? Какие результаты следует ожидать от этих изменений? Почему необходимы подобные изменения?

Алгоритм действий исследователей, сложившийся в педагогической науке, и полноправно функционирующий в современной теории социально-культурной деятельности, позволяет наиболее полно описать изучаемое явление вывить внутренние источники его саморазвития, взаимосвязи с другими явлениями, показать пути совершенствования изучаемой деятельности.

Но это лишь одна сторона вопроса. Другой момент, вытекающий из анализа объекта и предмета исследований социально-культурной деятельности, заключается в том, что этот алгоритм представляет собой некую общепедагогическую матрицу научного исследования, определяемую парадигмой и методологией как педагогики в целом, так и ее отраслевых теорий.

Набор исследовательских процедур, составляющих этот алгоритм, постоянно находится в динамике, происходит достаточно ясно осознаваемая исследователями, ориентация на преимущественно те или иные методы исследования. Так, например, в середине 1970-х годов, наблюдался повышенный интерес исследователей культурно-досуговой деятельности к социологическим методам, иногда в ущерб, собственно педагогической специфике нашей науки.

Наш анализ показывает, что кардинальная смена методов научного исследования в рамках теории социально-культурной деятельности еще не происходила, а сам алгоритм научного исследования процессов социокультурного воспитания, а также обеспечивающих его педагогических средств и условий оставался достаточно стабильным на протяжении всего XX столетия.

Из этого мы делаем вывод, что подвержен изменениям не сам алгоритм педагогического исследования, а его методологическое обоснование, которое обусловливает существенные сдвиги в процедурах интерпретации результатов исследований, их внедрения в технологические модели. Это обстоятельство ярко проявилось в конце 1990-х годов, когда в педагогических исследованиях социально-культурной деятельности стали очевидными методологические видоизменения, специально рассматренные нами в третьей главе монографии.

Объект и предмет научного исследования;

Под объектом в философии принято понимать часть объективной реальности, на которую направлено внимание человека, как социального существа (субъекта).

Предметом познания считают, зафиксированные в опыте и, включенные в процесс практической деятельности человека, стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. По мере развития знаний об объекте, открываются его новые стороны, которые становятся предметом познания.

Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта. Например, объектом может быть процесс обучения в целом, а предметом – только методы обучения (часть процесса).

Исследователь должен четко обозначить, что именно в данном исследовании является объектом, а что – предметом исследования. При этом объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать предмет в качестве важного элемента, который характеризуется в непосредственных взаимосвязях с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта. Например, когда мы исследуем формы обучения, то в качестве объекта исследования выступает процесс обучения. Если же в качестве объекта избрать более широкую систему допустим деятельность школы вообще, то связи между формами организации обучения и школьной жизнью вообще будут весьма опосредованными через многие другие объекты и прежде всего через процесс обучения. Фактически существенные характеристики формы обучения будут рассматриваться в зависимости от цели обучения и средств обучения, т.е. во взаимосвязи с другими компонентами процесса обучения, который должен выступать, поэтому в качестве объекта исследования.

Таким образом, объект исследования – это то, что рассматривается в исследовании. Предмет исследования обозначает аспекты рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает данное исследование.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», «сказать все», при том новое об объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и, имеющихся в науке, эмпирических описаний объектов, а также других характеристик исследования. Так, например, объект исследования – преобразование учебного материала в процессе обучения, предмет – способы преобразования учебного материала, составляющие содержание школьного учебника, взятые в границах дидактической целесообразности. Объект здесь подвергается тройному ограничению: не все о преобразовании учебного материала, а только о способах преобразования, о способах преобразования не любого учебного материала, а только составляющего содержание учебника. О способах рассматриваемых определенным образом в определенных границах.

Не является удачным выделение в качестве предмета широкого участка действительности без указания на аспект или способ рассмотрения этого фрагмента, изучаемой объектной сферы. Слишком широко обозначен предмет исследования в следующих формулировках:

1) Содержание экологического образования, основным, основным путем и условием его реализации в школьном учебно-воспитательном процессе;

2) Содержание принципа соединения обучения с производительным трудом учащегося и дидактические условия его реализации;

3) Перспективные познавательные задачи, их дидактические функции и условия применения в процессе обучения.

Иногда допускается разрыв между объектом и предметом исследования; они выделяются в разных научных целях, что ведет к нарушению целостности и концептуальности работы. Подобное «расщепление», в частности, происходит в плоскостях педагогики и психологии. Например: объект – учебно-речевой деятельности говорения студентов младших курсов языковых факультетов (область психологии); предмет – процесс совершенствования речевой деятельности на основе индивидуального подхода (область педагогики). Бывает и обратное. Объект – процесс целенаправленного совершенствования познавательной деятельности старших школьников (педагогика), предмет – познавательная деятельность учащихся в условиях применения системы задач развивающего характера (психология).

Правильное формулирование темы, объекта и предмета. Тема: «Дидактические требования к комплексу заданий для формирования системности знаний учащихся». Объект – специально организованный процесс обучения, формулирующий системное знание учащихся. Предмет – особенности комплекса заданий, как одного из средств формирования системности в этом процессе. Тема: «Дидактические приемы обучения учащихся старших классов знанию взаимосвязи теории и фактов». Объект – процесс обучения знанию взаимосвязи теории и фактов. Предмет – дидактические приемы, направленные на обучение знанию взаимосвязи теории и фактов, при изучении естественнонаучных предметов.

Объект и предмет научного исследования

studopedia.su — Студопедия (2013 — 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 5.189.137.82

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *