Особенности средневековой философии

Особенности и основные черты средневековой философии

Основные этапы средневековой философии

филосо́фия Средневеко́вья — западная философия в период с V по XV века. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Вообще, в средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления — патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Особенности и основные черты средневековой философии.

Особенности философии Средневековья. В отличие от греческой философии, которая была связана с языческим многобожием политеизмом философская мысль средних веков основывается на вере в единого бога монотеизм В основе христианского монотеизма лежат два важных принципа: идея божественного творения и идея божественного откровения. Обе эти идеи тесно взаимосвязаны и предусматривают единого бога, выраженного в человеческой личности. Идея создания составляет основу средневековой антологии, а идея откровения сосновой теории познания через бога. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви. Средневековое мышление по сути является теоцентрическим: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а бог.

Основные черты философии Средневековья
Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):
1. Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.
2. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.
3. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.
4. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.
5. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.
6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется «дух9quot; (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, «но любовь из них больше» (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.
7. Общество как «Град земной», как символ и подготовка к «Граду Божего».
8. Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов.
9. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.
10. Истолкование природы универсалий. (общих философских понятий)

© 2015-2017 lektsii.org.

Особенности средневековой философии

Средние века – это особый период в истории человеческой мысли. Особенность его состоит в том, что на первый план здесь выступают христианство и христианская идеология.

(из учебника Скирбекка «История философии»)

В конце 4 века н.э. Римская империя разделилась на 2 части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей христианской религией. В это же время (375 – 568) происходило переселение германских племён, которое привело к падению западной римской империи. Античность закончилась, начались Средние века.

* Можно выделить 3 наиболее важных признака философии Средних веков:

Для средневековой философии характерной чертой является постановка Бога в центр картины мира. Это существенно отличает философию Средних веков от античной философии, для которой центром мира были природа, космос (космоцентризм ). Средневековая философия тесно связана с христианством и, по сути, является продолжением христианских идей, преломлённых и обосновываемых с точки зрения рационального [познания мира];

б) идея творения (креационизм) .

Если в античности боги считались частью природы, то в Средние века Бог рассматривается как внеприродное начало. Фактически это означало постановку знака равенства между Богом и бытием. При этом мир рассматривался как творение Бога . а потому считалось, что он несёт на себе печать Бога, то есть печать совершенства. Это нашло отражение в средневековой формуле: «Бытие и благо обратимы». Дьявольское начало в средние века уподобляли небытию. Если Бог есть бытие и он сотворил мир, наделив его существованием, следовательно, в мире не может существовать ничего плохого, в том числе и зла. А из этого следует, что любое зло – это небытие, которое только «притворяется» бытием;

в) идея Откровения. Если высшим бытием обладает надприродный Бог, то познать его рациональным путём невозможно. По этой причине единственный путь познания Бога – это вера и откровение, т.е. знание, которое получают не путём логических рассуждений, а путём сверхъестественного получения знания через веру в Бога.

Средневековая философия испытала сильное влияние античной философии. Первоначально Отцы церкви относились к наследию античности негативно, видя в ней проявление язычества и индивидуализма, отрицавшего центральную роль Бога. Однако со временем античная культура была с успехом ассимилирована христианством.

Обычно в средневековой философии различают «рационалистическую» линию, связанную с верой в разум, и «мистическую» линию, опиравшуюся главным образом на Откровение. Однако это разграничение не является полностью обоснованным. Поскольку разум и Откровение являются скорее дополняющими друг друга и переходящими друг в друга, чем противопоставленными явлениями.

Мысль «рационалиста» была направлена на постижение чуда Слова-Логоса, а наделённость словом мыслящего существа была для средневекового человека настоящим чудом; мысль «мистика» обретает логическую форму. Этим линиям в одинаковой степени свойственно то, что можно назвать «схождением ума в сердце».

Философ в Средние века был и церковной фигурой, философия не существовала отдельно от религии, не стремилась противостоять ей.

Именно поэтому философия развивалась не только в светских школах (начиная с XI века), а затем в университетах (с XIII века), но и в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали:

францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт = Альберт Великий, Фома Аквинский).

Весьма характерно, что даже имена философов Средних веков связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервосский, Ансельм Кентерберийский).
• В средневековой философии всё интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.

Схоластика (средневековая «школьная» философия) – представители данного направления стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога .

Проблема универсалий – проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем – «материя и форма»).

1) Проблема универсалий разделила философов-схоластов на три лагеря:

реалистов* . считавших общие понятия особыми самостоятельными сущностями, обладающими субстанциональным бытием;

номиналистов** . утверждавших, что общие понятия не существуют реально, а являются всего лишь именами, использующимися для обозначения конкретных, единичных вещей;

концептуалистов . полагавших универсалии существующими в сознании человека, но не обладающими субстанциональностью.

* Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует, как и конкретный дом).

** Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

ü Реализм — универсалии существуют как реальные объекты. ü Концептуализм — универсалии существуют в умах, а в вещах им нечто соответствует. ü Номинализм — универсалии есть плод познавательных процессов человека, реально не существуют.

2) Проблема соотношения веры и разума в схоластике привела к проблеме соотношения двух истин – «истины веры» и «истины разума», а в конечном итоге – к признанию непротиворечивости их друг другу, их равноправия, что нашло своё отражение в концепции двойственной истины.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

4. Особенности философии в средние века

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое — теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

3. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм).

Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность.

4. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

7. Философия средневековья — комментаторская философия. В форме комментария написана значительная часть средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичному поведению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.

8. Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.

9. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

11. Средневековая философия, в отличие от античной, выделяет:

— бытие (существование) — экзистенцию;

— сущность — эссенцию. [2]

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Средневековая философская мысль прошла в своем развитии три этапа:

1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви.

Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.

В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе — апологетика.

Вершина латинской патристики — творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

2. Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Крупнейшим схоластом западноевропейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»? Несколько часов длился этот словесный турнир — и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза».

Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

3. Мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света. Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный. Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов. Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.

История философии 3 семестр

Зорапин Олег Викторович

Конец греческой философии? 529г. – когда император Юстиниан закрыл все языческие учебные заведения, в том числе и школу Платона.

Греки открыли новый, особый способ мышления о мире. Они породили сомнения.

Китайцы не представляют мир в способности «замереть», поэтому в языке отсутствует настоящее время. В связи с этим произошло такое понятие, как «путь», — дао. У европейцев же, временному и изменчивому противостоит вечное.

Философские мысли – значит мыслить, различая, что в это мире вечно, а что нет.

Основным завоеванием греческой культуры явилась выработка философского мышления, как деятельности разделяющей мир на сферу временного и сферу вечного. Сама философия возникла, как попытка разделить вечное и временное.

Какие объекты населяют вечность?

Число. Свойства, которые обнаруживает число, это обнаруживает вечность. «Философия – есть упражнение в смерти» Сократ. Порядок – это внесение меры, мера вносится через числа. Быть философом – значит понимать что ты живешь в законе. Человек, поступающий по закону – есть мудрец, а человек, поступающий пожеланию – обыкновенный человек. Древние греки открыли, что миром управляет закон, что есть проявление всеобщей закономерности, которую греки называли космосом. Позже Гераклит назвал это логосом. Христианская трактовка «логос» — мудрость. Философская – логос есть слово, которое управляет миром, в котором мир есть вечен.

В человеческом понимании, вознаграждение или наказание – есть ни что иное, как высшее веление. В философском понимании, закон – есть что-то неизменное. В магии можно договориться с высшими силами, а в философии – нет.

Вечное, закон, логос, идея, сущность, число, бытие. Временное – это материальное, вечное – идеальное. Бытие – вечное, небытие – временное. Бог – есть нечто вечное, нематериальное, он всегда творит мир. Нет вопроса, что он делал до сотворения мира.

Какие объекты населяют временность?

Особенности средневековой философии

Возникновение философии в древней Греции связана с тем, что у человека есть ощущения помимо мышления. Есть реальность, открываемая нашему уму, а есть то, что открывается ощущениям. Тезис о двойственности реальности является основным открытием греческой философии. Умопостигаемая – бытие, идеальное, сущность; чувственное – становление, небытие, материальное, сущее. Для обозначение вещей, которые кажутся существующими, но на самом деле не существуют (восход солнца), введено понятие «небытие». Реальность открывается уму (когда люди узнали, что солнце не восходит). Бытие – то действительно есть (ум), небытие – что кажется, что есть (чувства). Мудрец знает, что есть невидимый мир, а обычный человек – нет.

Специфика средневековой философии

Особенности средневекового философствования

Религиозные идеи в философии

Особый вид философа, который появляется с началом средневековья. Его специфику образуют слияние нескольких черт – мудрец, учитель, пророк. Для античности это слияние не характерно. Моисей такой же философ, как и Платон. Мудрость – это знание о вечном, вечен – Бог, а кто есть связь с Богом? – пророк. Философ – это нечто отражаемое в пророке. Эти философы появились во 2 в. н.э. когда христианство выходит за узкие рамки иудейской веры и реализует свой общечеловеческий замысел (мировая религия). После этого события, Христос принес мир не только для евреев, но и для всего человечества. Апологетика (защита чего-либо от обвинения), когда проповедникам надо было убедить народ в истинности учения Христа. Тертуллиан.

4 – 6вв. – период патристики. Все христианство защищать не нужно, оно из гонимого превратилось в гонителя. Перед христианством становилась задача систематизации. Ориген. Патристика делится на грекоязычную (каппадокийцы) и латинскую (Блаженый Августин и Северин Боэций).

6 – 10вв. – предсхоластика. Каролингское возрождение. В этот период появляются школы. Иоанн Скотт Эриугена. С 11в. начинается расцвет средневековой философии – схоластика (схолиа – школьный). С 12 века появляются университеты (Парижский, Сарбонский), и философия оказывается дисциплиной университетского образования. Пьер Абеляр «История моих бедствий», Фома Аквинский, Дунс Скотт, Уильям Оккам.

Особенности средневекового философствования

Оно определяет себя и понимает через религию и посредством религии. Это философия, которая пытается снять противоречия и примирить веру и разум, хочет сказать нам, что вера без разума так же невозможна, как разум без веры. Средневековье начало с тезиса «противоречия нет (между разумом и верой) и мы это вам докажем», закончилось « противоречие есть». Оккам провозгласил: вопросы знания решайте в вопросах знания, веры – в вере и не перемешивайте.

Вера без разума несостоятельна. Чем отличается христианин от язычника? Язычник – этот тот, кто обожествляет природу и не понимает, что бог за пределами природы (трансцендентен). Но ты должен понимать, в какого бога ты веришь. Эти две веры различаются пониманием во что ты веришь. В христианстве Бог вне пространства, времени и т.д. Бог не может быть «здесь» меньше, а «здесь» — больше (места силы). Его вообще нет в этом мире. Августин ответил: «Верующий ищет Бога внутри себя». Если убрать веру в то, что предмет поклонения трансцендентен, получается христианское идолопоклонничество.

Религиозные идеи в средневековой философии

Средневековая философия отличается тем, что она понимала себя в контексте существования христианского вероучения. Каким образом определенные религиозные идеи выходят за пределы религии, входят в философию и играют роль некоторых философских ориентиров или центров. Таких идей несколько. Глупо полагать, что христианство открыло философии Бога, но оно открыло новую идею Бога, которой традиционная классическая философия не располагала. Для христианства, Бог – это творец мира, как творец он воплощает в себе сущность существования. Христианское определение того, что такое Бог: Бог – это необходимо сущее; Бог – это сущее, сущность которого есть его сущее. Смысл божества в том, что он есть. В Боге его смысл и существование, его реальность и его смысл совпадают. Если в Боге одно и то же, то в мире не одно и то же. В смысле мы дети Божьи, а в реальности – нет.

В чем было различие между божеством философским и религиозным? Философы, говоря о божестве, всегда имеют ввиду нечто, что они умеют видеть в своем уме (умозрителен). Бог – это окружность с центром везде и периферией нигде. Бог выше уморазумения. Бог познаваем в том смысле, где он сам себя показывает миру, через откровение, а не через твое умозрение. Бог показывает себя:

Бог открывается людям всем, в том смысле, в котором у каждого человека существует идея божества (естественное откровение);

Мистическое откровение – свойство избранных особ (визионеры), которым божество открывается и это глубоко интимный, непередаваемый факт, передать эти знания бессмысленно;

Культурно-историческое откровение – бог открывает себя через пророков, таким образом, что записи этих пророков составляют библейский текст. Библия – это и есть сообщение, которое Бог посылает нам о самом себе.

Библейский текст написан боговодохновенно, он записан человеком, а не написан. Бог может сказать человеку о себе посредствам метафор, символов и образов. Герменевтика – искусством толкования, оно выросло из проблем интерпретации священного писания. Экзегетика – человек, упражняющийся в толковании священного писания. Грехопадение – это нечто похожее на вкушение, но не есть в прямом смысле поедание яблока. Язык – есть способ сотворения мира, язык не обозначает предмет, а творит его (Бог сотворил мир посредствам высказывания «Да будет»). Между именем вещи и ее существованием нет расхождения, вещи существуют, поскольку они названы Божеством. Мир устроен так, как устроен язык. Закон или устройство языка есть закон или устройство мира. Связь между подлежащим и сказуемом есть закон, который управляет языком. Онтологическим эквивалентом подлежащего есть слово субстанция, а сказуемого – акциденция. Мы делим мир на личное и социальное, внутреннее, внешнее и т.д. А в средневековье делили на то, что может существовать само по себе и не может. Мир подобен языку, мир подобен тексту. Средневековый человек понимает мир, то это какое-то послание, мир – это текст и все несет в себе информацию.

Античная философия рисует для нас мудрецов-героев. Теозис – это созерцание бога и сам становится богом (Душа, созерцающее вечное, сама становится вечной), а вечное – это числа. Человек не может сам, по своему желанию, выйти за пределы человечности. Божественную природу человек может обрести не сам, а только если его к этой природе приведут. Фраза из Евангелие от Иоанна гласит «Ничего не можете делать без меня». Добро, которое мы делаем сами, не есть добро.

Христианская культура не принимала свободомыслия, потому что она основана на фразе: «Не я так делаю, а Отец так делает».

Теодицея – проблема мира, если он сотворен идеальным, совершенным, как в нем может быть зло? Решение:

Для того добро, чтобы быть добром, не нуждается в существовании зла, а зло, чтобы быть злом, обязательно нуждается в добре, чтобы на фоне этого быть злом, зло – это отсутствие добра (зла нет, потому что нет такого сущего).

Мы не видим все последствия в бесконечном безвремений (все, что происходит с тобой – добро, ибо оно еще может не дойти до тебя во времени).

Средневековая философия кратко: проблемы, особенности, краткая характеристика, этапы

Средневековье – это почти тысячелетний период времени в истории Европы. Берёт своё начало он с распада в пятом веке нашей эры Римской империи, захватывает феодализм и заканчивается в начале пятнадцатого, когда наступает эпоха Возрождения.

Основные черты философии средних веков

Особенности средневековой философии кратко представляют христианскую веру как инструмент для объединения всех людей, независимо от их материального положения, национальности, профессии, пола. Особенности средневековой философииСредневековые философы добились того, что каждый человек, принявший крещение, получил возможность обрести в будущей жизни те блага, которых был лишён в этой. Вера в бессмертие души как главной составляющей сущности каждого человека уравнивает между собой всех: царя и нищего, мытаря и ремесленника, больного и здорового, мужчину и женщину. Если представить этапы эволюции средневековой философии кратко, то это установление догм христианства и внедрение христианского мировоззрения в общественное сознание в соответствии с требованиями феодализма как основной формы государственного устройства большинства стран того времени.

Проблемы христианской философии

Особенности средневековой философииОсновные проблемы средневековой философии кратко изложить довольно сложно. Если попробовать представить их в нескольких словах, то это установление всемирного господства христианской церкви, обоснование её вероучения с научной точки зрения, с позиций, понятных и приемлемых для людей всех категорий. Одной из главнейших коллизий средневековой философии была тема универсалий. Дихотомия духа и материи выражалась в полемике номиналистов и реалистов. По концепции Фомы Аквинского универсалии проявлялись в трояком виде. Первый — доматерильный, то есть неосязаемый, в виде первоначального замысла Создателя. Второй — материальный или вещественный, то есть физический облик. Третий — послевещный, иначе говоря, запечатлённый в памяти, разуме человека. Фоме Аквинскому противоречил номиналист Росцелин. Особенности средневековой философииЕго точка зрения крайнего рационализма сводилась к тому, что мир возможно познавать лишь с позиции примата материи, ибо суть универсалий только в их названиях. Изучения достойно только то, что является индивидуальным. Оно есть не одно только колебание голоса. Католическая церковь осудила теорию Росцелина как несовместимую с догматами христианства. Папским престолом был утверждён вариант мироустройства по Фоме Аквинскому. Его умеренный реализм был в конечном итоге принят католической церковью как наиболее рациональный и логически достаточно легко поддающийся обоснованию.

Богоискательство – основная задача средневековых философов

Средневековая философия кратко может быть обозначена как богоискательство и подтверждение существования бога. Атомизм древнегреческих философов был отринут, так же как и единосущность бога по Аристотелю, а вот платонизм, напротив, был взят за основу в аспекте триединства божественной сущности. Особенности средневековой философииТеоцентризм средневековой философии кратко описан в катехизисе. Христианство начинало занимать главенствующее положение в политической жизни государств средневековой Европы. Суровая эпоха инквизиции проблемы средневековой философии кратко и полно использовала как движущую силу для внедрения христианского образа мысли в бытовые отношения, складывавшиеся в земледельческих общинах, между торговцами горожанами и среди рыцарского сословия.

Три этапа средневековой философии

Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщённая характеристика первого – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви. Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви. Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов. Разделение этих этапов по времени и личностям самих философов возможно только очень условно, так как разные источники предоставляют на этот счёт несогласованную информацию. Схоластика, патристика и апологетика очень тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Особенности средневековой философииОднако апологетика всё же считается временем зарождения средневекового взгляда философской науки на бытие и сознание человека и занимает отрезок времени примерно со второго по пятый век. Патристика условно начинается в третьем веке и в активном доминирующем положении находится вплоть до восьмого века, а схоластика наиболее ярко представлена в промежутке от одиннадцатого по четырнадцатый века.

Апологетика

Первый этап определялся как апологетический. Его главными адептами были Квинт Септимий Флорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. Вера в Бога не должна быть рациональной, но она должна быть несокрушима.

Патристика

Второй этап является по определению патристическим, так как в это время уже нет необходимости доказывать существование Бога. Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Блаженный Августин Аврелий в своей «Исповеди9raquo; неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое – от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель – физическое тело человека. Особенности средневековой философииПо патристике, основные черты средневековой философии кратко – это неустанные усилия по распространению христианства по всему свету, как единственно верной информации о мире и человеке. Именно в этот период философами было установлено и доказано воплощение Господа, Его воскрешение и вознесение. Также был установлен догмат о втором пришествии Спасителя, Страшном суде, о всеобщем воскресении и новой жизни в следующей ипостаси. Очень важным, с точки зрения существования в вечности Христовой церкви и священнической преемственности внутри неё, было принятие догмата о единстве и соборности Церкви.

Схоластика

Третий этап – это схоластическая средневековая философия. Краткая характеристика данного периода может быть обозначена как придание формы церковно-христианским догматам, установленным в предыдущий период. Возникают учебные заведения, философия переходит в теологию. Теоцентризм средневековой философии, кратко выражаясь, проявляется как создание школ и университетов с богословской направленностью. Естественные и гуманитарные науки преподаются с точки зрения христианского вероучения. Философия становится на службу богословия.

Философские поиски и христианские мыслители

Средневековая философия, краткая характеристика её этапов доходчиво объясняются в учебниках по истории философии. Там же можно найти упоминание о трудах таких выдающихся мыслителей первого этапа, как представители апологетики Татиан и Ориген. Татиан собрал четыре Евангелия от Марка, Луки, Матфея и Иоанна в одно. Они впоследствии стали именоваться Новым Заветом. Ориген создал отрасль филологии, основанную на библейских сказаниях. Ему же принадлежит введение понятия Богочеловека в отношении Иисуса Христа. Из числа философов, оставивших наиболее значительный след в этой науке, безусловно, нельзя не упомянуть о патристике Боэции Аниции Манлии Торквате Северине. Он оставил после себя замечательный труд «Утешение философией». Средневековая философия кратко была им обобщена и упрощена для преподавания в учебных заведениях. Универсалии – детище Боэция. С его почина семь основных направлений знаний были разделены на два вида дисциплин. Первое — это гуманитарные дисциплины. Особенности средневековой философииВ трёхпутье вошли риторика, грамматика и диалектика. Второе – естествознание. В это четырёхпутье вошли геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Он же перевёл и разъяснил основные работы Аристотеля, Евклида и Никомаха. Схоластика в философском учении всегда связывается с именем монаха ордена доминиканцев Фомы Аквинского, который систематизировал постулаты ортодоксальной церкви, привёл пять несокрушимых доказательств бытия Бога. Он объединил и логически связал философские выкладки Аристотеля с учением христиан, показал, что естественное человеческое бытие, разум и логика при развитии непременно выходят на более высокий уровень сознания, а именно веру в существование и деятельное участие вездесущего, всемогущего и неосязаемого триединого Бога. Он открыл и доказал всегда совершающуюся последовательность, когда разум завершается верой, природа – благодатью, а философия – откровением.

Философы – святые католической церкви

Многие средневековые философы были причислены католической церковью к лику святых. Это Ириней Лионский, Блаженный Августин, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Григорий Нисский, Василий Великий, Дионисий Ареопагит, Боэций, канонизированный как Святой Северин, и другие.

Особенности средневековой философии

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Особенности средневековой философии

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Особенности средневековой философии

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Особенности средневековой философии

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Особенности средневековой философии

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Особенности средневековой философии

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *