Таможенные тарифы

Таможенные тарифы

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт или, как её для краткости называют «тариф».

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможен­ной границы государства.

Рассмотрим меха­низм действия импорт­ных пошлин. Допус­тим, что в какой-либо стране А осуществля­ются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1 ли­ния S обозначает пред­ложение яблок, линия D — спрос, Ро цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведен­ное и потребленное ко­личество яблок будет равно Qo . Эта ситуация может возникнуть в автаркической эконо­мике.

Рис.1. Механизм действия импортных пошлин

Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw . Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яб­лок в стране А сократится с Qo до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2 -Q1 ).

Защищая интересы национальных производителей яблок, прави­тельство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt, тогда T = Pt — Pw . В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем при­мере — яблоки). Национальные производители продают идентич­ную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгод­ным производство и реализацию яблок по цене Рw , в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt .

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сокра­тится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее по­требление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различ­ный эффект для различных товаров.

Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введе­ния импортной пошлины на потребителей, производителей, прави­тельство и страну в целом, т.е. на благосостояние (рис. 2, а).

Рис. 2. Влияние импортных пошлин на благосостояние страны

Потребители должны платить большую цену за яблоки, что озна­чает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sa + Sb + Sc + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, уста­новившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd, частично компенсируются выигры­шем производителей, рав­ным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S (b + d) не ком­пенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой произ­водственную «цену мертво­го веса» тарифа, т.е. стои­мость ресурсов, которые были затрачены на увели­чение внутреннего выпус­ка от Q1 , до Q3 вместо их более эффективного ис­пользования в других на­правлениях при условии свободной торговли.

На рис. 2,б площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1 ,представляет собой дополнительную выгоду производителей от реализации по цене P1 в условиях действия им­портной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), кото­рый был бы продан и в условиях свободной тор­говли (только по ценам Рw ). Кроме того, как уже отмечалось, введение им­портной пошлины приво­дит и к росту объема внут­реннего производства с Q1 . до Q3 Доходы от продажи этого дополни­тельного количества товара равны: (Q3 — Q1 )Pt, или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2 + Sb + Sc. Дополнительная выгода про­изводителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2 , астоимость ресур­сов, требуемых для этого расширения производства, — S (b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внут­реннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2 . а после введения пошлины —Q4 .Потери потре­бителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, кото­рое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.

Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с од­ной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров произво­дится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмот­реть фактический уровень протекции (effective rate of protection).

Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при сво­бодной торговле составляет 150 дол. из которых 100 дол. — стои­мость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.

Фактический уровень протекции определяется по следующей формуле:

где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной тор­говле;

Д’ — внутренняя добавленная стоимость после введения импорт­ной пошлины.

В нашем примере Ф = 60%.

Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость произ­водителей костюмов составит уже 70 дол. а фактический уровень протекции — 40%.

Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют тамо­женные пошлины и по товарам других отраслей.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим крите­риям:

1. Направление движения товара

В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применя­ются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

2. Способ установления пошлины

В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относи­тельно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолют­ном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть до­стигнут разный результат.

Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа ус­тановления пошлины произойдет следующее:

а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой по­шлины до 10 дол.;

б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пош­лины и ценой товара.

Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каж­дый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.

3. Ставка пошлины

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможен­ного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторон­ними договорами устанавливаются минимальные ставки таможен­ных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

4. Направление действия пошлин

В соответствии с направлением действия различаются преферен­циальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, ком­пенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные дейст­вия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экс­портерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенса­ционных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающе­гося нормальным.

Согласно положениям ВТО демпингом считается ситуация, когда экспорт­ная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.

Для определения величины демпинга (демпинговой разницы) сравниваются уровни нормальной стоимости и экспортной цены с учетом физических харак­теристик товара, налогов, издержек обращения (транспортные расходы, стра­хование и т.д.), количества поставляемых товаров и условий продажи. Наряду с определением величины демпинга необходимо также доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести ущерб национальным производителям в стране-импортере.

Определение демпинга происходит в процессе антидемпингового рассле­дования, проводимого соответствующим органом страны-импортера или меж­дународным органом. Например, в ЕС таким органом является Комиссия евро­пейских сообществ (КЕС). В ходе антидемпингового разбирательства КЕС может ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее дей­ствия четыре месяца с возможным продлением еще на два месяца. Эта пошли­на является как бы предупреждением о возможности принятия более строгих мер в отношении страны-экспортера.

Антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке изме­нилась. Если же факт демпинга доказан, то, например в ЕС, расследование может быть завершено следующим образом:

— экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара. Пересмотр этого Обязательства может быть осуществлен не ранее чем через 6 месяцев с момента его принятия;

— на товар, явившийся предметом расследования, устанавливается постоян­ная антидемпинговая пошлина, которая по своему уровню обычно соответству­ет временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная мера, так как она приводит к значительным потерям или уходу с рынка.

Пересмотр решения КЕС о введении постоянной антидемпинговой пошли­ны может быть осуществлен не ранее чем через один год после даты ее введе­ния.

5. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не произ­водятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптималь­ную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспо­собной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное при­менение протекционистских пошлин может привести к застою в про­изводстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

Таможенные тарифы
Главная | О нас | Обратная связь

Таможенный тариф: понятие, виды, значение

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу. Основными целями применения таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

* поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

• защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре произ­водства и потребления товаров;

• пополнение доходов государства;

• обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспор­терам на рынки других стран.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: 1. По количеству ставок для одного товара:

2. По характеру происхождения:

3. По направлениям:

4. По методу исчисления:

5. По времени действия:

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наи­большего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране ре­жимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из го­сударств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли. По инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

ДЕМПИНГ — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

Применение антидемпингового тарифа предусмотрено международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран — членов ГАТТ в 1967 г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен. При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины на­зываются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную коли­чественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или ко­личества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4% и 3% соответственно, а в Венгрии — 16 %, Югославии —11%.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у основного большинства стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полу фабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна— с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин.

Понятие таможенного тарифа, его виды

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

· защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

· пополнение доходов государства;

· обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

1.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю) – действующий с 1988 г. многоцелевой классификатор для товаров, обращающихся в международной торговле. ГС состоит из:

— Номенклатуры гармонизированной системы (НГС);

— Основных правил классификации товаров.

Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения:

· колонку максимальных пошлин;

· колонку минимальных пошлин;

· колонку преференциальных пошлин.

Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования.

Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе».

Этим законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на терр.РФ;

· защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно-планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственно гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

МЭРТ РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф РФ. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения – продовольствие, лекарства и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза.

Наши предприятия стали закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские производители в несколько раз подняли цену. Хорошо, что это последнее предприятие смогли восстановить.

Еще одна проблема: таможенные органы должны были увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивало, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны – необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой – учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны были приниматься сбалансированные решения.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров РФ.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

Последний (четвертый) цикл пересмотра ГС завершился 31 декабря 2006 года. В соответствии со взятыми Россией международными обязательствами с 1 января 2007 года ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД России должны быть приведены в соответствие с их международной основой – ГС (четвертое издание).

В процессе данной актуализации необходимо подготовить тексты новых редакций ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС, систематизировать таможенный тариф РФ в соответствии с актуализированной ТН ВЭД России и утвердить его постановлением Правительства РФ, внести необходимые изменения в ряд нормативных правовых актов, содержащих коды ТН ВЭД, внести необходимые изменения в Пояснения к ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить выполнение международных обязательств РФ, вытекающих из Конвенции о ГС, межправительственного Соглашения о единой товарной номенклатуре ВЭД СНГ от 3 ноября 1995г. Соглашения об общей ТН ВЭД ЕврАзЭС от 20 сентября 2002 г.

В международной таможенной практике это – основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания Таможенных платежей путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

1.3. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Согласно ч.2 ст.3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. и в других правовых актах. Согласно Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении РФ.

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в РФ основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Согласно законодательству государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется ФЗ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в т.ч. определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

Разработку соответствующих нормативных актов на ведомственном уровне обеспечивал ранее ГТК РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер.

Но с принятием Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 ГТК РФ преобразован в ФТС РФ, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности MЭР РФ.

Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, входящее в структуру МЭРТ РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.

Что касается Московской таможни, созданной на основании Приказа ФТС РФ от 07 ноября 2008 года № 1394 и Московской областной таможни, созданной на основании Приказа ФТС РФ от 22.09.2010 № 1758, то они действует на основании «Общего положения о таможне», утвержденного приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082.

Главное внимание в деятельности таможни уделяется в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Московская таможня и Московская областная таможня также принимает в пределах своей компетенции решения:

· об определении и о контроле таможенной стоимости товаров (отдел контроля таможенной стоимости);

· по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определению страны происхождения товаров (отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров).

Кроме этого, Московская таможня и Московская областная таможня организовывают, координируют и контролируют правильность исчисления, полноту уплаты и учет таможенных платежей на счетах таможенных органов, принимает в пределах своей компетенции решения об обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей (отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств).

Таким образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения:

· в области таможенного дела;

· по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

· возникающие в процессе таможенного оформления;

· возникающие в процессе таможенного контроля;

· возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

· по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия «таможенное дело», данное в ст.1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

· определение страны прохождения товара;

· определение таможенной стоимости товара;

· определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования ТК РФ 2003 г. До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе» (заметим, что соответствующие нормы Закона «О таможенном тарифе» продолжают действовать и в настоящий день). Согласно ст.25 Закона РФ «О таможенном тарифе» полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. Так, например, Постановлением от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» был утвержден Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию РФ.

В ст.25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции: в приложениях о правилах происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров.

В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товара под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в ст.31 и 32 ТК РФ. Аналогичное определение содержится в ст.26 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенное законодательство допускает использование понятие страны происхождения товара в широком смысле слова – как место происхождения товара. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства.

Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств – Евросоюз

Другой важный аспект, который необходимо выделить для целей определения происхождения товара содержится в ФЗ от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». В п.2 ст. 30 ТК РФ оговаривается возможность принятия таможенным органом предварительного решения об определении страны происхождения. Оно принимается по письменному запросу декларанта или иного заинтересованного лица (ст. 42 ТК РФ).

Предварительное решение обязательно для всех таможенных органов. Оно действует в течение пяти лет со дня его принятия (с. 43 ТК РФ).

В ст.31 ТК РФ перечислены товары, считающиеся полностью произведенными в данной стране. (Аналогичный список содержится в ст. 27 Закона РФ «О таможенном тарифе».)

Ст.32 ТК РФ посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был, подвергнут существенной последней переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Таможенный орган вправе требовать подтверждения страны происхождения товара в случаях (ст.37 ТК РФ):

1) если стране происхождения ввозимого товара РФ предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством РФ;

2) при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных платежей и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются:

а) декларация о происхождении товара – документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром;

б) сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения товара) (ст.36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме «Ст-1» и по форме «А».

ТК РФ 2003 г. впервые упоминает Декларацию о происхождении товара. В ст.35 ТК РФ предусматривается, что для удостоверения страны происхождения в таможенный орган может быть предоставлена декларация о происхождении товара. Такая декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.

Как правило, в международной практике сертификаты происхождения выдаются неправительственными организациями и учреждениями. В РФ правом удостоверять сертификаты о происхождении товаров наделены торгово-промышленные палаты негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей (ст. 12 Закона РФ от 19.05.95 № 82-ФЗ «О торгово-промышленных палатах в РФ»). Однако из этого общего правила есть исключения. Так, например, сертификаты о происхождении в Казахстане выдаются Госстандартом Республики Казахстан (телетайпограмма ГТК России от 11 сентября 1997 г. № AT-1019), в Узбекистане на автомобили – Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан (письмо ГТК России от 11 сентября 1997 г. № 07-10/17561).

Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ. Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.

В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

Следующей операцией правового регулирования в рассматриваемой сфере является таможенная стоимость товаров. Принятый в 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) – так называемого Кодекса таможенной стоимости.

В последнее время был выпущен ряд нормативных актов ФТС РФ, в которых закреплялось распределение Россией компетенций по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров и другие материалы.

Система определения таможенной стоимости включает в себя:

· Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ;

· соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994г. (г. Марракеш, Марокко ) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;

· Закон РФ «О таможенном тарифе»;

· методические положения ГТК РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ;

· организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.

В ст.322 ТК РФ определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст.323 ТК РФ. При этом положения ст.53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются. В ст.323 ТК РФ установлена процедура определения и заявления таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.322 ТК РФ.

Права и обязанности таможенного органа и декларанта при определении таможенной стоимости товаров определены статьями 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант имеет право доказывать достоверность заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган РФ с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган РФ по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящей таможенный орган или в судебном порядке.

Таможенное законодательство исходит из того, что процедура принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно-программной операции.

В ст.318 ТК РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также перечислены виды этих платежей.

Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.

ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

Нормы гл.28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.

Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.

Таким образом, есть все основания утверждать, что в России создана и действует система источников таможенного права. Основным источником российского таможенного права является ТК РФ. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета РФ, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральных законах от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешне торговли товарами» и от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе. В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.

Таможенный тариф это:

Смотреть что такое «Таможенный тариф» в других словарях:

Таможенный Тариф — (customs tariff) Перечень товаров, которые правительство данной страны облагает таможенной пошлиной при их ввозе на территорию этой страны, а также ставки таможенных пошлин, взимаемых с этих товаров. В Великобритании таможенный тариф публикуется… … Словарь бизнес-терминов

таможенный тариф — Налог на импорт (в некоторых случах экспорт или транзит) поименованных товаров, перевозимых через национальную границу. Он взимается национальным правительством и уплачивается при пересечении товаром/изделиями национальной таможенной границы… … Справочник технического переводчика

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2 е изд. испр. М. ИНФРА М. 479 с. 1999 … Экономический словарь

Таможенный тариф — (customs tariff) свод ставок таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары. Т.т. содержит наименования и классификацию облагаемых товаров; ставки пошлин, способы их исчисления и уплаты; перечень беспошлинно пропускаемых товаров,… … Экономико-математический словарь

Таможенный тариф — (англ. customs tariff/ duty rate) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой … Энциклопедия права

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего товарного рынка при его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу; 2) свод ставок… … Юридическая энциклопедия

Таможенный тариф — У этого термина существуют и другие значения, см. Тариф (значения). Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий… … Википедия

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой… … Внешнеэкономический толковый словарь

2. Таможенные тарифы и особенности их применения

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, систематизированный в соответствии с национальной товарной номенклатурой.

простой таможенный тариф (одноколонный) – устанавливает одну ставку пошлины для конкретного товара вне страны происхождения товара;

сложный таможенный тариф (многоколонный) – предусматривает по каждому товару две и более ставок пошлины.

Пошлина – государственный налог, взимаемый с товаров, ввозимых или вывозимых из страны.

Тарифная ставка (ставка таможенной пошлины) – это установленный размер пошлины, взимаемый с единицы вывозимого или ввозимого товара.

Тарифная линия – строка из таможенного тарифа, относящаяся к конкретному товару (например, код товара по существующей национальной системе классификации, наименование товара, единица обложения товара, если она отличается от общепризнанных, ставка пошлины).

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

защитную – относится только к импортным пошлинам;

балансовую – чаще всего применяется в отношении экспортных пошлин, ограничивается нежелательный экспорт из государства.

Классификация таможенных пошлин:

специфические (фиксированная сумма с физической единицы изменения);

адвалорные (в процентах к таможенной стоимости);

комбинированные (например, 10% от таможенной стоимости, но не более 10 евро за литр);

уравновешивающие (устраняют разрыв между мировыми и внутренними ценами).

3. Определение номинальной и эффективной защиты рынка. Тарифная эскалация

Ставка пошлины по конкретному товару, представленному в тарифе, называется простой или номинальной. Уровень защиты, который предоставляет отечественному производителю данного товара, называется номинальным .

tj – уровень номинальной защиты;

j – импортируемый товар;

Pj – внешняя цена (или внутренння цена до защиты);

Pj ’ – внутренняя цена после применения защиты, т. е. включает в себя таможенную пошлину.

Номинальный уровень защиты может изменяться под воздействием различных факторов. Их значимость для экономики страны определяет структуру таможенного тарифа.

В большинстве стран преобладающими являются адвалорные пошлины. Адвалорная пошлина обеспечивает гарантированный уровень защиты национального рынка независимо от влияния внешних факторов. Внутренняя цена на импортный товар всегда будет выше внешней на зафиксированную в тарифе процентную ставку. Уровень номинальной защиты и адвалорного тарифа совпадают.

При использовании специфических и комбинированных пошлин уровень защиты рынка подвержен влиянию многочисленных факторов, оказывающих как положительное, так и негативное воздействие на исследуемый показатель, а следовательно на выполнение основной функции – защиты национальных производителей.

При изменении мировых цен защитная функция специфических пошлин возрастает. С ростом мировых цен, когда конкурентоспособность отечественной промышленности повышается, уровень защиты внутреннего рынка снижается. И наоборот, при падении мировых цен в условиях обострения конкурентной борьбы степень защищенности внутреннего рынка автоматически повышается. Падение мировых цен снижает таможенную стоимость, процентное соотношение которой к величине специфической пошлины повышается.

В последние десятилетия все более отчетливо проявляется влияние экономической нестабильности и инфляционных процессов, вызывающих колебания валютных курсов. Большинство стран, в той или иной степени, испытывают воздействие отмеченных факторов. В условиях инфляции уровень защиты внутреннего рынка при использовании специфических пошлин снижается, делая ситуацию неконкурентоспособности отечественных производителей достаточно острой. Поэтому в условиях валютной нестабильности применение специфических и комбинированных пошлин оправдано лишь спецификой облагаемого товара, условиями его производства, оценкой, измерением, конкурентными преимуществами.

В номинальном измерении на уровень защиты влияет колебание валютных курсов, что по-разному отражается на уровне защиты. Как известно, изменение стоимости национальной валюты по сравнению с другими может происходить из-за:

внешней (зарубежной) инфляции или дефляции;

внутренней (отечественной) инфляции или дефляции.

По влиянию данного фактора можно сделать следующие выводы:

внешняя инфляция/дефляция не влияют на уровень защиты рынка;

на уровень защиты рынка при специфических пошлинах влияет внутренняя дефляция в сторону повышения и внутренняя инфляция в сторону понижения;

внешняя инфляция/дефляция не влияет на цену товара на внутреннем рынке;

внутренняя дефляция уменьшает цену товара, а внутренняя инфляция – повышает цену.

Для таможенных тарифов экономически-развитых стран характерен рост ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.

Повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки называется тарифной эскалацией. Данный принцип дифференциации таможенных пошлин содействует усилению защиты национальных производителей готовой продукции и стимулированию ввоза промежуточных товаров. Фактический уровень таможенной защиты оказывается тем выше, чем больше разница между пошлинами на готовые изделия и сырье, и чем большая доля импортного сырья входит в готовое изделие.

Уровень реальной защиты с учетом дифференциации ставок пошлин получил в экономической литературе название «эффективного». Он рассчитывается по формуле :

где j – готовый продукт;

i – импортное сырье, используемое в его производстве;

Pj. Pi – мировая (внешняя) цена до применения защиты на товары j и i;

Pv = Pj – Pi — добавленная стоимость до применения защиты;

Pj *, Pi* — внутренняя цена после применения защиты на товары j и i;

Pv* = Pj* – Pi* — добавленная стоимость после применения защиты.

Данный показатель можно рассчитать и другим способом.

где gj — уровень эффективной защиты готового товара j ;

tj — уровень номинальной защиты товара j;

ti — уровень номинальной защиты товара i;

A — доля импортных компонентов i в стоимости готового продукта j.

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Если государству необходимо защитить национальных производителей готовой продукции, то ставка импортного тарифа на готовые изделия должна быть выше ставки на импорт промежуточной продукции или сырья. В результате реально действующий, то есть эффективный уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если ставится задача защитить секторы, производящие промежуточную продукцию, или стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовый товар будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

Тарифная эскалация дает возможность повысить уровень защиты, не повышая ставки пошлины на данный товар, за счет снижения таможенного обложения промежуточных продуктов. Это особенно важно для стран, использующих так называемые связанные тарифы, когда они обязуются не повышать в одностороннем порядке ставки таможенных пошлин. Нарушение международных договоренностей о связывании таможенного тарифа означает несоблюдение принципа не дискриминации, ущемляет интересы торговых партнеров, а, следовательно, вызовет ответные шаги со стороны пострадавших стран.

Таможенный тариф – инструмент торговой политики, который в наибольшей степени поддаётся согласованному регулированию в международном масштабе. Наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня таможенных тарифов. Эта тенденция осуществляется за счёт:

взаимного линейного снижения уровня тарифов в результате проведения многосторонних торговых переговоров;

одностороннего снижения ставок таможенных пошлин;

развития форм экономической интеграции. Существуют четыре основных формы экономической интеграции:

зона свободной торговли – упразднение таможенных границ между государствами, в торговле с третьими странами участвующие стороны используют свои национальные тарифы;

таможенный союз – соглашение нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними, территория таких государств представляет собой единую таможенную зону, окружённую общим таможенным тарифом;

общий рынок – участники помимо свободы торговли пользуются свободой перемещения всех факторов производства;

полный экономический союз – страны унифицирую свою экономическую, финансово-инвестиционную, социальную, налоговую политику и т. д.

Ставка пошлины, представленная в таможенном тарифе, установленная по каждой тарифной позиции называется номинальной (простой). Она не даёт реальной картины общего уровня таможенного обложения по товарной группе или в целом по стране. Данный показатель зависит:

от номинальных ставок пошлины;

от структуры импорта.

Для этого рассчитываются соответствующие показатели по формуле средней взвешенной, где в качестве весов выступает структура импорта.

Метод расчёта по средней взвешенной используется и для оценки результатов многосторонних торговых переговоров, когда сравниваются два показателя:

снижение средневзвешенного уровня таможенного тарифа;

реальное снижение уровня таможенного тарифа.

Таможенный тариф – основа таможенно-тарифной системы, которая может состоять из следующие элементов:

Закон «О таможенном тарифе»;

тарифная квота (в отдельных странах);

экспортный тариф (в отдельных странах).

Таможенно-тарифное регулирование кроме наличия таможенного тарифа предполагает использование различных таможенных процедур.

Таможенные процедуры – совокупность правовых положений, предусмотренных Таможенным кодексом ТС и определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенные процедуры регулируют экспортно-импортные потоки через меры экономического воздействия, учитывая характер владения, распоряжения, пользования товарами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *