Структура федерального собрания рф

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

— для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

— для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

— для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

Федеральное Собраниесостоит из двух палат:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы.

Первую из них принято именовать верхней, вторую — нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.

Верхняя палата — это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность — является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем:

— палаты заседают раздельно;

— за каждой из них закреплена собственная компетенция;

— общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется;

— обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей;

— действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета;

— не введена и должность Председателя Федерального Собрания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат — формирования и выборов — устанавливается федеральными законами.

Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума — политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Совет Федерации играет важнейшую роль в осуществлении государственной власти и обладает в связи с этим широкими полномочиями, а именно:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что оно может осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации;

б) утверждение указов Президента России о введении военного положения в соответствии со ст. 87 или чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

г) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

д) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. &3);

е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Это полномочие верхняя палата осуществляет по представлению Президента России;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также по представлению Президента России);

з) к компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется им и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета.

Решения по всем вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает в форме постановлений (большинством или 2/3 голосов от общего числа членов палаты).

К числу полномочий Государственной Думы Конституция РФ относит:

а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;

г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

л) объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замену этим лицам назначенного судом наказания более мягким;

е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;

ж) к компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты: она назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России.

Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата российского парламента — Совет Федерации. Как уже говорилось выше, эта палата утверждает указы Президента России о введении военного или чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что военное положение может быть введено в случае прямой агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях.

Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации лишь в случаях, указанных в специальном Законе «О чрезвычайном положении». Среди них: стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы, эпидемии, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан или могут повлечь тяжкие последствия.

Совет Федерации по предложению Правительства Российской Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории.

Но наибольшее количество вопросов, связанных с обеспечением обороны страны, решается парламентом Российской Федерации путем принятия федеральных законов.

Местное самоуправление в Российской Федерации. Принципы организации и функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Орган государственной власти – это главный механизм государства, осуществляет определённые функции по решению стоящих перед ним государственных задач.

Механизм государства = аппарат гос(вся совокупность гос органов) + государственное учреждение, выполняющая функцию обеспечения работы аппарата государства.

Признаки государственного органа:

1. Элемент аппарата государства.

2. Обладает компитенцией и властными полномочиями.

3. Состоит из государственных служащих.

4. В праве принимать правовые акты.

5. Обладает материальной базой для осуществления полномочий.

6. Обладает внешней формальным принципом(эмблема, марки, печати).

Местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти..

Понятие гражданского права и его источники. Понятие гражданских правоотношений. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

Гражданское право – это наука (учение) о гражданском праве.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право так называется отдел права, нормы которого определяют положение и регулируют отношения отдельных лиц как членов общества в их так наз. «частной жизни», т. е. их положение и отношения личные, семейные и имущественно-хозяйственные.

Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

В странах романо-германской правовой семьи, включая Россию и другие страны бывшего СССР под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

Юстиция – справедливость.

Источники гражд прав представляют собой формы. Закреплённых гражданских правовых норм:

— Конституция РФ правозглавляет равенство прав собственности, свободы конкуренции, каждый гражданин имеет право на свободное исполнение своих возможностей, финансовое, кредитное регулирование, право на собственность, информацию, судебную защиту.

— Гражданский кодекс РФ – экономическая конституция РФ.

Юридическая связь обратна:

— Гражданское право – один из видов правоотношений. Общественное отношение, которое урегулированные нормами права.

— Структура гражданских правоотношений.

— Субъекты гражданских правоотношений явл либо граждане, лица без гражданства(апатриды), иностранцы, юридические лица, муниципальные, государственные и международные учреждения.

— Объекты гражданского правоотношения – это то, на что направлена деятельность субъекта(вещи, имущество, процессы создания).

Содержание гражданского правоотношения:

— Это взаимоотношение его участников.

— Субъективное право – это юридическое обеспеченная мера возможного поведения уполномоченного лица.

Основания изменения и прекращения гражданских правоотношений:

— Являются юридические факты (это факты реализации действий с которыми действуют законы связывающие изменение, прекращение гражданских прав (любые гражданские права)

— Юридические факты делятся на события и действия.

— События – это обстоятельство, возникшие не зависимо от человека и обстоятельств, возникшие по воле, но вышедшие из под контроля.

— Действия – это обстоятельсва, возникшие по воле человека: правомерные(юридические акты, сделки, админ акты, решение суда, юридические поступки), неправомерные.

В зависимости от характера последствий: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

28. Структура и функции Федерального собрания рф.

29. Структура и полномочия Совета Федерации.

Федеральное собрание — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Структура федерального собрания:

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания Российской Федерации — это обязательный признак формального федеративного устройства, это фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права граждан и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации, их различная компетенция и различный статус депутатов. Но палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются как части единого — парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения.

Структура представительного и законодательного органа преобразована с учетом опыта организации парламентских органов в развитых государствах.

В основу образования Федерального Собрания Российской Федерации положен принцип национально-государственного устройства, обеспечивающий интересы многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

Структура парламентских органов зависит, во-первых, от их значимости, приоритетности по осуществлению парламентских полномочий; во-вторых, от порядка их образования; в-третьих, от их принадлежности к той или иной палате 1. парламент власть федерализм двухпалатность

В соответствии с первым принципом можно поделить парламентские органы на основные и вспомогательные. Основные органы — это палаты Федерального Собрания, а также образуемые ими комитеты и комиссии. Вспомогательные органы, формируемые по усмотрению палат, обеспечивают организационно-техническое, правовое, информационное и иное обслуживание основных органов. В верхней палате парламента такими органами являются канцелярия депутата Совета Федерации и аппарат Совета Федерации; в нижней палате — Совет Государственной Думы, аппарат Государственной Думы и другие вспомогательные подразделения.

В зависимости от порядка образования парламентские органы подразделяются на избираемые, формируемые и создаваемые в целях оказания организационно-технической помощи. К избираемым относятся органы, образуемые путем выборов депутатов. Ко второй категории принадлежат органы, образуемые путем включения депутатов в состав того или иного органа по представлению уполномоченных на то субъектов. Такими являются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата и др. К третьей категории следует относить все вспомогательные органы парламента.

Руководствуясь третьим принципом предложенной классификации, можно рассматривать парламентские органы в зависимости от их принадлежности к соответствующей палате Федерального Собрания. При этом следует иметь в виду, что палаты вправе образовывать и совместные органы, каковыми, например, являются согласительные комиссии, создаваемые для преодоления возникших между палатами разногласий. Счетная палата, образуемая в целях контроля за использованием федерального бюджета и т. П.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться ровно 166 членов (по два представителя от 83 субъектов РФ), вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что Совет Федерации «формируется», а Государственная Дума образуется путем «выборов», то тем самым он установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы».

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы президент назначает ее выборы (ст. 84 Конституции).

В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Это связано с двумя обстоятельствами: трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом России (ст. 111), и выражением Думой недоверия Правительству (ст. 117).

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией в Государственную Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты избирателями соответствующего одномандатного избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия федерального собрания:

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Функции федерального собрания:

Принципиально деятельность Федерального Собрания происходит в ракурсе трех традиционно данных парламентских функций:

представительной, законодательной, контрольной.

Представительная функция Федерального Собрания. Представительная функция призвана выражать волю народа — основу государственной власти. Она реализуется путем проведения периодических свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Это значит, что среди всех государственных институтов парламент выступает единственным органом общенародного представительства. Именно народу, точнее избирателям, т. Е. правоспособной и дееспособной части населения, предоставлено право формировать парламент. Выборность и «мандат народа» позволяют парламенту законодательствовать и выполнять другие функции, а избирателям видеть свою сопричастность с ним. Следовательно, представительность — определяющее свойство парламента. Это и способ формирования Федерального Собрания как органа законодательной власти, и способ его функционирования и деятельности.

Представительство как способ функционирования и деятельности Федерального Собрания выражается прежде всего в обязанности депутатов поддерживать тесные отношения с избирателями. Другой немаловажный аспект представительной функции парламента — отражение в его деятельности общественных интересов, которые фиксируются в законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных действиях данного органа. Примером этому служат позиции депутатов, фракций и комитетов, парламента в целом по актуальным внутренним и международным проблемам, волнующим общество, официальные оценки парламентом тех или иных явлений государственной и общественной жизни и т. П. В этом смысле можно говорить о фокусировании, отражении в работе Федерального Собрания наиболее злободневных вопросов государственной, общественной, политической жизни страны. В рассматриваемом аспекте представительская роль парламента поднимает его значение как органа, способствующего развитию гражданского общества, принципов демократии и правового государства.

Законодательная функция Федерального Собрания. Законодательная функция — наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию. В ее рамках формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые либо прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, либо их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферах жизни.

Контрольная функция Федерального Собрания. Сущность контрольной функции парламента проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Вне контроля не должны находиться никакие государственные образования, в том числе и органы народного представительства. Осуществляя от имени народа высшую форму контроля (парламентский контроль), они сами контролируются народом через различные институты прямой демократии.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Структура парламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:

1. федеральным характером российского государства;

2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;

3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.

Исходя из структурных признаков, различают нижние и верхние палаты парламента.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция содержит лишь отдельные положения и нормы, которые могут быть отнесены к проблеме структуры Совета Федерации.

Во-первых, Конституция РФ (ст.96) предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Во-вторых, Совет Федерации состоит из членов Совета Федерации, причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

В-третьих, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

В-четвертых, в целом организационно-структурную основу Совета Федерации составляют корпус членов Совета Федерации и образуемые ими комитеты и комиссии. Перечень и конкретные функции комитетов и комиссий Совета Федерации содержатся в Регламенте Совета Федерации.

Более сложной и разветвленной является структура Государственной Думы. Это во многом обусловлено местом, ролью функциональным предназначением данной палаты в системе Федерального Собрания, ее конституционным статусом.

В самой Конституции РФ определен количественный состав, срок полномочий и частично правовой статус депутатов Государственной Думы, которые работают в ней на профессиональной постоянной основе, что вместе взятое составляет организационно-структурный фундамент Государственной Думы. Это достаточно разветвленная система комитетов и комиссий, а также депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе, что также определяет сложную структуру этой палаты, а комитеты и комиссии можно с полным основанием считать структурными образованиями Государственной Думы. К руководящим структурам Государственной Думы относятся: Совет Госдумы, а также Председатель Госдумы, его заместители. которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Ст.101 (ч.3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания».

Комитеты Госдумы по вопросам, отнесенным к их ведению:

· организуют проводимые Госдумой парламентские слушания;

· дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

· решают вопросы организации своей деятельности.

· подготавливают заключения по проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ. федеральных конституционных законов, одобренных Госдумой, по федеральным законам, принятым Госдумой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

· организуют проведение парламентских слушаний;

· решают вопросы организации своей работы и деятельности палаты.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.

Состав комитетов утверждается Госдумой, причем в состав комитетов, а также Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Госдумы и его заместители. Каждый депутат, за исключением Председателя Госдумы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из ее комитетов.

Регламент Госдумы кроме общей характеристики вопросов предметов ведения и перечня комитетов, не содержит подробного и конкретного изложения их задач, функций и полномочий. Все это излагается в Положении о комитетах Госдумы, которое утверждается палатой.

Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.

Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному и валютному регулированию, банковской деятельности ; по вопросам социальной политики; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравооранению и экологии; по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.

Комитеты, являясь постоянно действующими органами палаты:

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить члены комитетов Совета Федерации.

Численный состав каждого комитета определяется палатой; при этом в состав комитета Совета Федерации должно входить не менее 8 членов палаты. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты.

1.2.1. Место Федерального Собрания в системе
органов государственной власти России

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти выступает представителем всего многонационального народа России и выполняет законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации осуществляет представительство субъектов (один представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта, другой – от законодательного органа субъекта Федерации).

Федеральное Собрание РФ обладает следующими функциями, а именно:

в) контрольная (осуществляется за деятельностью исполнительной власти);

Компетенция Федерального Собрания – совокупность полномочий, посредством которых осуществляются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания можно подразделить на три группы:

а) полномочия, которые осуществляются только одной из палат;

б) полномочия, которые осуществляются обеими палатами;

в) полномочия, осуществляемые обеими палатами Федерального Собрания в равной мере независимо друг от друга.

Компетенция Совета Федерации прописана в ст. 102 Конституции РФ, а именно: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, назначение выборов Президента РФ и т.д.

1.2.2. Структура Федерального Собрания РФ

Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности (ст. 105 Конституции РФ). Согласно ст. 103 Конституции РФ Государственная Дума обладает следующими полномочиями: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, объявление амнистии и т.д.

Федеральное Собрание формируется в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип народного представительства;
  2. Принцип федерализма;
  3. Принцип периодичного обновления состава палат парламента;
  4. Принцип политического многообразия и многопартийности.

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий, в соответствии с Конституцией РФ, правом избирать и быть избранным в орган государственной власти.

При этом, сам порядок выбора (назначения) представителей и срок их полномочий различен. Так, член Совета Федерации – представитель субъекта РФ от представительного органа избирается им на срок своих полномочий, при формировании законодательного органа путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов. В случае, если законодательный орган субъекта Федерации имеет двухпалатную структуру, член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Полномочия Государственной Думы и ее депутатов сохраняются до начала работы Государственной Думы нового созыва. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Государственной Думы (ч. 4 ст. 111,ч. 3 ст. 111,ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

В Конституции предусмотрены случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена, а именно: в течение года с момента ее избрания, по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ в ст. 117; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Совет Федерации обладает следующей структурой:

  • Должностные лица палаты (Председатель Совета Федерации и его заместители);
  • Совет палаты;
  • Комитеты и комиссии Совета Федерации;
  • Временно функционирующие органы (рабочие группы и согласительные комиссии)
  • Основными структурными элементами Государственной Думы являются:

    1. Должностные лица палаты (Председатель Государственной Думы и его заместители);
    2. Совет Государственной Думы;
    3. Депутатские объединения (фракции и депутатские группы);
    4. Комитеты и комиссии Государственной Думы;
    5. Временно функционирующие органы (рабочие группы и согласительные комиссии);

    Полномочия рабочих органов палат регулируются их регламентами.

    Контрольные вопросы

    1. Функции Федерального Собрания РФ.
    2. Полномочия Федерального Собрания РФ.
    3. Основные полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
    4. Сроки деятельности палат российского парламента.
    5. Основания роспуска Государственной Думы.
    6. Структура палат парламента.
    7. Порядок формирования палат российского парламента.

    Практические задания (семинары)

    1. Федеральное Собрание РФ: понятие, функции, полномочия.
    2. Порядок и принципы формирования палат российского парламента.
    3. Полномочия Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.
    4. Основания роспуска Государственной Думы РФ.
    5. Структура палат российского парламента.

    Сравните полномочия Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

    Вопросы к задаче:

    1. В чем проявляется сходство полномочий палат российского парламента?
    2. В чем проявляется различие полномочий палат российского парламента?
    3. Какие полномочия характерны только для Совета Федерации?

    Дайте характеристику порядка формирования верхней и нижней палат российского парламента.

    Вопросы к задаче:

    1. На какой срок формируются палаты российского парламента?
    2. Какая избирательная система находится в основе формирования Государственной Думы РФ?
    3. Что такое метод ротации, и в какой из палат российского парламента он применяется?

    Опишите основания роспуска Государственной Думы РФ.

    Вопросы к задаче:

    1. По каким основаниям Государственная Дума РФ может быть распущена?
    2. В каких случаях роспуск Государственной думы не допускается?

    Дайте характеристику структуры палат российского парламента.

    Вопросы к задаче:

    1. Какова структура Совета Федерации РФ?
    2. Какова структура Государственной Думы РФ?
    3. Имеются ли различия в структуре палат российского парламента?

    Рекомендуемая литература

    Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
    2. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5. 08. 2000 г. (в ред. от 16. 12. 2004 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18. 05. 2005 г. (вступил в силу 7 декабря 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    4. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    5. О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

    Специальная литература:

    1. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М. 2004.
    2. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб. 2003.
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. М. Норма, 2006.
    4. Совет федерации: эволюция статуса и функций / Отв. Ред. Л.В. Смирягин. М. 2003.
    5. Сопельцева Н.с. Иммунитеты в конституционном праве РФ. Челябинск, 2004.

    Федеральное собрание РФ. Порядок формирования, правовая основа деятельности, структура и полномочия

    Федеральное собрание РФ является государственно-правовым институтом. Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собрание – это Парламент, являющийся представительным и исполнительным органом РФ.

    Порядок формирования Федерального собрания РФ: формируется из представителей двух палат: Совета Федерации РФ (СФ РФ) и Государственной думы РФ (ГД РФ). Одновременно проводятся выборы в обе палаты. Совет Федерации формируется путем зачисления лиц, занимающих определенные должности правительства, выбранных на эти должности народом. Совет Федерации РФ состоит из представителей (по два представителя) всех субъектов РФ от исполнительного и представительного органов (по одному от каждой власти) государственной власти РФ. По результатам прямого всеобщего народного голосования избираются депутаты в ГД РФ.

    Государственную думу РФ представляют 450 депутатов. Являясь одновременно представительным и законодательным органами государственной власти, Федеральное собрание РФ обеспечивает свободное волеизъявление народа и правопорядок.

    Правовая основа деятельности Федерального собрания РФ:

    1) действующая конституция РФ (гл. 5. ст. 94 – 10&);

    2) постановления конституционного суда РФ № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3) 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ» от 12.04.1995 г. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ» от 23.03.1995 г.;

    3) другие постановления и законы РФ, регламентирующие правовую деятельность Федерального собрания РФ.

    Структура Федерального собрания РФ: Федеральное собрание РФ, как уже известно, состоит из СФ РФ и ГД РФ, обе палаты представлены председателями, заместителями, комитетами и комиссиями в каждой палате. Совет Федерации РФ и Государственная дума формируют для осуществления своих полномочий Счетную палату. Исполнительный орган СФ РФ представлен Правительством РФ, которое состоит из председателя, заместителей, федеральных министров.

    Полномочия Федерального собрания РФ:

    1) утверждение указа, направленного Президентом РФ в Федеральное собрание РФ о введении чрезвычайного положения;

    2) назначение выборов Президента РФ;

    3) отрешение Президента РФ от занимаемой должности;

    4) назначение судей Высшей судебной власти РФ;

    5) назначение и отрешение от должности председателя Счетной палаты РФ;

    6) назначение и отрешение от должности Генерального прокурора РФ;

    7) назначение на должность и отрешение от должности Уполномоченного по правам человека РФ;

    8) утверждение кандидатуры на должность председателя Правительства РФ.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *