Сферы финансовых отношений

Сферы финансовых отношений

Сфера финансов субъектов хозяйствования (предприятий) отражает движение денежных потоков предприятия. В зависимости от цели функционирования эта сфера подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Существуют также определённые особенности, связанные с формой собственности и отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, что бы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их сущность.

Сфера финансов домохозяйств – совокупность механизмов формирования, движения и использования финансовых ресурсов домашнего хозяйства. Основой финансов домохозяйств выступает семейный бюджет, который состоит из доходной и расходной частей.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства, и подразделяются на следующие звенья: бюджетную систему государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственных предприятий.

Сфера международных финансов отображает распределительно-обменные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Она состоит из двух частей – международных финансовых отношений и непосредственно международных финансов. Международные финансовые отношения осуществляются через международные расчёты, которые в свою очередь, основываются на использовании двух валют и установлении валютного курса. Теперь процессы курсообразования, покупки и продажи необходимых валют связаны с функционированием валютного рынка, который формирует специфическое звено международных финансов. Непосредственно международные финансы включают два звена – финансы международных организаций и международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. По форме ресурсов финансовый рынок подразделяется на рынок денег и рынок капталов. Функционирование финансового рынка обеспечивается соответствующими институтами – банками, институциональными инвесторами, фондовыми биржами.

Обособленной сферой финансовой системы является страхование . Оно не принадлежит к конкретной сфере и занимает промежуточное место между микро — и макроуровнями.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

7. Сферы и звенья финансовых отношений

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

8. Финансовая система Украины

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.

Организационная структура финансовой системы — это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура.

Внутренняя структура финансовой системы. Финансы выделяются в следующих сферах как: финансы субъектов хозяйствования, государственные финансы, международные финансы, финансовый рынок, страхование.

Звенья: бюджет государства, фонды целевого назначения, государственный кредит, финансы государственного сектора, валютный рынок, финансы международных организаций, международные финансовые институты, рынок денег, рынок капиталов, кредитная система, рынок ценных бумаг.

К организационной структуре финансовой системы Украины относятся:

а) органы управления. – Министерство финансов Украины; – Государственная налоговая служба; – Контрольная ревизионная служба; – Казначейство; – Счетная палата; – Аудиторская палата; – Комитет по надзору за страховой деятельностью; – Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; – Пенсионный фонд; – Фонд социального страхования; – Государственный инновационный фонд.

б) финансовые институты: – Национальный банк Украины; – Коммерческие банки; – Страховые компании; – Небанковские кредитные учреждения (ломбард, кредитные союзы); – Межбанковская валютная биржа; – Фондовые биржи; – Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

9. Сущность и значение финансовой политики

Финансовая политика — это целенаправленная деятельность государства по формированию и распределению фондов денежных средств государства для осуществления ее функций и задач. Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий направленные на стабилизацию и увеличение финансовых ресурсов их рациональное распределение и эффективность использования.

Цели. — повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов;

-структурная перестройка и оздоровление общественного производства;

-повышение жизненного уровня население.

Вторичные цели: борьба с инфляцией, с экономическим спадом, регулирование экономических циклов.

Этапы финансовой политики: 1.Разработка научно-обоснованных концепций. 2.Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. 3. Осуществление практических действий по реализации поставленных целей. Успешная реализация финансовой политики может привести к росту благосостояния народа, повышением показателей производительных сил, развитию экономических связей со сторонами мира.

Сферы финансовых отношений. Механизм управления финансами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос №17. Сферы финансовых отношений. Типы финансовых отношений. Финансовые ресурсы и их состав

Вопрос №18. Понятие, содержание и звенья финансовой системы. Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Вопрос №19. Содержание и необходимость механизма управления финансами

Вопрос №20. Органы управления финансами, их функции

Задача №2. Сумма в размере 6 000 рублей дана в долг на 6 месяцев по схеме простого процента под 18% годовых. Определить проценты и сумму, подлежащую возврату

Задача №4. Сумма в размере 1 000 долларов дана в долг на 4 года по ставке процента равной 10% годовых. Определить проценты и сумму, подлежащую возврату

Задача №12. Вексель на сумму 20 тыс. руб. со сроком погашения 10.06, а также вексель на сумму 40 тыс. руб. со сроком погашения 01.08 заменяются одним с продлением срока до 01.10. При объединении векселей применяется учетная ставка 15%. Определить сумму консолидированного векселя

Задача №18. Определить реальную ставку при размещении средств на год под 15% годовых, если уровень инфляции за год составляет 14%

Список использованных источников

Вопрос №17. Сферы финансовых отношений. Типы финансовых отношений. Финансовые ресурсы и их состав

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет. Глагол финансировать означает «снабжать денежными средствами». Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Денежные отношения становятся финансовыми, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников общественного воспроизводства и происходит использование этих доходов.

Финансовые отношения — это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений. Финансовые отношения охватывают две сферы:

· Экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных фондов государства — бюджет, государственные социальные внебюджетные фонды;

· Экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию децентрализованных фондов предприятий и организаций, а также денежных доходов и накоплений домашних хозяйств.

При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса.

Финансовые отношения можно разделить на следующие типы:

1. Отношения между государством и другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм;

2. Отношения между государством и непроизводственными субъектами;

3. Отношения между государством и населением;

4. Отношения между государством и финансово-кредитной системой;

5. Отношения государством и зарубежными банками, компаниями, государствами;

6. Отношения между различными экономическими субъектами.

Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся распоряжении хозяйствующих субъектов, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД, поэтому объем финансовых ресурсов зависит от их величины.

К финансовым ресурсам относятся денежные доходы, накопления, поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

2) предприятия, компании государство.

Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. Также это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действ которых образуются целевые денежные фонды.

Состав финансовых ресурсов:

· собственные средства (на уровне предприятий — прибыль, зарплата; на уровне государств доходы от госпредприятий, приватизации);

· мобилизованные на рынке (на уровне предприятий — продажа / покупка ц/б, банковский кредит на уровне государства — эмиссия ц/б, государственный кредит);

· средства, поступившие в порядке перераспределения (на уровне предприятий — проценты, дивиденды по ц/б, на уровне государства — страховые платежи, налоги).

Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения. Фондовая форма использования объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает преимуществами перед нефондовой формой:

· более тесная связь потребностей с экономическими возможностями общества;

· концентрация ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

· более объективная увязка общественных, коллективных и личных интересов.

Общим признаком финансовых отношений для всех общественно-экономических формаций является формирование денежных доходов и накоплений в форме финансовых ресурсов и использование их через финансовые фонды.

Вопрос №18. Понятие, содержание и звенья финансовой системы. Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы». По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система — система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

Централизованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные финансы):

1. Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

2. Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов (региональных бюджетов),местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

3. Государственное страхование — одна из организационных форм страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Наряду с государственным страхованием в условиях рыночных отношений существует частное страхование и взаимное страхование. В развитых странах в условиях рынка государственное страхование часто выступает как способ оказания содействия при ведении различных видов хозяйственной деятельности, защищая от особо опасных и специфических рисков(военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитные, инвестиционные риски).

Децентрализованные фонды денежных средств (финансы хозяйствующих субъектов и населения) — форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются внегосударственных и муниципальных финансов.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.

К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы. К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей жизнедеятельности.

В совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить сферы:

· Общегосударственные и муниципальные финансы;

· Финансы предприятий и организаций и финансы населения.

Звенья первой сферы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второй сферы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Вопрос №19. Содержание и необходимость механизма управления финансами

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы:

· Финансы хозяйствующих субъектов;

· Финансы домашних хозяйств.

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.

Рис. 1. Элементы системы управления финансами

Рассматривая их в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять ими необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В то же время без управления финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.

На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы.

Функции подсистем финансового менеджмента:

1. Функции объекта управления:

· Воспроизводственная — обеспечение эффективного воспроизводства авансированного и инвестированного капитала (рост собственного капитала, повышение доходности капитала, т.е. его рентабельности, скорости его оборотов, степени капитализации прибыли);

· Производственная — регулирование текущей производственно-коммерческой деятельности по эффективному размещению капитала (уровень на единицу продукции, фонд оплаты труда, структура распределения прибыли);

· Контрольная — контроль рублем за использованием финансовых ресурсов от платежей за поставку сырья, услуг до поступления выручки от реализации.

2. Функции субъекта управления:

· Прогнозирование финансовой ситуации;

· Планирование финансовой деятельности;

· Регулирование денежного оборота;

· Учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· Анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала;

· Контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.

Структура органов управления финансами зависит от ее размера, вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятельность и др.), а в ряде случаев и от организационно-правовой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются экономические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы.

Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами.

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

Функции управления финансами:

· Воспроизводственная — заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала. Кругооборот совершается непрерывно во времени, обслуживая воспроизводство. Он начинается с авансирования денежных средств в средства производства за счет фондов денежных средств предприятия.

Денежные средства, затраченные на производство товаров, возвращается в виде выручки от реализации. То есть авансирование всегда сопровождается возмещением в денежной форме.

Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение в оборот происходит по частям, но за счет той же выручки от реализации.

Воспроизводственная функция финансового менеджмента проявляется через прибыльность и ликвидность. Решающую роль здесь играет эффективное управление собственностью и привлеченным капиталом.

· Распределительная — тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала. Распределение начинается с формирования фонда возмещения потребленных средств производства и начисления амортизации. Накопленная амортизация должна использоваться только на воспроизводство основных фондов, иначе нарушается весь воспроизводственный процесс на предприятии.

Наибольший интерес для финансового менеджера представляет фонд накопления, который образуется за счет прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Результат распределительной функции — создание фондов денежных средств для финансирования принятых программ, оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства.

· Контрольная — осуществляется двумя способами:

1. Контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов — финансовый менеджмент опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного и стимулирующего характера;

2. Контроль за реализацией стратегии финансирования — реализуется функция стратегического управления, где особое внимания уделяется предвидению изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Это позволяет направлять финансовые ресурсы в сфере, которые могут принести наибольшую выгоду.

Для реализации контрольной функции создается система департаментализации:

· Функциональная — предполагает четкое6 разграничение обязанностей, областей деятельности, задач (отдел производства, отдел маркетинга, отдел финансов). Отделы могут дробиться и иметь более узкую специализацию;

· Дивизиональная (деление, разделение) — система управления делится по видам товаров, услуг, группам потребителей, регионам деятельности.

Вопрос №20. Органы управления финансами, их функции

Финансовая дисциплина — четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок формирования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ и местного самоуправления.

Соблюдение финансовой дисциплины обеспечивается органами управления финансами, которые являются органами финансового контроля.

Структура органов управления финансами.

1. Министерство финансов РФ, в себя включает:

§ Федеральную налоговую службу;

§ Федеральную службу финансово-бюджетного надзора;

§ Федеральную службу страхового надзора;

§ Федеральную службу по финансовому мониторингу;

2. Федеральная служба по финансовым рынкам.

3. Федеральная таможенная служба.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведение лотерей, пари, производства полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученным путем, и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ осуществляет полномочия:

1. Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2. Принимает нормативные правовые акты:

· Порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ;

· Формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

· Форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

· Порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством экономического развития и торговля РФ;

· Порядок ведения государственной долговой книги РФ и передачи Министерству финансов РФ информации из государственной долговой книги субъекта РФ и муниципальной долговой книги;

· Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, и иных долговых обязательств;

· Отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг; Условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

· Порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

· Порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и реализуемые из него;

· Акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

· Формы и сроки представления отчетности о лотереях;

· Требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков.

· Составление проекта федерального бюджета;

· Утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

· Представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· Управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

· Ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

· Выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

· Государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

· Обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

· В установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

· Согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством РФ — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за:

- Соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

- Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- Производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

- Соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

· проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

· производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

· организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

· осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

· анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов:

· Управления Службы по субъектам РФ;

· Межрегиональные инспекции Службы;

· Инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления;

· Инспекции Службы межрайонного уровня.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации;

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» основными функциями Росфиннадзора являются:

- проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

- проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

- осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

- организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

- осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которые допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций в уставных (складочных) капиталах, которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности;

- организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Росфиннадзор осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль и надзор за:

1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

2. за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

3. за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

4. за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба страхового надзора это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляет надзор и контроль страховой деятельности субъектов страхового дела (страховых компаний, страховых брокеров. ).

Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

· принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

· выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

· ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

· осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

· осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

· выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

· получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

· обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора. Федеральная служба по финансовому мониторингу — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет полномочия:

1. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2. осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

3. осуществляет проверку полученной информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;

4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что сделка с денежными средствами или иным имуществом связана с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Или финансированием терроризма;

5. осуществляет контроль за сделками с денежными средствами или иным имуществом;

6. получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы;

7. ведет учет организаций, осуществляющих сделки с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

8. формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;

9. издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

10. разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ с сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

11. взаимодействует с Центральным банком РФ по вопросам установленной сфере деятельности;

12. взаимодействует в соответствии с международными договорами РФ с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен.

Федеральное казначейство — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

- получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

- осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

- осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Федеральная служба по финансовым рынкам — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микро-финансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

· осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

· осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

· контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

Федеральная таможенная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

- ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.);

- выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела;

- определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля;

- классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

- правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела;

- некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Задача №2. Сумма в размере 6 000 рублей дана в долг на 6 месяцев по схеме простого процента под 18% годовых. Определить проценты и сумму, подлежащую возврату

FV = PV (1 + М / 12 * i) = 6’000 (1 + 6/12 * 0’18) = 6000 (1+ 0’5 * 0’18) = =6000 * 1.09 = 6’540 руб.

FV = PV * kн = 6’000 * 1,09 = 6’540 руб.

Сумма начисленных процентов:

I = PV * М / 12 * i = 6’000 * 6/12 * 0’18 = 6000 * 0’5 * 0’18 = 540 руб.

I = FV — PV = 6’540 — 6’000 = 540 руб.

Таким образом, через полгода необходимо вернуть общую сумму в размере 6’540 рублей, из которой 6’000 рублей составляет долг, а проценты — 540 рублей.

Задача №4. Сумма в размере 1 000 долларов дана в долг на 4 года по ставке процента равной 10% годовых. Определить проценты и сумму, подлежащую возврату

FV = PV * (1 + i) n = 1’000 * (1 + 0’1) 4 = 1’464,1долларов

FV = PV * kн = 1’000 * 1,4641 = 1’464,1 долларов,

Сумма начисленных процентов

I = FV — PV = 1’464,1 — 1’000 = 464,1 долларов.

Таким образом, через четыре года необходимо вернуть общую сумму в размере 1’464,1 долларов, из которой 1’000 долларов составляет долг, а 464,1 долларов — «цена долга».

финансовый централизованный денежный вексель

Задача №12. Вексель на сумму 20 тыс. руб. со сроком погашения 10.06, а также вексель на сумму 40 тыс. руб. со сроком погашения 01.08 заменяются одним с продлением срока до 01.10. При объединении векселей применяется учетная ставка 15%. Определить сумму консолидированного векселя

Для использования формулы консолидированного платежа необходимо определить срок пролонгации векселей:

t1 = 21 (июнь) + 31 (июль) + 31 (август) + 30 (сентябрь) + 1 (октябрь) — 1 = 113 дней,

t2 = 31 (август) + 30 (сентябрь) + 1(октябрь) — 1 = 61 день.

Тогда, сумма консолидированного векселя:

= 20’000 * (1 — 113 / 360 * 0,15) -1 + 40’000 * (1 — 61 / 360 * 0,15) -1 = 62’020 руб.

Таким образом, сумма консолидированного векселя с датой погашения 01.10 составит 62’020 руб.

Задача №18. Определить реальную ставку при размещении средств на год под 15% годовых, если уровень инфляции за год составляет 14%

Определяем реальную ставку:

i = (0,15 — 0,14) / (1 + 0,14) = 0,009

Таким образом, реальная ставка 0,9% годовых.

Список использованных источников

1. Рудская Е.Н. Герасименко В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. — Ростов н/Д. Изд.центр ДГТУ. — 2009

2. Деева А.И. Финансы и кредит. — М. КноРус.- 2009

3. 6.http:/ www. budgetrf. ru — Мониторинг экономических показателей;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ финансовой системы России как совокупности сфер и звеньев (институтов) финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств.

контрольная работа [70,6 K], добавлен 23.09.2008

Теоретические основы формирования системы управления финансами. Финансовые отношения: их сущность, состав и значение. Современное состояние системы управления финансами. Деятельность законодательных и исполнительных органов власти в управлении финансами.

реферат [28,1 K], добавлен 21.01.2009

Понятие финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Состав и структура финансовой системы Российской Федерации. Основные цели бюджетной политики в 2011-2013 гг.

презентация [506,8 K], добавлен 15.04.2013

Финансовые отношения. Материальная основа финансовых отношений. Финансы предприятий как основа финансовой системы. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны. Понятие фондов денежных средств. Виды денежных фондов.

курсовая работа [28,5 K], добавлен 17.04.2007

Задачи, методы и сущность управления финансами. Объекты и субъекты управления. Система финансовых органов. Методы государственного регулирования финансов. Государственная финансовая политика РФ. Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 04.02.2009

Понятие, источники и рост финансовых ресурсов, их отличие от финансовых фондов. Функции финансовых ресурсов как проявление их сущности, распределение и источники финансирования. Изучение механизма управления финансами на предприятии на примере КГКП «КДП».

курсовая работа [54,6 K], добавлен 28.09.2010

Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, источники их формирования. Проблемы формирования финансовых ресурсов в ООО «Фрумтрейд». Анализ состава и структуры капитала и основных фондов. Совершенствование управления финансовыми ресурсами.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 24.02.2012

Сущность управления финансами организации, задачи финансовых служб. Диагностика деятельности ООО «Транзит»: общая характеристика; анализ финансовых показателей, определение коэффициентов ликвидности, устойчивости, рентабельности, оценка их динамики.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 28.03.2012

Понятие финансовой системы как «совокупности различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства». Состав сфер и звеньев финансовой системы.

статья [255,5 K], добавлен 24.01.2011

Специфика финансовых отношений. Внедрение и освоение прогрессивных технологий на предприятии. Концентрация капитала с помощью создания финансовой группы. Практика функционирования финансовых институтов. Особенности стимулирования инвестиционного процесса.

реферат [396,1 K], добавлен 21.04.2009

2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов — соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д. а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Финансы и их функции

Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание права собственности физических лиц на товары, услуги, землю, природные ресурсы и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост доходов населения и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы— это движение денежных доходов. Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы — это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Сферы финансовых отношений

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Сферы финансовых отношений

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Сферы финансовых отношений

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д’ ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными. Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в банки и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести акции и облигации промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами. которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами. К ним относятся: акции. облигации. векселя. депозитные сертификаты. долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: «нельзя класть все яйца в одну корзину».

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Сферы финансовых отношений

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Сферы финансовых отношений

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

И финансы, и кредит − результат развития денежных отношений и их часть. Но финансовые отношения — это более широкое понятие, чем кредитные, которые представляют собой структурную составляющую финансовых отношений. Взаимосвязь и взаимопроникновение финансовых и кредитных отношений проявляются в том, что кредитные организации могут получать прибыль и перераспределять ее, на счетах центрального банка хранятся и с них распределяются доходы госбюджета. Однако в отличие от финансовых, кредитные отношения обусловлены возвратностью, срочностью и платностью. Финансовые же отношения носят лишь целевой характер, что, кстати, характерно и для кредитных отношений.

Финансы и их функции

Финансы — это общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов — формирование, распределение и использование денежных доходов.

Финансовые отношения возникают в определенных социально-экономических условиях, формирующихся в результате развития цивилизации.

Условием появления финансов являются:

  • развитие обмена продуктами труда и появление денег;
  • возникновение и упрочение государственных начал в жизни общества;
  • появление частной собственности на продукты труда;
  • развитие института обычаев и права.

Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.

Распределительная функция

Важнейшая из них — распределительная. Именно она в наибольшей степени раскрывает суть финансов.

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы. С одной стороны, финансы формируются за счет доходов. С другой стороны, расходы бюджетов и внебюджетных фондов формируют вторичные доходы. Тем самым обеспечивается распределение и перераспределение валового национального продукта через финансовую систему .

Содержание этого процесса составляет движение доходов. Именно они сначала распределяются, а впоследствии — перераспределяют. Поэтому выделяют первичное и вторичное распределение.

Обычно выделяют три стадии движения доходов. отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная плата), заработную плату работника и прибыль собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников факторов производства. Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на социальное страхование. оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из бюджетов различных уровней власти и внебюджетных фондов выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения. Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через бюджетную систему представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников факторов производства (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего воспроизводственного процесса и оказывают на него сильнейшее влияние.

Сферы финансовых отношений

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система финансового контроля. Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об исполнении бюджетов .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. Кредит — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *