Структура рсчс схема

Структура и органы управления РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС (схема 1).

Схема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Структура рсчс схема
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональ­ных подсистем и имеет пять уровней:

  1. федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
  2. региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
  3. территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
  4. местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
  5. объектовый, охватывающий территорию объекта.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Рос­сийской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административ­но-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными орга­нами исполнительной власти для организации работы по защите населе­ния и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отрас­лей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного уп­равления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; систе­мы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура коор­динирующих органов управления РСЧС представлена на схеме 2.

Структура рсчс схема

Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

  1. контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС;
  2. наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенци­ально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
  3. обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
  4. разработка нормативных правовых актов в обласги защиты населения и террито­рий от ЧС;
  5. разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических про­грамм, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
  6. создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникнове­ния ЧС;
  7. взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объе­динениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
  8. руководство работами по ликвидации ЧС;
  9. планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
  10. сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
  11. руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.

Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные предста­вители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях — оперативно моби­лизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликви­дировать ЧС.
Задачи объектовых КЧС:

  1. руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчи­вости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
  2. организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержа­нию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
  3. обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
  4. руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  5. организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала

организаций и объектов к действиям в ЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 3.
Схема 3. Структура постоянно действующих органов управления РСЧС
Структура рсчс схема
Размещение органов повседневного управления РСЧС (схема 4) осу­ществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими сред­ствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Схема 4. Состав органов повседневного управления РСЧС

Структура рсчс схема

Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или воз­никшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пре­делах конкретной территории устанавливается один из режимов функ­ционирования РСЧС:

  1. режим повседневной деятельности — при обычной производственно-промышлен­ной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологичес­кой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпи-фитотий;
  2. режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, получе­нии прогноза о возможности возникновения ЧС;
  3. режим ЧС — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Силы и средства ликвидации ЧС
Важнейшая составная часть РСЧС — ее силы и средства (схема 5).
Схема 5 Состав сил и средств РСЧС

Силы и средства РСЧС

Лекция № 2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом от 21, 12. 94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
^

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
  • создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

^

Принципы построения и функционирования РСЧС:

  • защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
  • к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
  • реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
  • согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
  • соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.

Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
  • заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
  • совершенствование систем оповещения населения;
  • планирование мероприятий ГО;
  • обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени, Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации,

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (см. рисунки).

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

^ Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др. ). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

^ Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС :

  • служба медицины катастроф (Росздрав);
  • служба охраны общественного порядка (МВД России);
  • противопожарная служба (МВД России);
  • служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
  • государственная спасательная служба (МЧС России);
  • служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Росздрав);
  • служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
  • служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
  • противопаводковая служба (Минприроды России);
  • служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
  • служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
  • транспортная служба (Минтранс России);
  • служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
  • служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

  • постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее — органы управления по делам ГОЧС);
  • органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — МЧС России;
  • на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

  • оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
  • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

  • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на территориальном уровне — КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне — КЧС органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне (в организациях) — объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее — региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

Структура рсчс схема
Главная | О нас | Обратная связь

Структура и органы управления РСЧС

Цели и задачи РСЧС

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьёзные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций [4].

С учётом этого Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днём создания Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента РФ они был объявлен Днём спасателя.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС [7].

Цель создания системы – объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

· разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям при ЧС;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций [4].

Структура и органы управления РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

· федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

· региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов РФ;

· территориальный, охватывающий территорию субъекта РФ;

· местный, охватывающий территорию района (города, населённого пункта);

· объектовый, охватывающий территорию объекта.

Территориальный подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий [2].

Функциональный подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается более трёх десятков.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура координирующих органов РСЧС представлена на схеме 1.

Схема 1.Структура координирующих органов управления РСЧС

Структура рсчс схема \

В состав межведомственных комиссий (МВК) включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [2].

Основные задачи МВК:

· формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

· координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесённым к её компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство РФ;

· подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территорий страны от ЧС;

· проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

· определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;

· разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населдения и территорий страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ [5];

· координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально-экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС);

· определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в её состав, органами исполнительной власти субъектов РФ [9].

Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

· контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надёжности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

· наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

· разработка нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

· разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС;

· взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;

· руководство работами по ликвидации ЧС;

· планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;

· сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;

· руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.

Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовывать ресурсы территорий и эффективно ликвидировать ЧС.

Задачи объектовых КЧС:

· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

· организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

· руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС [2].

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 2.

Схема 2.Структура постоянно действующих органов управления РСЧС

Структура рсчс схема

Размещение органов повседневного управления РСЧС (схема 3) осуществляется на пунктах управления, оснащённых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Схема 3. Состав органов повседневного управления РСЧС

Органы повседневного управления РСЧС

Пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных и территориальных органов исполнительной власти и организаций

Силы и средства РСЧС

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России [18].

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям [23].

Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму [9].

Вопрос 2. 2. Структура рсчс рф.

Организационная структура РСЧС РФ. Основные направления деятельности Гражданской обороны по подготовке к защите населения и территорий.

В соответствии с требованиями указов президента и постановлений правительства, а также концепции системы защиты населения и территории в Ч.С. осуществлена и постоянно совершенствуется организационная структура РСЧС РФ (см. схемы 2,3,4).

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней (подробнее см. табл. 2):

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ, состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите от ЧС в среде их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне – Межведомственная комиссия; на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, на остальных уровнях – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

2.3. Силы рсчс и их характеристика.

Организационная структура РСЧС РФ

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

а) Федеральный уровень

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

б) Региональный уровень

Структура рсчс схема

Соединения подразделений ГО

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

в) Территориальный уровень

Структура рсчс схема

КЧС по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ

Управление по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ

Структура рсчс схемаСтруктура рсчс схема

Структура рсчс схема

г) Местный уровень

Структура рсчс схема

КЧС города (района) по ГО, ЧС и ликвидации СБ

Управление по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ

Структура рсчс схемаСтруктура рсчс схема

Структура рсчс схема

д) Объектовый уровень

Структура рсчс схема

Отдел по делам ГО, ЧС и ликвидации СБ

Структура рсчс схемаСтруктура рсчс схема

Структура рсчс схема

Структура рсчс схема

Структура подсистемы местного и объектового уровня.

Структура рсчс схема

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующего органа исполнительной власти в пределах конкретной территории могут устанавливаться режимы:

режим повседневной деятельности;

режим повышенной готовности;

Для ликвидации ЧС создаются: резервный фонд правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов; ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов за счёт федерального органа исполнительной власти; резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ; местный резерв за счёт средств местного бюджета; объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов – за счёт собственных средств организации.

Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счёт соответствующего бюджета и средств организаций.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

3.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях

3.4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Территориальная подсистема РСЧС

Одна из основных проблем государства и общества — создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории, как в мирное время, так и в военное время. История создания РСЧС приведена на рис.3.4.1.

Рис. 3.4.1. Этапы создания МЧС

Положение о РСЧС, утверждённое Постановлением Правительства РФ №261 от 18.04.92г. устанавливает, что эта система предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий; обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Структура РСЧС приведена на рис. 3.4.2, основные задачи — на рис. 3.4.3.

Рис. 3.4.2. Структура РСЧС

Рис. 3.4.3. Задачи РСЧС

Основу сил и средств РСЧС на всех условиях составляют:
— силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
— силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
— силы и средства органов местного самоуправления;
— силы и средства организаций ( рис. 3.4.4.)

Рис.3.4.4. Силы и средства РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.
Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:
— на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
— на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);
— на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);
— на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), -комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
— на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):
— на федеральном уровне — МЧС России; на региональном — региональные центры;
— на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
— на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
— на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:
— пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУГОЧС) всех уровней;
— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций (рис.3.4.5.-3.4.6).

Рис.3.4.5. Территориальная подсистема РСЧС

Рис. 3.4.6.Функциональная подсистема РСЧС

3.4.2. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объекте

Функционирование РСЧС осуществляется по трём режимам. Каждому режиму характерен перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС. Основные мероприятия по режимам функционирования приведены в таблице 3.4.1.

Режимы функционирования РСЧС

время, необходимое для организации эвакомероприятий (определяется по плану графику эвакомероприятий).

Например, время подхода облака (хлор) заражённого воздуха к объекту 30 мин. время подготовки к проведению эвакомероприятий 40 мин.; Т = 30 мин. — 40 мин. = -10 мин. т.е. времени на вывод людей за пределы объекта нет. Способ защиты: перевод людей на верхние этажи, герметизация помещений.

Расчет рабочих и служащих на проведение эвакомероприятий производится исходя из наибольшей работающей смены мирного времени.

3.4.5. Защитные сооружения

Защитные сооружения относятся к средствам коллективной защиты. Они подразделяются на несколько видов (табл. 3.4.2. рис 3.4.11).

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

Герметичные укрытия; обеспечивают защиту от всех поражающих факторов (высоких температур, огня, радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, обвалов обломков разрушенных зданий).

Негерметичные укрытия, построенные заблаговременно или приспособленные (погреба, подполья, овощехранилища). Обеспечивают защиту от радиоактивных излучений с коэффициентом ослабления радиации до 300 раз.

Открытые или перекрытые щели. Обеспечивают защиту от радиоактивного излучения с коэффициентом ослабления до 20 раз (после дезактивации — до 40-50 раз соответственно).

Рис. 3.4.11. Класификация защитных сооружений

Требования к убежищам приведены на рис. 3.4.12.

Рис. 3.4.12. Основные требования к убежищам

3.4.6. Средства индивидуальной и медицинской защиты

Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты одного работающего. Они подразделяются на несколько видов (см. рис.3.4.13.).

Рис. 3. 4.13. Средства индивидуальной защиты

При недостатке кислорода, при работе на небольшой глубине (до 7 метров) и при высоких концентрациях АХОВ применяют изолирующие средства (см. рис. 3.4.14)

Рис. 3.4.14. Классификация СИЗОД

Средства защиты кожи — это специальная и приспособленная одежда (см. рис. 3.4.15).

Рис. 3.4.15. Средства защиты кожи

Медицинские средства используются для оказания самопомощи, первой медпомощи и доврачебной помощи пострадавшим (см. рис. 3.4.16).

Рис. 3.4.16. Медицинские средства

Радиопротекторы — химические вещества, снижающие действие ионизирующих излучений на человека, повышающие защитные свойства организма (при переоблучении — снижающие тяжесть лучевой болезни). К ним относятся цистеин, цистомин, цистофос. При приеме до облучения эффективность облучения будет снижена в 1,5 раза.

Комплексоны — аминополикарбоновые кислоты и их производные.

Адсорбенты — искусственные и природные тела с развитой поверхностью, которая хорошо поглощает (адсорбирует) вещества из газов, растворов (силикогели, алюмогели, активные угли). Широкое применение нашли кристаллические алюмосиликаты — цеолиты.

Индивидуальный противохимический пакет используется для удаления ОВ с поверхности кожи и средств защиты. Он имеет несколько исполнений (см. табл. 3.4.3).

Индивидуальные противохимические пакеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *