Структура волевого акта

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы.

Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза — принятие решения.

Четвертая фаза — исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Волевой акт и структура волевого акта

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;
3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;
4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения — это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим действием (социальный мотив — отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к «идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву.

Волевая сфера. Понятие, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества.

Воля – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности.

Воля выполняет следующие функции:

Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

Регулирующая функция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Структура волевого акта.

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза – возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза – принятие решения.

Четвертая фаза – исполнение решения.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Структура волевого действия:

мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы);

исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим);

оценочно-результативное звено (результаты действий).

Волевые качества личности.

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли — степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли — постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли — количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

моралъно-волевыекачества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

эмоцuонально — волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);

собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) — качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) — умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество — сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.

Негативизм немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Структура волевого акта
Главная | О нас | Обратная связь

Структура волевого акта

Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена – постановку цели и исполнение.

В сложном волевом действии обозначены четыре звена:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

1. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося во влечении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, влечение переходит в желание. Зарождение желания означает, поэтому, возникновение или постановку цели. Желание, однако, еще не включает в себя мысли о средствах и хотя бы мысленном овладении ими.

Желание переходит в подлинно волевой акт (хотение) когда к значению цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами.

2. Иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие:

— появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах;

— появляется несколько конкурирующих целей; возникает мысль о возможных нежелательных последствиях. Отсюда возникает задержка между побуждением и действием. Вклинивается размышление и борьба мотивов. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов.

3. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Принять решение – значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Принимаемое решение обычно оформляется в короткой фразе: «Буду делать так».

4. За решением должно последовать исполнение. Исполнение решения требует изменения действительности. И в этой борьбе с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления, заключается основное.

Волевой акт совершается при большом или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие возникает в связи с затруднениями.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.

10.1. Понятие, сферы проявления и свойства темперамента.

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов; остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Свойства темперамента есть природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит:

— скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например: скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

— психический темп и ритм;

— интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

— направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например: направленность человека к контактам с новыми людьми или обращенность человека к самому себе).

Выделяют три сферы проявления темперамента:

1.Общую активность (интенсивность и объем взаимодействия с окружающим миром);

2.Особенности моторной сферы (темп, быстрота и общее количество движений);

3.Свойства эмоциональности (впечатлительность, чувствительность).

Указанные сферы проявлений темперамента могут стать основой визуальной диагностики темперамента.

Относительно свойств темперамента существует несколько точек зрения. Рассмотрим их в историко-генетическом плане. Б. М. Теплов предложил трехфакторную модель темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1) эмоциональная возбудимость; 2)выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. Исходя из представлений Б.М.Теплова, В.Д.Небылицин различал два главных компонента в структуре темперамента: общую активность и эмоциональность. Общая активность обуславливает «внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» (Небылицын, 1976, с.251). Под эмоциональностью В.Д.Небылицын понимал целый комплекс качеств, «описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний» (Небылицын, 1976, с. 251). Он выделял три аспекта эмоциональности: впечатлительность, импульсивность, эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам или ситуациям. Импульсивность обозначает быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения. Эмоциональная лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

Наиболее известной и приводимой в учебниках по общей психологии является классификация свойств темперамента В.С.Мерлина. По его мнению, структура темперамента представлена следующими свойствами:

1) сензитивность — возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

2) реактивность — степень непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово);

3) активность — степень активности воздействия человека на внешний мир и преодоления препятствий на пути достижения целей;

4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний случайных событий или от целей, убеждений);

5) темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций;

6) пластичность-ригидность — легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения, привычек;

7) экстраверсия-интроверсия — зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интроверсия);

8) эмоциональная возбудимость определяется тем, насколько слабое воздействий необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает (Мерлин В.С.,1986).

Подход В.М.Русалова к выделению свойств темперамента опирается на достижения современного функционально-системного подхода в нейро- психофизиологии. а также представление о том, что в поведении можно выделить взаимодействие человека с предметным миром и взаимодействие с социальным миром. Предложенная В.М. Русаловым восьмимерная структура темперамента включает следующие свойства: предметная эргичность, социальная эргичность, предметная пластичность, социальная пластичность, предметный темп, социальный темп, предметная эмоциональность, социальная эмоциональность (В.М. Русалов, 1989, 1990).

Понятие о воле, структура волевого акта

Воля– регулятивный психический процесс сознательной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и психических процессов.

1) сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую;

2) выбор значимых мотивов и целей;

3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация психических и физических возможностей человека в ситуации преодоления препятствий.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на непроизвольные, произвольные и волевые.

Непроизвольные. импульсивные действия не осознаются и не обдумываются. Этим действиям не предшествует разработка плана. Они совершаются автоматически, по прямому побуждению, т. е. нет намерения, нет сознательной цели (цель напрямую возникает из мотива).

Произвольные действия являются целенаправленными, т. е. человек до начала выполнения действия представляет результат, обдумывает программу осуществления этого действия. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Волевые действия представляют собой сознательные целенаправленные действия человека по преодолению внешних и/или внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Волевое действие всегда является инициативным, а цель и задачи произвольных действий могут задаваться извне (и лишь приниматься или не приниматься человеком).

Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Структура волевого акта:

1. Возникновение разнонаправленных мотивов. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Причём один из мотивов имеет, как правило, положительную эмоциональную окраску, а другой – отрицательную.

2. Анализ и борьба мотивов. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.Взвешиваются «плюсы» и «минусы» ситуации, анализируются возможные способы достижения цели, предвосхищаются препятствия, эмоционально окрашиваются последствия выбора каждого из мотивов, обосновывается значимость мотивов.

3. Принятие решения. Для волевого процесса специфична особая ситуация принятия решения – когда каждый из мотивов сохраняет свою актуальность. Решение принимается не потому, что нет других возможностей. Человек ощущает себя источником возможных поступков – тогда выделяется в отдельный осознанный акт и сопряжено с повышенным чувством собственной ответственности. Сущность принятия решения – в сознательном изменении побудительной силы своих мотивов.

4. Исполнение решения. Планирование конкретных этапов реализации решения, необходимых ресурсов. Характерно состояние готовности, которое при отсрочке превращается в намерение. Намерение – кризисный момент осуществления решения (откладывание нового решения может приводить к пробуждению отверженного мотива), поэтому сущностью волевого акта является практическое осуществление выбранного мотива.

При этом спланированное действие не осуществляется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *