Театрализованное представление

Виды театрализованных представлений

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, обусловлено уже созданной литературой и потому является результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Тематический вечер как вид театрализованного представления.Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление.

Массовый праздник как вид театрализованного представления.

Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово — зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа. В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п.

Театрализованное представление имеет множество форм проявления. Их описание и классификация в принципе возможны, но всегда будут неполными, так как в известную форму постоянно вносит­ся что-то новое, что создает множество разновидностей жанра.

Практическое задание№1. Разработайте постановочный план подготовки театрализованного представления для детей младшего школьного возраста.

1. При выполнении практического задания уточните сущность понятия «постановочный план»

2.Назовите основную цель и задачи составления постановочного плана.

3. Определите тему, цель и задачи театрализованного представления.

3. Приведите примеры собственного опыта организации театрализованных представлений.

10. Охарактеризуйте методические основы работы над театрализованным представлением-сказкой, основные выразительные средства в работе над режиссурой театрализованных представлений для детей.

Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный сценарий. Сценарий – это литературная основа всего будущего действия представления. В сценарии указывается, какие действующие лица в представлении, как оформлена сценическая площадка, где происходит представление, где и как включается музыка, а запись диалогов и всего текста представления осуществляется, как в пьесе. Специфической особенностью сценария театрализованного представления является заявленный в сюжете конфликт, проявляющийся в поступках, действиях героев. Без конфликта нет и действия в истинном понимании слова, нет динамики. Бесконфликтность в театрализованном представлении сразу заметна и перечеркивает все старания руководителя и игру исполнителей, даже если собран интересный материал.

Без определения главного конфликта невозможно грамотно выстроить развитие всего действия, его нарастающую силу. А после того, как конфликт определен, можно распределять имеющийся у сценариста материал в соответствии и с замыслом, и с сюжетом, и с учетом требований законов композиции драматического произведения.

В сюжетную основу сценария театрализованного представления включается не только художественный материал: стихи, песни, танцы, тексты, но и фактический материал из жизни конкретной школы, детского коллектива, что делает само представление более интересным для данной аудитории.

Сюжетной основой для детского театрализованного представления порой становится знакомый сюжет сказки, детской книги, фильма, мультфильма. Узнаваемая основа, в которую включается свой, интересный для ребят материал, встречает живой отклик у детей и взрослых.

Замысел сценария у каждого сценариста рождается по-разному, но с чего бы работа его не началась, он определяет следующие компоненты своего замысла:

Тема – круг явлений действительности, которые автор исследует;

Идея – главная авторская мысль, его убеждение (свое убеждение сценарист подкрепляет самим подобранным и выстроенным материалом);

Сверхзадача – конечная цель.

Обработка текста. После того, как определены главные действующие лица, определен характер каждого героя, намечены их поступки в соответствии с единым событийным рядом, драматургической логикой данного литературного материала, начинается работа над диалогами и монологами героев. Конечно же, наиболее яркие фразы, выигрышные тексты важно сохранить и вложить их в уста героев. Какие-то тексты становятся излишне описательными, или они, как бы иллюстрируют действия героев и их лучше сократить. Все максимально следует перевести в действия, в поступки. Реплики героев должны быть четкими, не расплывчатыми, действенными, лаконичными. Диалоги героев произведения нужно переносить на сцену с учетом их сценических образов, их отношений, поступков и действий.

При работе над сценарием для детей всегда приходится помнить о зрелищной его стороне, его занимательности, динамичности. Детская аудитория в особенности не терпит монотонной подачи материала со сцены. Сценаристу приходится быть изобретательным и максимально разнообразить и приемы, и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей.

Очень важным в этой связи становится этап проверки представления на первом зрителе. Этот этап дает порой самые неожиданные результаты, поскольку руководитель и его творческая группа в процессе подготовительной работы и обсуждений может утратить свежесть и остроту восприятия того или иного эпизода, момента или фрагмента. Зритель же своей реакцией помогает расставить новые акценты в работе. Конечно же, учитывая специфику самой формы театрализованного представления, важно помнить и о введении в сценарий приемов активизации зрителей. Удачно найденные приемы такого рода помогут добиться гораздо большего успеха при показе театрализованного представления.

В практике работы учреждений дополнительного образования при организации театрализованных представлений самым эффективным методом является метод театрализации.

Многообразие видов театрализованных и праздничных действ: сущность понятия «театрализованное представление», «праздник», «зрелище», «шоу-программа».

Наиболее полное представление о разнообразии массового праздника дает богатство форм его художественного воплощения и организации в наши дни. Это богатство и разнообразие форм определяется в первую очередь, богатством и разнообразием содержания, палитры выразительных средств, площадок праздничного действия.

Массовое праздничное шествие (было распространено еще в древние века);

Шествие предоставляет возможность каждому человеку выразить свое личное отношение к торжественным событиям, продемонстрировать свою активность.

Театрализованные карнавальные шествия и кавалькады в праздничные дни;

Театрализованное массовое представление (на закрытой и открытой сценической площадке);

Театрализованный тематический вечер (документально-художественное представление в закрытом помещении);

Массовые представления на открытом воздухе (парк, стадион);

Итак, массовые шествия, театрализованные митинги, массовые представления и театрализованный концерт являются ведущими формами современного массового праздника. Значение массового праздника как средство общения людей чрезвычайно велико.

Празднику соответствуют самые разнообразные уличные, стадионные, водные, парковые массовые действия:карнавалы, шествия, митинги, манифестации, фестивали.

Праздник – это сумма одновременно происходящих мероприятий. Это особое многостороннее общественное явление, которое отражает жизнь каждого человека и общества в целом.

Возникнув на основе трудовой деятельности, праздники художественно осмысливают жизнь человека. Праздник сосредоточен на обширной территории и предусматривает не одну, а несколько площадок и не имеет границ (весь поселок, весь город).

1. Государственные (1 января, 23 февраля, 8 марта, 12 июня);

2. Праздники, созданные в честь героических и исторических событий (2 февраля, 9 мая);

3. Трудовые праздники профессий (день медика, день учителя);

4. Трудовые праздники села (уборка урожая, день первой борозды);

5. Праздники времен года, народные календарные обряды и праздники (масленица, Иван Купала);

6. Бытовые праздники и обряды (свадьба, проводы в армию, день рождения).

1. Психолого-педагогическая, воспитательная;

2. Контактно-деятельная (в контакте с различными общественными организациями, школа, ДДТ…);

4. Рекреативная (восстановление сил и эмоций людей);

5. Гедонистическая (отдых с пользой для себя, удовольствие);

Праздничное осмысление и оформление труда являются генеральной линией развития массового праздника.

Торжество возникает и выливается в определенное, эмоционально окрашенное действие исходя из содержания праздника. Как разновидность праздничного действия торжество отличается именно этим всеобщим, публичным моментом единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально. Торжество предполагает настроение радости и веселья, которые вызываются слиянием общего и личного, единением каждого человека с торжествующим народом.

Зрелище – всегда есть часть праздника.

Зрелище является эстетическим феноменом широчайшего диапазона: спортивные состязания, игры, публичные ритуалы и церемонии, празднества и театрализованные представления, не говоря уже о театре, цирке, эстраде, кинематографе – все это зрелище. Сами зрелищные формы называются «синтетическими», поскольку в них синтезируются элементы всех видов искусств; действительность и коллективность выступают как два самых основных зрелищных признака. В любом зрелище присутствует эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя.

Театрализованные представления делятся на . спектакли, происходящие на определенной сценической площадке; стадионно-спортивные представления; театрализованные представления на открытом воздухе.

Массовый праздник . как правило, не предусматривает локальной сценической площадки, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку. В массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание зрителей на заданном объекте.

Массовый праздник может не иметь временных рамок, массовое зрелище всегда имеет лимит времени.

Массовый праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, тогда как зрелище разделяется на зрителей и актеров.

Представление на открытых сценах . и особенно на воде, — одна из наиболее привлекательных форм массовых, зрелищ. Иногда действие развертывается не только на сценической площадке, но и на лестницах, парковых каскадах вокруг фонтанов (представления в Санкт-Петербурге, в Петергофском дворце), ведущих от дворца к сценической площадке. Зрелищу под открытым небом очень помогает сама природа, которая «играет» лучше, чем декоративное оформление.

Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе можно условно разделить на две группы:

Орнаментально-декоративные зрелища (присущи яркие краски, сложные фигурные перестроения больших масс участников; фейерверк светоэффектов; чистота линий, синхронность движений, гармония цвета; все это пробуждает у зрителя светлое оптимистическое мироощущение).

Сюжетно-образные спектакли (суть – создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе; сюда относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов («Мамаев Курган» в Волгограде, «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге, «Самбекские высоты» в Таганроге)).

В таких представлениях кульминационной частью является обязательное ритуальное действо как носитель основной идеи самого зрелища.

Праздник может включать в себя зрелищные формы – от стадионного представления до ритуально – обрядового действия.

Шоу-программа особый жанр искусства современные тенденции в развитии шоу-программ. Шоу-программы в нашей стране и за рубежом. Основные технологические особенности шоу-программ. Основные специфические особенности шоу-программ и конкретные возможности исполнителя. Номер – как строительный материал шоу-программ.

Следовательно, сценарий театрализованного представления или празднества обязательно должен предусмотреть и способы выявления активности его зрителей и участников.

К методам активизации зрителей относятся прямые обращения к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление гражданских ритуалов, шествий и т. д.

4. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности драматургии театрализованных представлений, удачное освоение в сценарии местного, близкого людям публицистического и художественного материала создают возможность импровизации в подобного рода представлениях. Это в свою очередь будит инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения, как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой, участниками и исполнителями, вносит коррективы в ход самого представления.

Одной из форм импровизации является игровая форма, включение элементов игры в театрализованное представление.

Психологическая потребность в игре присуща людям всех возрастов. Участники массового действия без специальной подготовки включаются в игровую импровизацию, в те или иные церемониалы, отвечающие творческому замыслу сценариста.

Но использование игровой ситуации — дело очень тонкое, требующее от организаторов массового представления особого педагогического и художнического такта. В игровых эпизодах представления, особенно если оно рассчитано на участие взрослых, должна быть реальная основа — действие, уже происходившее когда-то или могущее произойти, близкое и интересное участникам театрализованного представления.

Что касается самих основ драматургии театрализованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания основ теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров

5. Театрализованное действо – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Театрализованное действо – всегда продукт повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.

Таким образом, театрализованное действо – это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном материале, созданном путем преобразования этой реальности. Театрализованное действо явл-ся одной из составляющих духовной и худ-ой культуры как этноса, так и общества. «Театрализация» — явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, худ-ое творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. «Действо» — развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.

Особенности таетр-го действа:

1. В основе его сценария лежит документальный материал (документальный объект внимания сценариста)

2. Таетр-ое действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в кот-ых действуют и развиваются реальные силы.

3. Тетр-ое действо полифункционально и решает след-ие задачи: дидактическую (назидательную), информац-ую (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистичес-

кую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театр-ое действо, как правило, одноразово и сущ-ет как бы в единственном экземпляре.

5. Театр-ое действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Если театр-ое представление – это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцен. площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителя, то праздник и обряд суть театр-ые действа, в кот-ых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего

Психолого-педагогические методы преподавания специальной дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

1. Цели и задачи: — Раскрыть термин «театрализация», из чего состоит профессия режиссера театрализованных представлений. — Ознакомить с определениями: театрализация. Рассмотреть ее место в театрализованных представлениях. — Попробовать на практике применить полученный материал. — С помощью практических упражнений раскрыть определение театрализации. — Раскрыть проблему актуальности театрализованных праздниках (концертах). Возможно всем известных программ. День города, день учителя и т.д. – на этих праздниках высказать все плюсы, и минусы такого жанра как театрализация. Литература: Конович А.А. «Театрализованные праздники и обряды в СССР», 1990, Тихомиров «Беседы о реж-ре театр-ых представлений» 1977, Шароев Н.Г. «Реж-ра массовых театралз. Представлений» 1980, Жарков А.Д. «Организация культурно-просветительской работы», 1989, 2. Изложение (+ задачи и цель): Дать определение понятиям: — метод, — режиссура театрализованных представлений (в сравнении с классической реж-ой), — театрализация, — научное понимание метода театрализации (педагогическое значение, воспитательное, способ худож-ой организации, эмоционально-художественная деятельность). Рассмотреть метод театрализации в: — концерте,- церемонии, — шествии, — конкурсной программе и .д. Более того, найти общее черты театрализации во всех видах и подвести итог. Предоставить видеоматериал какого-либо театрализованного представления и при просмотре особый акцент сделать на театрализацию. После этого – вопросы по изученной теме. 3. Заключительная часть. Подведение итогов по А.А. Коновичу – разработка театрализованного представления. Проговорить домашнее задание — посмотреть театрал-ое представ-ие и выявить какое значение выполнила в нем театрализация. Какие функции она в нем выполнила. Далее – ответ на возникшие вопросы у студентов. 4. Практическое занятие: придумать театрализацию (тему, образ) к: — детскому новогоднему утреннику, — 9 мая на площади, — спартакиаде на стадионе, дню книг в парке и т.д. Составить план-сценарий: — к празднику с реальным героем, — детскому празднику, — молодежному и .д. Задание на составление эпизодов сценария при помощи разных видов монтажа. 5. Вопросы для проверки: — определение режиссуры театрализ-ых представлений, — определение метода, — определение театрализации, — какое значение может иметь театрализация в представлении,- виды монтажа.

Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо — это осо¬бый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства.
Театрализованное действо — всегда дитя повседневности, жизнен¬ных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной |эмоционально-образной форме.
Таким образом, театрализованное действо — это органическое соче¬тание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, рели¬гиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном (ху¬дожественном) материале, созданном путем преобразования этой реаль¬ности.
Безусловно и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реаль¬ность приобретает присущий ей динамический и диалектический харак¬тер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.
1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит доку-
ментальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.
2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии
вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы
3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидатель-ную), информационную (позвательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную
4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует
как бы в единственном экземпляре.
5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.
Если театрализованное представление — это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцениче-ской площадке, не требующее
непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых при-сутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосред-ственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

9. Устные игры. Устные игры со словами

ДетиВопросы воспитания, развития, общения

Виды и особенности театрализованного представления

Театрализованное действие — творческая активность людей, выражающих свои жизненные рвения художественными, театральными средствами, направленная на стремление к жизненной, к духовной целям. Некий органический синтез действительности, связанной с бытом, отношениями в социуме, религиозными притязаниями, идеологической и политической позицией людей, и художественности, заложенной в эмоционально-образном (художественном) материале, сделанном методом преобразования данной действительности http://www.studfiles.ru/preview/4391763/.

Театрализация — организация в рамках мероприятия материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация). По законам драматургии на базе определенной событийности, рождающей психическую потребность коллективной общности в реализации, торжественной ситуации Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М„ 1990. — С. 45.

Благодаря собственной социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация, стало быть, выступает одновременно и как художественная интерпретация, и как особенная организация поведения и деяния массы людей.

Театрализовать материал — означает, в общем, то, выразить его содержание средствами театра, т.е. применять два закона театра:

1. Организация сценического деяния (визуальное раскрытие драматического конфликта). Развитие деяния происходит по сквозной линии.

2. Создание художественного образа спектакля, представления.

Режиссерская театрализация — это творческий метод приведения сценария к художественной как бы образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств http://www.studfiles.ru/preview/3192613/.

Непременно, и то, что театрализованное действо есть одно из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и социума.

Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, синтезированное с областью искусства, обращение к эмоционально-образной сфере людского восприятия, художественное творчество либо его элементы с внедрением выразительных средств искусства театра.

Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной действительности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря коему действительность, стало быть, приобретает присущий ей динамический и диалектический нрав, нужный для сотворения деяния в театрализованном представлении, празднике либо обряде.

Одна из главнейших черт режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника заключается в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, в художественном смысле. Режиссер театрализованного представления работает, в первоочередном порядке, с реальным коллективным героем и следовательно обязан обширно использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора театрализованных действ так же важна, как и художественно-творческая подготовка.

Особенности театрализованного действа.

Театрализованное представление, праздник и ритуал далеко не исчерпывают способности использования театрализованного действия в разных вариантах и с многообразными целями.

Если театрализованное действо — это, сначала зрелище, происходящее на той либо другой сценической площадке, не требующее конкретного роли в нем зрителей, то праздник и ритуал сущность театрализованные действия, в каких присутствующие сами участники происходящего.

Здесь исключение как раз составляет театрализованная конкурсно — игровая программа, в какой наконец-то смешиваются театрализованное представление и элементы конкретной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие. Театрализация также быть может использована не всегда, не во всех, а лишь особенных критериях, соотносящих то либо другое событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого действия, с его художественной интерпретацией Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. -. С. 45.

Приведенная двойственность функций театрализации сопряжена хоть с какими моментами в жизни людей, когда требуется, стало быть, осмыслить необыденное значение того либо другого действия, выразить и, в конце концов, закрепить свои чувства по отношению к нему. Надо сказать то, что в этих критериях в особенности сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Отсюда таковым образом, театрализация, в общем, то, предстает не как обыденный прием культурно — просветительной работы, который можно также применять на всех ее уровнях, как непростой творческий способ, имеющий глубочайшее социально — психологическое обоснование и более близко соприкасающийся с искусством.

Конечно же, из практики режиссуры очевидно, не достаточно лишь, созидать особенный предмет театрализации. Необходимо отметить, что нужно, в конце концов, уметь и организовывать его. Известно, что тут важным инструментом бывает образность, составляющая главную суть театрализации, позволяющая показать в действии тот либо другой факт, событие, эпизод. Естественно образность настоящая и синтезированная с ней художественная — это база театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности.

Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и не театрализованными формами массовой культурно — просветительной работы.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно — досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. — Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. — С. 87. Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты:

· масштабность выбранного события;

· масштабность отбора исторических и героических образов;

· отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;

· крупная пластика движений, монументальность жестов;

· крупный рисунок мизансцен;

· монументальность и образность декораций;

· ассоциативный «мост мысли» каждого эпизода со зрителем;

· принцип резких контрастов /в пластике, оформлении, музыке, свете;

· использование иносказательных средств выразительности символ, метафора, аллегория, синекдоха, литота;

· применение новейших средств техники и технических эффектов.

Итак, режиссура массовых представлений и праздников, базируясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке с помощью театрализации реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому ходу и обязательному включению зрителей в действие. В этом театре жизни масса — всегда герой, а не просто зритель. Театрализованное представление монет быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. Суммируя вышесказанное, можно подчеркнуть, что в театрализации, как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления — зритель, коллективный герой.

Виды театрализации Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. — М. Советская Россия, 1988 — С. 56.

1. Театрализация компилированного либо комбинированного типа — тематический отбор и внедрение готовых художественных образов и разных видов искусства и синтез между собой сценарно-режиссерским приемом либо ходом. Компилированный способ необходим в театрализованных концертах, представлениях и пр.

Основная задача сценариста в работе с сиим способом, как раз является определение, как принято, сценарно-смыслового основания всей программы в целом, эпизода либо блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, установка эпизода и блока, и всего сценария в целом.

И действительно, в использовании этого вида театрализации режиссеру принципиально также держать в голове основной закон художественной необходимости, которая просит оправданности возникновения номера, его жанрового соответствия теме.

2. Отметим, что театрализация необычного вида — создание режиссером новейших художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому плану. Здесь применяется для создания сценариев документального жанра, в базе которых заложена инсценировка документа. Несомненно, стоит упомянуть то, что документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет ценность для общества. Главные требования: злободневность и актуальность. В данном моменте речь идет о синтезе документального и художественного материалов не только лишь в тематическом отборе материала, да и в органичном слиянии по основному принципу чувственного развития мысли и создания сценарно-смыслового остова каждого эпизода и сценария в целом. Симбиоз, документального и художественного материалов заключен не только лишь в тематическом отборе материала, да и в органическом их слиянии по самому основному принципу — чувственного развития мысли.

3. Театрализация смешанного вида — внедрение первого и второго типа. В ней присутствуют: компиляция готового и создание новейшего. Очень хочется подчеркнуть то, что она выстроена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию при помощи сквозного сценарно-режиссерского хода и внесения в эту базу собственного авторского необычного видения и решения. Известно то, что театрализация содержит в себе компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание новых текстов и номеров. Понятно, что театрализация, смешенного типа предоставляет массу возможностей для развития образного мышления режиссера — организатора.

Все проведенные выше виды театрализации сначала применяются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых действ, которые также выступают или в качестве самостоятельной формы культпросвет работы, или в качестве составляющей части массового действа, агитационно-пропагандистской компании либо другой комплексной системы идейно воспитательной работы.

Театрализация в области культурно — просветительской деятельности, развивается по двум главным фронтам. Надо сказать то, что первое соединено с ее рекреативной функцией (это — балы, маскарады, карнавалы)

Второе соединено с перевоплощением жизни в художественную ценность методом сотворения на ее базе художественного образа.

Оформление, краски, фейерверки — это пока нельзя именовать театрализацией. Нужно также находить емкий образ — обобщение, чувственно раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. В театрализации как в особенном виде искусства на первый план выходит важный компонент — массового представления — зритель, коллективный герой.

Он желает такового массового деяния, которое принудило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и действия своей жизни, быть участником представления, включаться в него.

3. Язык театрализации Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. — М. Советская Россия, 1980. — С. 121.

Ведущими выразительными средствами,творящими особенный язык театрализации, выступают знак, аллегория и метафора, при помощи которых режиссер делает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Создавая общее представление, режиссер должен стремиться, в общем, то, провоцировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими знаками, более полно отражающими сущность театрализации.

Символ в переводе с греческого языка значит знак (признак, метка, клеймо, печать, пароль, цифра, черточка, сигнал, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, оттиск, рубец, ярлык, слеп, опечаток, шрам и т. д.).

Одноименный корень имеет греческий глагол, значащий: «сравниваю», «обдумываю», «заключаю», «уславливаюсь». Ясно, что этимология этих греческих слов показывает на совпадение двух планов действительности.

Изначально /в древности/ это слово означало условный вещественный опознавательный символ, понятный лишь определенной группе лиц. К примеру, символ рыбы был у первых христиан и служил типичным паролем в критериях преследования христиан язычниками. Анализируя появление знака в образном действии, Е. Тудоровская пишет: «Человека как члена рода оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты /само слово «невеста» подставное и означает «неведомое», чтобы сбить с толку духа родового очага, и не раздражать его введением в род чужого человека» http://fullref.ru/job_dcc02a47a5eccefbbbf1ae254e2dd034.html.

Иносказание с его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойства предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, ловкий молодец — ясный сокол. Какими свойствами должно было обладать подставное слово? Оно должно было быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода.

Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ, вырабатывались условные знаки, за которыми стояли предметы, мысли или информация.

Аллегория (греч. «иносказание») — это приём или тип образности, основой которого служит иносказание — запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.

Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс — аллегория войны, Фемида — аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины.

Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи, глупость — в виде осла и т.п.

В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства, — это аллегории-олицетворения; они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.

Аллегория — иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие» Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М. 1988.- С.53.

Жизнь, погибель, надежда, злость, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир — хоть какое из этих понятий быть может представлено при помощи аллегории. В том и заключена сила аллегории, что она способна на долгие века как раз олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, разных нравственных качествах.

Аллегория постоянно играла, приметную роль в режиссуре театрализованных празднеств всех времен и народов. Необходимо подчеркнуть то, что значение аллегории для режиссуры, настоящего деяния, сначала в том, что она постоянно, в общем, как знак и метафора, подразумевает двух плановость. Первый план — художественный образ, Второй план — иносказательный, определяемый осознанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Ассоциация, другими словами создание в сознании человека смысловой либо чувственной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, принуждает зрителя домыслить то, о чем лишь заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего. К примеру, огромный красный стяг в спектакле Охлопкова «Молодая гвардия» — аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой молодогвардейцев, отдающих свои жизни, частички собственной красной крови за освобождение Родины, она наконец-то делает великолепный художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического знака. Аллегория была более характерна для средневекового искусства, искусства, Возрождения, барокко, классицизма. Образы аллегории занимали центральное место в празднествах революции во Франции. Эстафету использования аллегорических средств в празднествах французской революции приняли русские режиссеры в театрализованных представлениях двадцатых годов.

К примеру: «Сожжение гидры контрреволюции» — общее театрализованное представление, поставленное в 1918 году в Воронеже. Режиссер И.М. Туманов на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве выстроил гимнастов так, что они превратили поле стадиона в карту мира. И вот на карту легла зловещая тень Войны в виде атомной бомбы. Необходимо отметить то, что но слово: «НЕТ!», появившееся на карте, перечеркивает крест накрест динамичными линиями силуэт бомбы.

В 1951 году на фестивале в Берлине Туманов в собственной массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» последующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость http://www.playwright.ru.

На поле — десять тысяч гимнастов, одетых в костюмы белоснежного, темного и желтоватого цветов. Началось с того, что центр поля заняли актеры в белоснежных костюмах. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтоватые, символизирующие народы Азии, и на коленях — темные — еще не пробудившаяся Африка. Но вот желтоватые расправили спины, им помогает часть белоснежных, темные поднимаются с колен, желтоватые начинают движение, темные встают во весь рост. Конфликт бурно нарастает. Тема любви к свободе и равноправия людей различного цвета кожи, невзирая на то, что была выражена специфичными средствами гимнастических упражнений, достигла большой, художественной выразительности. И действительно, этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, раскрывает сложнейшие реальные явления методом их столкновения и сравнения. Надо сказать, что все-же нужно отметить, что в современном искусстве аллегория уступает место наиболее прогрессивным в образно-психологическом отношении символическим образам.

Жизнь, погибель, надежда, злость, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир — хоть какое из этих понятий быть может представлено при помощи аллегории. В том и заключена сила аллегории, что она способна на долгие века как раз олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, разных нравственных качествах.

Аллегория постоянно играла, приметную роль в режиссуре театрализованных празднеств всех времен и народов. Необходимо подчеркнуть то, что значение аллегории для режиссуры, настоящего деяния, сначала в том, что она постоянно, в общем, как знак и метафора, подразумевает двух плановость. Первый план — художественный образ, Второй план — иносказательный, определяемый осознанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Ассоциация, другими словами создание в сознании человека смысловой либо чувственной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, принуждает зрителя домыслить то, о чем лишь заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего. К примеру, огромный красный стяг в спектакле Охлопкова «Молодая гвардия» — аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой молодогвардейцев, отдающих свои жизни, частички собственной красной крови за освобождение Родины, она наконец-то делает великолепный художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического знака. Аллегория была более характерна для средневекового искусства, искусства, Возрождения, барокко, классицизма. Образы аллегории занимали центральное место в празднествах революции во Франции. Эстафету использования аллегорических средств в празднествах французской революции приняли русские режиссеры в театрализованных представлениях двадцатых годов.

К примеру: «Сожжение гидры контрреволюции» — общее театрализованное представление, поставленное в 1918 году в Воронеже. Режиссер И.М. Туманов на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве выстроил гимнастов так, что они превратили поле стадиона в карту мира. И вот на карту легла зловещая тень Войны в виде атомной бомбы. Необходимо отметить то, что но слово: «НЕТ!», появившееся на карте, перечеркивает крест накрест динамичными линиями силуэт бомбы.

В 1951 году на фестивале в Берлине Туманов в собственной массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» последующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость http://www.teatr-igry.ru.

На поле — десять тысяч гимнастов, одетых в костюмы белоснежного, темного и желтоватого цветов. Началось с того, что центр поля заняли актеры в белоснежных костюмах. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтоватые, символизирующие народы Азии, и на коленях — темные — еще не пробудившаяся Африка. Но вот желтоватые расправили спины, им помогает часть белоснежных, темные поднимаются с колен, желтоватые начинают движение, темные встают во весь рост. Конфликт бурно нарастает. Тема любви к свободе и равноправия людей различного цвета кожи, невзирая на то, что была выражена специфичными средствами гимнастических упражнений, достигла большой, художественной выразительности. И действительно, этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, раскрывает сложнейшие реальные явления методом их столкновения и сравнения. Надо сказать, что все-же нужно отметить, что в современном искусстве аллегория уступает место наиболее прогрессивным в образно-психологическом отношении символическим образам.

Сценическая реализация метафоры дает шанс ярче и нагляднее для аудитории выразить сущность или основного действия эпизода, или отношений, складывающихся между персонажами. Зрители, наконец, получают возможность быстро и точно, найти, сконструировать свою позицию в отношении к происходящему, что в свою очередь, в конце концов, является первой и нужной предпосылкой к формированию у аудитории активного отношения к получаемой сценической информации.

Итак, знак как символ, рождающий ассоциацию — принципиальное выразительное средство режиссуры.

Опыт дает возможность очертить несколько путей использования знаков и ассоциаций, соответствующих в деятельности режиссера:

а) в решении эпизодов представления;

б) в кульминации представления;

в) в заключении с публикой «условий условного»;

г) в художественном оформлении театрализованного представления.

Наикрупнейший театральный режиссер и преподаватель Г. А. Товстоногов проявлял большой энтузиазм к постановке театрализованных представлений и мероприятий на стадионах и в концертных залах 15. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. — Л. 1984. — С.34.

режиссура театрализованный представление

Выводы по главе 1

Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.

1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы

3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

Если театрализованное представление — это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

Театрализованные представления. Виды, специфика организации и проведения

Театрализованные представления – метод театрализации.

Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводится к театрализации материала. Театрализовать материал, значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:

1. Организация сценического действия, зримое раскрытие драматургического конфликта.

2. Создание художественного образа представления.

1. Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях.

2. Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность.

Основные требования: Злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в оригинальном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом.

3. Театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создания нового. Построена по принципу тематического отбора и свидения их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесения в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров.

Виды театрализованных представлений:

Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр. В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления.

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.

Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.

Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.

Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.

Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Так в чем же видовая специфика агитационно-художественного представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление – это, прежде всего агитация театрально-художественными средствами.

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Тематический вечер как вид театрализованного представления

Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер.

Театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые работниками культуры в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека.

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.

Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере – социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

Выбирая тему для вечера, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

В настоящее время тематические вечера – это интерактивные телепередачи (РТР Ток-шоу «Кто за ?» во время передачи работают телефоны, в которых зритель может принять мобильное участие, по средствам связи в режиме реального времени.

Массовый праздник как вид театрализованного представления

Слово праздник происходит от древнеславянского праздь. что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.

Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.

Массовое празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.

Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.

Тематический вечер — Это культурно-досуговая программа предполагающая сценарно-драматическую разработку темы, основана на документальном материале с включением реальных героев. В подготовке программы такого рода в ЦНК используется разнообразный комплекс выразительных средств: художественные образы, конкретизированные документы, техническое оборудование, общение и другие средства.

Виды тематических вечеров. вечер- портрет, вечер- встреча, вечер вопросов и ответов, жанровые вечера (литературные, музыкальные, театральные, этнографические и др.). У каждого вида вечеров свое назначение, своя специфическая методика подготовки и проведения в контексте общей методики подготовки вечера. Программа вечера- портрета полностью посвящена человеку (или группе людей со схожей судьбой.) О нем рассказывают, рассматривая его личность с различных углов зрения: как хорошего специалиста, как семьянина, как патриота своего народа, талантливого человека и т.п. Для участия в такой программе приглашаются коллеги по работе, члены семьи, ученики, участники творческого коллектива и просто хорошо знающие героя программы люди. Цель данной программы «изобразить» человека (написать его портрет) рассмотрев с разных сторон жизнедеятельности. В практике центров немецкой культуры данная форма работы очень популярна, так как у российских немцев множество достойных для подражания примеров в общественной жизни, литературе, искусстве; участников интересных событий и рядовых жителей, уважаемых и почитаемых односельчанами.

Вечер- встреча – это программа, на которую приглашается интересный гость для участия и общения с аудиторией. Этот человек рассказывает о себе, о своих достижениях в творчестве, науке, деятельности; дает информацию, интересующую присутствующих; отвечает на заданные вопросы, возможно, задает свои для поддержания беседы. Ведущий, на вечере, помогает приглашенному гостю в организации информации, которой он пришел поделиться.

В основе вечера вопросов и ответов лежит получение информации по интересующим вопросам. После определения тематики и круга, интересующих аудиторию вопросов, для участия в вечере приглашаются специалисты, владеющие данной информацией.

Литературные, музыкальные, театральные гостиные, как культурно-досуговые программы камерного характера предполагают обилие выразительных средств (жанров литературы, музыкального, театрального) и непринужденное общение в аудитории.

Методика подготовки тематических вечеров включает в себя следующие элементы:

— выбор социально-значимой темы, определение цели программы, работа над идейно-художественным замыслом;

— подбор материала (документального, художественного, публицистического);

— драматургическая организация материала (разработка сюжетного хода, композиционное построение, составление сценарного плана или написание сценария);

— репетиционная работа: с ведущими, выступающими (по необходимости), с исполнителями художественных номеров, отбор художественных фрагментов и наглядных средств;

— подготовка музыкального и светового оформления, проверка технического оснащения;

— подготовка художественного оформления: аудитории, в которой планируется проведение программы, костюмы, бутафория, подготовка выставки, плакаты и газеты и др.;

— информирование о проведении вечера: изготовление афиши; пригласительных билетов, сообщение по местному радио и т.п.;

— решение организационных вопросов: обеспечение порядка; организация встречи гостей; приобретение призов и подарков, работа гардероба и другие вопросы.

Особенности драматургии вечеров общения.

Драматургия вечеров общения – это драматургия самой жизни. Вечера не тиражируются, поэтому замысел, как правило, может быть реализован только однажды ( предполагая одну площадку проведения).

Действие вечера будет развиваться от экспозиции и завязки к кульминации и развязке не по законам и канонам драмы: будут возникать непредвиденные противоречия, которые нужно использовать или устранить, действующие лица, которые могут помочь и помешать развитию вечера, обстоятельства, которые так или иначе, повлияют на ход событий.

Такая драматургия в большей степени рассчитана на импровизацию, а значит, её предварительные намётки чаще всего похожи на его оперативные планы, чем на сценарии. В отличие от драматургии театрализованных представлений она не рассчитана на предварительные репетиции, заучивание ролей. Задача этой драматургии – направлять естественный ход событий в планируемое русло, придать им желаемое содержание. Разработка вечеров общения требует вариативности, умения не только создавать условие, но и чаще использовать реальные обстоятельства, создать общую направленность, правила игры или поведения людей. Разрабатывая драматургию подобных событий, приходится предварительно изучать будущие места действия, подбирать возможный состав участников, учитывать психологические факторы, возможность управляемости событием, взаимодействие сил, предвидеть тематическое развитие, результат взаимодействия содержания мероприятия на участников.

В драматургии любого вечера общения можно различать два вида ситуаций: условную и реальную. Условная ситуация создаётся необходимостью развития тематического замысла вечера, в неё можно вовлекать собравшихся, заставляя их сопереживать и анализировать. Если в её пределах автор вечера добьётся повышения активности участников, он может быть удовлетворён результатом. Но на самих вечерах общения, как правило, параллельно развивается и другая ситуация – безусловная. Вот в ней-то и заключается особенность драматургии клубного общения. Возникают реальные коллизии, реальные противоречия, реальные конфликты. Эти конфликты социального, нравственного, психологического порядка тоже могут иметь не только своё развитие, свою кульминацию, но и своё психологическое и эмоциональное разрешение. Иногда реальная ситуация поворачивает развитие вечера в свою сторону, поэтому уже в его замысле желательно использовать реальную жизненную ситуацию, в которой могла бы реализоваться задача вечера и раскрылись возможности участников.

Ситуация знакомства – даёт возможность автору вечера представить друг другу незнакомых участников, побудить их интерес друг к другу, создать круг внимания к общей теме и проблеме.

Ситуация спора. Задача – выяснение мнений, суждений участников по какому-либо вопросу. Здесь возможно определение позиции. Если позиции, отношение к предмету спора не совпадают или не противоречат друг другу, спор может не возникнуть и всё сведётся к обмену информацией, а то и уходу от обсуждаемой темы и проблемы.

Ситуация принятия решения.- Эта ситуация может возникнуть, если в теме заложены альтернативные варианты решения какой-либо жизненной проблемы. В этом случае в качестве экспозиции предлагаются предварительные условия, возможные пути решений. Участники выдвигают свои предложения, аргументируют их. Идёт отбор наиболее рациональных предложений и т.д.

Ситуация совместной деятельности. В процессе совместной деятельности проявляются и формируются характеры, личности. Драматургия будет строиться на проявлении деловых и нравственных качеств участников, оценки их общественной деятельности. Как правило, здесь тоже возникают и противоположные мнения, и конфликты… Совместная деятельность и на самих вечерах, где собравшимся ясна и интересна цель, задача, условия затеи, средства её осуществления. В этом случае возникает коллективная творческая деятельность.

Ситуация соревнования – во многом зависит от заранее выработанных условий, которые соблюдают все. В основе её – реальные и возможности участников. Цель каждого из них – добиться наиболее высоких результатов по сравнению с другими. Соревнование – средство активизации участников вечера. Автор сценария вечера – специалист в области смысловой информации. Он извлекает из жизненного материала – из фактов, явлений, характеров, предметов их возможное значение и их многообразные связи друг с другом. Сценарий лишь «черновик» вечера. Это стадия понимания материала, стадия его первого, пока ещё словесного оформления.

Для того чтобы подготовить интересный вечер, нужно научиться, увлекательно рассказывать. Это относится не только к выступающим и ведущим, но и прежде всего к авторам сценария, к умению распределить на вечере имеющийся материал.

Новую информацию, новые сведения лучше расходовать на вечере экономно. Не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух, лучше искать наглядный материал и максимально насыщать зрительную часть вечера. Другая крайность – недостаток информации. Недостаток значимой для посетителя информации приводит к так называемому « информационному голоду», ослабления внимания, аудитории.

Еще на стадии подготовки сценария автор должен предварительно рассчитать все нагрузки: психологическое и информационное напряжение, разрядку этого напряжения, степень оригинальности формы их содержания, построить композицию вечера с расчетом, чтобы он воспринимался с возрастающим интересом. Нельзя допускать однообразия информации, чередовать материал, различный по характеру, создавая непрерывную смену информации.

Общий план вечера представляет схему последовательного рассказа или развития сюжета, порядковую запись названий эпизодов. Для этого можно предварительно, в соответствии с сюжетным или сценарным ходом, распределить отобранный материал и обозначить границы эпизодов. Необходимо подумать о том, как ввести собравшихся в основную тему, познакомить друг с другом, то есть продумать часть сценария, которая называется экспозицией. Желательно найти исходную ситуацию, с которой начинается развитие вечера (завязку действия), продумать движение действия к высшей точке напряжения (кульминации). Развязку и финал лучше не затягивать: они должна следовать вскоре за кульминацией.

Конфликт-1) открытое столкновение сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. 2) (в психологии) столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в создании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Различают виды конфликтов: внутриличностный. Столкновение примерно равных по силе, по противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного и того же человека. Межличностный. Ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм. Пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующей сторон;

3) в искусстве конфликт нередко называют коллизиями. К воссозданию острых и напряжённых конфликтов в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной линией слов и движение героев. Конфликты разнокачествены по своей сути. Они могут представлять собой серьёзнейшие соц.коллизии.(нац-гос, общественно нравст.) или исторические универсальные противоположности (жизнь перед лицом смерти, конфронтация любви и ненависти, добра и зла)
конфликты могут выступать как недоразумения, порой весёлые и забавные, т.е. в качестве феноменов неповторимо единичных, связанных, как правило, с частной жизнью, иногда и во все случайных, сопряжённых с чьей-то интригой ( что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, многих комедий) конфликт может воплощаться не только в прямом противоборстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действия, но и в устойчивом, стабильном фоне изображаемых событий, в независимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполнителей драматической напряжённости. Сценическая форма отражения противоположностей в жизни людей содержит три типа конфликта: герой-герой, герой-среда, герой-зрительный зал.

Комиссаржевский В: действие в театре это ещё и всегда воздействие. В каждой пьесе на сцене встречаются и сталкиваются самые различные люди, для того чтобы отстаивать свои интересы и цели, для того чтобы воздействовать друг на друга своими мыслями, словами, переживаниями, идеями для того чтобы бороться, побеждать или терпеть поражение.

Театр это всегда б-ба противоречий, всегда жизнь, взятая в бурном, энергичном движении, всегда конфликт.

Если на сцене нет острого столкновения мировоззрений и характеров, поединка точек зрения и желаний, значит, нечего играть актеру и смотреть зрителю, значит, нет драмы, нет театра. И наоборот: чем глубже и напряжённей основной конфликт пьесы. Тем ярче и полнее раскрывает он человеческие характеры, тем активней и увлекательней становится сценическая борьба героев, тем напряженнее каждая их сценическая встреча.

4) в массовом действии конфликт возникает между исполнителями и зрителями, между жизненными интересами реальных участников действия и стремлением увлечь их театрализованной, праздничной игрой. Конфликтное отражение противоречий действительности в ТП создаётся таким монтажным приёмом, как контраст. ( межличностное взаимодействие, общение, сквозной действие, проблема)

Драматургия. 1) совокупность драмат.произведений какого либо писателя, народа, эпохи. 2) теория, искусство построения драм. Произведения. 3) принцип воплощения отд. Произведения: драма-спектакля, фильма, массового праздника. 4) продуманная, спец. Выстроенная и организованная структура. композиция какого-либор материала или мероприятия. Отсюда сложившееся понятие в различных сферах творч. Жизни 5) д. означает какое-либо лит.драм. произведение, требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства. В этом смысле различают театр драмы- муз, эстрад, цирковую, телевизионную, кино-радио.

Сложились формы в культуре- праздники, народные гулянья, вечера обряды, ритуалы, игровые и спортивные программы, конкурсы, смотры, фестивали, концерты, спектакли, ярмарки, тп, балы, дискотеки, шоу и др. Р.П. Козлова

Значение форм по рябкову( значение форм культурно – досуговой деятельности заключается в том, что в любой исторической эпохе они выполняли и выполняют свою главную функцию — делают жизнь человека эмоционально насыщенной, интересной, содержательной, внося ту радость и теплоту, которая исходит от общения в сфере культ-досуг деят-ти. Формы отражают определённые традиции, обусловленные географическими, национальными, временными, государственными рамками их использования.

Можно подвести итог всего сказанного: предметом сценариста является драматургический конфликт. Попытка создать «бесконфликтную» драматургию обогатила теорию драматургии уникальными данными: было экспериментально доказано, что вместе с ликвидацией конфликта исчезает и сама драматургия. Конфликт – основа полноценного драматического произведения и драма не существует вне конфликта. Совокупность фактических событий, приводящих к изменениям в сложившейся ситуации, появление новых персонажей и новых обстоятельств – относится к внешнему конфликту. Если в драматургическом произведении за обыденными ситуациями встают серьёзные проблемы, а изменения происходят не столько в положении героев, сколько в их психологии и мировоззрении, то действие можно отнести к внутреннему конфликту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *