Структура и функции культуры

Структура и основные функции культуры

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

Такое многообразие перечисленных групп определений подтверждает тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение культуры — важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечеловеческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

— интеллектуальные (наука, образование);

— эстетические (искусство и литература);

— социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности – это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человеческих отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления — вот диалектика современного культурного процесса.

В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его ценностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.

Виды культуры . массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура – порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень потреблений. Потребитель массовой культуры – «человек массы», характерными чертами которого являются посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний. Это, как утверждает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, «заурядная душа», пассивный потребитель. Ему свойственна психология избалованного ребенка, желания которого направлены на получение удовольствий.

Мир массовой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; кинопродукция со сценами убийств, драк, ужасов, эротики, поп-музыка, реклама, спорт и многое другое. Массовая культура не требует от человека размышлений, знаний, так как строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

Важное место в массовой культуре принадлежит искусству, предназначенному в ней для удовлетворения простейших эстетических запросов. Оно, в большей своей части, поставлено на поток и превращено в прибыльную сферу бизнеса.

Основными средствами распространения массовой культуры являются СМИ (средства массовой информации): пресса, радио, телевидение, интернет.

Элитарная культура (от фр. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура – это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура – это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтарства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.). Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контркультуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.

Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность – не возможны вне культуры.

Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:

1. информативная (исторической преемственности) . Ее задача заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.

2. познавательная (гносеологическая) направлена на систематизацию знаний, познание мира и человека в нем.

3. нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

4. ценностная (аксиологическая) отражает качественное состояние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.

5. знаковая (семиотическая) . В результате изучения существующих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происходит овладение достижениями культуры.

6. человекотворческая (социализации) . Главной ее целью является формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная .

Структура и функции культуры
карта библиотеки

Структура культуры — термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
— систему образования,
— науку,
— искусство,
— литературу,
— мифологию, нравственность,
— политику,
— право,
— религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
— мировая и национальная культура,
— классовая,
— городская и сельская,
— профессиональная и др,
— духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная — орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Функции культуры
Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
Коммуникативная функция Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
Нормативная (регулятивная или защитная функция) — является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы — юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов — это часть исторической культуры.
Знаковая Знаки — вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение — семиотическая функция.
Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
Духовно-нравственная — воспитательные роли культуры.
Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected] !

Визы в китай фото на китайскую визу.

Культура: понятие, структура и функции

2.1. Понятие «Культура9quot;, его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек — это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как «мера человека».

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком «+9quot;.

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева «существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления.» «Всякая национальность — есть богатство единого и братски объединённого чел. а не препятствие на его пути.»

Достоевский: «Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное.» Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура — это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в свою очередь — синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков. нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция — одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства — одна из вечных проблем культуры.

Традиции — формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым — к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.

Массовая культура — коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами.

2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент — знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык — это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое.

  • Ценностная система. Ценность — свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология — наука о ценностях).
  • Образцы поведения — традиции, обычаи, обряды.

2.3. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основная функция — человекотворческая (гуманистическая).

· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли «отцы и деды», следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе — коммуникативная функция.

· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинтегративная функции

Структура и функции культуры
Культура – это то, что выделяет человека из мира природы, которую он преобразует; то есть культура приобретается только в результате образования и воспитания, происходящего в обществе среди остальных людей. Римским философом Цицероном слово культура использовалось в переносном значении, то есть как нечто облагороженное. В средние века культура рассматривалась в категории религии. В Новое время слово культура стало активно употребляться в Европе, так как было удачно использовано в книге одного из немецких просветителей. На данный момент оформилось примерно полторы тысячи всевозможных определений данного понятия. Самое первое определение принадлежит британскому ученому-этнографу Эдуарду Тайлору.

Выделяют следующие главные характеристики культуры:
1) культура – содержательное наполнение коллективного существования людей;
2) искусственно организованные людьми явления;
3) культура – это вещи;
4) образцы человеческих отношений, то есть разнообразные варианты мышления, поведения или восприятия мира;
5) технологии, например, технологии социального взаимодействия.

Морфология культуры – это осмысление всевозможных культур не как целостной общечеловеческой культуры, а как последовательности живых организмов, каждый из которых возникает из своего определенного уникального метода переживания жизни. Важнейшим элементом морфологии культуры является артефакт – любой искусственный объект или явление, антипод всего природного. Артефакты воплощают культурную форму, как решение задачи. Совокупность культурных форм составляет культурную систему. Составные части культурной системы взаимосвязаны и упорядочены между собой.
Структура и функции культуры включают в себя различные особенности способов поддержания жизнедеятельности; особенности поведения; варианты взаимодействия людей; культурные институты (они обеспечивают целостность общности); развитие человека, как культурного существа; формирование и функционирование символов, знаков, совершенных сущностей, придающих значение восприятию мира.
Существует два важнейших вида культуры: материальная и духовная (выработка знаний, ценностей и идеалов).
Выделяются следующие уровни культуры: специализированный (наука, политика, искусство), трансляционный (СМИ, образование, печать) и обыденный уровень (ведение домашнего хозяйства, традиции и обычаи).
Функции культуры – это действия или влияния самой культуры на человека, общности или общества. Главная функция – человекотворческая (культура творит человека сама, являясь при этом продуктом человеческой деятельности). Существуют следующие основные функции культуры: адаптивная – изменение человеком окружающего мира в соответствии с его потребностями и желаниями; нормативная функция – выработка системы правил и требований ко всем членам общества. Культурной нормой, в свою очередь, называют образцы и стандарты социальных отношений, которые поддерживают равновесие общества. Следующая функция – функция социальной памяти и исторической преемственности. Это сохранение и передача социального опыта, всевозможных знаний, духовных и нравственных ценностей от одного поколения другому.
Основными ценностями культуры являются: онтологические ценности (жизнь, свобода, правда, справедливость), экзистенциальные ценности, самоуважение, нравственные и интеллектуальные ценности. Ученые подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит своей жизни. Ценности соотносятся с представлениями об идеале, как вожделенном, так и нормативном. Ценности помогают обрести смысл человеческой жизни. В рамках одной и той же культуры может происходить смена ценностный ориентаций. Понятие ценности крайне важно для осмысления специфики структуры и функций культуры; это индивидуальное отношение к миру, оно возникает не столько на основе сведений, информации или представлений, сколько на основе собственного жизненного опыта каждого человека.
Культура любого человеческого общества рассматривается как система ценностей или как целостная картина мира, в которой есть ценности главнейшие, ценности второго порядка и так далее. Ценности получают свое выражение в знаках и символах. Существуют различные ценности – ценности семьи, родственников, друзей, ценности трудового коллектива, ценности этноса, нации, города, общечеловеческие ценности. Из этого следует вывод, что ценности культуры важны не сами по себе, человеку интересен «другой» мир, выраженный в культуре, так как он позволяет нам обнаружить новые надежды на удовлетворение наших потребностей, на самоутверждение и самореализацию нашего мира.
Культура помогает увидеть себя и будущее.

Похожие новости

Комментарии (0)

Тема 2.2. Функции, структура и виды культуры.

Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

1.Функция познавательная, гносеологическая. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

Функция исторической преемственности, или информационная. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Для этой, цели в обществе на каждом этапе его развития складывается объективно обусловленная «социальная программа», в которой находит отражение состояние материальной и духовной культуры. Она вещественно представлена технологией, памятниками искусства, архитектурой, средствами передвижения и множеством других «очеловеченных» предметов и выражена в знаковых системах –научной и художественной литературе, живописи, музыке, нормах права. Благодаря культуре осуществляются передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в период жизни одного поколения между странами и народами. Эту важную социальную функцию может выполнять только культура, которую в этом смысле называют «памятью» человечества.

В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает почти все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является «ключом» к овладению той или иной национальной, культурой. Однако словесный язык ограничен в своей коммуникативной функции, ибо требует перевода или специального знания. Этого ограничения нет в языках искусства (музыки, театра, кино и т.д.), науки (математические, физические, химические и др. символы и формулы).

Регулятивная, или нормативная функция культуры, выступает как система ценностей, норм и требований общества (социальной группы) ко всем сторонам деятельности людей. Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. nоrmа – руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с общественным и отраслевым разделением труда, имеющим культурное значение. Деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной.

5. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства, информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция стоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

6. Главной, системообразующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл и сущность, является гуманистическая. Все названные выше подчинены ей и фактически выступает ее модификациями. Культура призвана формировать человека, «культурную модель» личности. Гуманистическая функция культуры проявляется в единстве процессов социализации и индивидуализации личности.

Ориентационная функция. Совершенная деятельность служит образцом того, как людям следует действовать и поступать, то есть она ориентирует их поведение. Вместе с тем, она оказывает на них регулятивное воздействие – диктует им искусное осуществление социальных действий. Но при этом надо иметь в виду, что следовать предписаниям стандартов может только человек, умеющий выполнять их. Для остальных людей образцы, эталоны будут выполнять только стимулирующую роль, побуждать их к выполнению своей деятельности совершенным образом.

Интегративная функция. Все люди, осуществляющие те или иные действия по предписывающим их правилам, относятся благодаря этому к культурным, образуя особую группу.

Наконец, овладение людьми культурной деятельностью позволяет им приобщаться к определённым видам деятельности, чтобы наиболее оптимально осуществлять их. С этим связано человекотворческое назначение культурной деятельности.

Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью, как разума, так и чувств,

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами, Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая) или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

10. Адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизационном и особенно в формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большой степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя все, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.)Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Ее ядром и носителем является система духовных ценностей. Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую инациональную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (ее называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодежная субкультура и т.д. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.

В структуре культуры ведущим элементом являются ценности. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность – это не предмет, а особый вид смысла. Который усматривает в нём человек.

Особый смысл в структуре культуры принимают регулятивы и нормы. Регулятивы — это жизненные смыслы, которые обычно формулируются в виде правил. Регулятивы нормативного поведения называются нормами.Норма – мера допустимого для личности, группы или общества в целом поведения.

Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Тип — это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая культура уникальна, и отнести её к какому-то типу удаётся лишь с какими-то упрощениями и оговорками.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков ее уровень и кто является ее потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура (англ. «фольклор» – народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества (мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К ее истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Ее ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Н.А. Бердяев с тревогой писал о вступлении в культуру огромных человеческих масс: «Гуманистическая культура хрупка, и она не может противостоять большим массовым процессам, которые её опрокидывают» 4. Наибольший ее размах начинается с серединыXXвека, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Историческая типологизация культуры связана с их пространственными и временными параметрами. Соответственно в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:

Культура эпохи Возрождения.

Культура Нового времени.

Особое место среди локальных культур занимают этнические или национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: её черты проявляются в особенностях питания, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. Ей свойственны консерватизм, преемственность прошлой культуры, ориентация на сохранение традиций. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Этническая культура — основанациональной культуры, которая, в свою очередь, преумножает её богатство на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещённых, эрудированных людей.

Каждая культура существует в определённом географическом ареале, поэтому существенна региональная типологизация культуры. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.

Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» — Европу и Северную Америку. Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса – африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура.

Существуют традиционные иинновационные культуры. Поскольку всякая культура содержит и традиции и инновации, традиционная культура характеризуется доминированием традиции над новаторством, а инновационная, наоборот, новаторством над традиционностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *