Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, структура, движущие силы

Процесс – последовательное изменение какого-либо предмета, состояния или явления материального мира, в которых выражаются определенные объективные закономерности; последовательность действий для достижения какого-либо результата.

Педагогический процесс в современной педагогической науке в большинстве случаев представлен как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин).

Сущность педагогического процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогическо­го процесса. Общепринятой в современной педагогике является структура педагогического процесса, включающая такие компоненты, как: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию.

Целевой компонент включает цели и задачи педагогического процесса. Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогический процесс организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель педагогического процесса конкретизируется в задачах, которые определяются с учетом сущности данного процесса, его цели, структуры педагогической деятельности.

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением, особенностями и функциями данного процесса, а также функциями этого компонента педагогического процесса, согласно которым он должен выполнять роль предмета познавательной деятельности обучаемых, средства их практической деятельности и средства управления их развитием. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и местный компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.

Цель, задачи и содержание педагогического процесса реализуются через взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями), которое включает взаимосвязанную деятельность педагогов и воспитанников (преподавание и учение). Это взаимодействие своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с опре­деленной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педпроцесса, протекающего в любой педагогической системе.

Организационно-деятельностный компонент характеризует методы, средства, формы организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

Метод педагогического взаимодействия — это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и обучаемыми, каковы возможные пути их оптимального сочетания.

Организационно-деятельностный компонент включает также характеристику средств педагогического взаимодействия. К средствам педагогического взаимодействия относятся как капитальные, обеспечивающие оптимальные условия деятельности учебного заведения (кабинеты для проведения занятий различного плана, учебные принадлежности и пр.), так и средства текущего применения (учебные пособия, учебники, специальная литература, аудиовизуальные материалы, технические средства информации и контроля, мультимедийные обучающие программы и пр.), а также различные виды деятельности обучаемых, способствующие решению педагогических задач (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, общение).

Организационная форма педагогического взаимодействия — это специальная кон­струкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержа­нием, а также методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

Результативно-оценочный компонент характеризует результат педагогического процесса, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели. Данный компонент обеспечивает получение информации об эффективности реализуемого процесса и позволяет вносить в него своевременные коррективы для исправления выявленных недостатков. Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверя­ются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие кор­рективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Реализация в совокупности и логической последовательности выделенных компонентов педагогического процесса обеспечивает эффективность его осуществления и достижение его цели.

Движущими силами педагогического процессаявляются противоречия. Все противоречия делятся на объективные и субъективные. Объективные противоречия: противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни; противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации; противоречие между активно-двигательной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни. Субъективные противоречия: противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; противоречия между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства — еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе «педагог-воспитанник9quot;. В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей («клеточкой9quot;). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса, удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой9quot; педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

· анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

· проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

· осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

· анализ результатов решения.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект — это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик-ученик9quot;, «ученик-коллектив9quot;, «ученик-учитель9quot;, «учащиеся — объект усвоения» и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность-деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник-объект усвоения».

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С опорой на категорию «взаимодействие9quot; педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Название работы: Сущность педагогического процесса

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Сущность педагогического процесса Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов.

Дата добавления: 2013-02-06

Размер файла: 16.44 KB

Работу скачали: 32 чел.

Сущность педагогического процесса

Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, конечной целью которой является присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций: информационной, воспитательной, развивающей, аксиологической, социально адаптационной.

Цельная, гармоничная личность, в которой заинтересовано современное общество, может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов.

Многие ученые видят целостность педагогического процесса в единстве обучения и воспитания. В этом традиционном направлении, берущем начало с «Великой дидактики» Я.А. Коменского, самой распространенной является точка зрения, сводящая целостный педагогический процесс к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитательных функций.

Целостный педагогический процесс есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Противоречия являются движущей силой, источником функционирования и развития педагогического процесса.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. Слишком завышенные или заниженные требования не станут источником движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении.

В последние годы в связи с гуманизацией и демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса. Это несоответствие между активнодеятельной природой ребенка и социально педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностью учебновоспитательного процесса.

Основные компоненты целостности педагогического процесса: содержательно целевой, организационно процессуальный и операционнотехнологический.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Сущность педагогического процесса

Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов компонентов:

— процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;

— процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

— процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений;

— процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога.

Эти процессы отражают и предметные отношения, и собственно педагогические, и взаимные, а следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

Операционнотехнологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, есть педагогическая задача.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса можно считать только оперативные задачи, выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.

Программный продукт, взаимодействуя с веб-серверами Nginx (as frontend service) и Apache (as backend service) на основе операционной системы Debian Lenny 2.6. будет принимать решение о блокировании нежелательных запросов, и отправлять на блокировку межсетевому экрану netfilter (iptables). Система предназначена для выделенных серверов или виртуальных выделенных серверов (VPS – Virtual Private Server).

Выявление и описание особенностей субкультуры литературных фанатов как молодежной субкультуры; Описание вторичного творчества как культурного и литературного феномена, его видов и тенденций; Практическое взаимодействие феномена с правовой и профессиональной литературной деятельностью.

Сущность педагогического процесса

По материалам моих лекций.

Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Педагог — субъект, организующий и направляющий этот процесс. Воспитанник — субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии.

Педагоги и воспитанники как субъекты деятельности (деятели) являются главными компонентами педагогического процесса. К компонентам педагогического процесса относятся также его цели, результаты, содержание, организация.

Опыт, осваиваемый воспитанниками в деятельности, составляет содержание педагогического процесса. Освоение опыта наиболее успешно происходит при использовании специально подобранных для этого педагогических способов взаимодействия и средств в специально организованных условиях. Таким образом, сущность педагогического процесса состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных способов и средств.

Взаимодействие участников педагогического процесса — педагогов и воспитанников — специально организуется и направляется педагогами для реализации поставленной цели, поэтому цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором (фактором, благодаря которому организуется вся система взаимодействия, без которого невозможно существование педагогического процесса).

Цель педагогического процесса детализируются в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируются в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесённой целью и условиями её реализации. Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели. Динамика педагогического процесса, прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой.

Движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречиях. Педагогический процесс, в силу своей сложности, очень противоречив. Его движение от задачи к задаче происходит в результате разрешения его противоречий. Противоречия педагогического процесса подразделяются на объективные (существующие независимо от субъектов педагогического процесса) и субъективные (являющихся следствием действий субъектов, например, ошибочно принятых педагогических решений).

Наиболее общим объективным противоречием является противоречие между возможностями воспитуемых и требованиями, которые к ним предъявляют общество, школа, учителя. Это противоречие обусловлено невозможностью выполнять предъявляемые требования раньше, чем для этого созреют объективные условия: у ребенка сформируются необходимые качества, свойства личности, расширятся знания, разовьются способности. Для преодоления данного противоречия личности необходимо освоить новый для неё опыт, выработать в себе требуемые качества.

Примеры субъективных противоречий:

  • между целостностью личности и функциональным подходом(разграничение по отдельным функциям) к ее формированию;
  • между индивидуальным характером становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;
  • между определяющим значением деятельности в развитии личности и преимущественно словесным воздействием на личность в воспитании;
  • между возрастающей ролью гуманитарных предметов в социальном становлении человека и возрастающей технологизацией педагогического процесса и др.

Движение педагогического процесса обеспечивается посредством научно обоснованного разрешения объективных противоречий, а также своевременного осознания и устранения противоречий субъективных.

4. Сущность педагогического процесса как системы, его структура

Педагогический процесс – это многогранный процесс воспитания, который обеспечивается единством обучения и воспитания. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» являются синонимами.

Все старания педагогов были сфокусированы на детальном изучении особенностей процессов обучения и воспитания в отдельно взятом виде. В то время как жизнь настойчиво требует рассмотреть их взаимосвязь.

Требование такого единства отражает общую социальную закономерность развития общества, а именно: повышение роли индивидуальных и программно-целевых способов к общественным процессам.

В то же самое время появляются и более эффективные возможности для цельного изучения педагогического процесса на основе применения методологии и методики системно-структурного анализа, который предполагает выделение основных компонентов той системы, где процесс протекает. Также анализ позволяет рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.

Система народного образования является той педагогической системой, где формируется педагогический процесс и где происходит осознанное и целенаправленное воспитание учащихся в самом широком смысле. Средняя общеобразовательная школа – это та самая система, где происходит реализация потребности общества в развитой личности на этапе ее жизни от 7 до 17 лет. Школа окружена определенными внешними условиями: природно-географиче-скими, общественными, производственными, культурными и т. д. Внутренние условия школы – это учебные, материальные, санитарно-гигиенические, психологические и эстетические.

Система «школа» определяется взаимодействием субъектов и объектов педагогического процесса. Педагогические субъекты – это обучающие, т. е. администрация школы, учителя, воспитатели. Педагогический объект воспитания – это обучаемые, т. е. ученический коллектив, отдельные школьники. Очень важно, как указывают многие советские педагоги, что объекты воспитания, т. е. школьники, в свою очередь, могут иметь и оказывают определенное влияние на педагогов вследствие обратной связи, вызывая их регулирующие действия.

Движение, изменение характеризуют педагогический процесс, который, в свою очередь, рассматривается как двустороннее развитие субъектов и объектов воспитания, нацеленное на решение образовательных задач. Поэтому структурными элементами педагогического процесса являются не только и не столько сами педагоги и воспитуемые, а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты.

Эти характеристики являются универсальными для любого вида деятельности и взаимодействия, конечно, относится это и к педагогическому процессу.

Компоненты, характеристика и структура педагогического процесса

Педагогический процесс может быть:

Педагогический процесс носит, вместе с тем, определенную гуманистическую направленность, которая определяется потребностями развития общества, а также имеет основную цель – развитие личности. Кроме основной цели направленность учебно-воспитательного процесса определяет и другие более мелкие цели и задачи обучения и развития учащихся, а также содержание этого процесса.

Основополагающими содержательно-целевыми компонентами педагогического процесса являются цели и содержание педагогического процесса.

В педагогическом процессе также могут быть определены элементы сочетания внешних влияний на объекты и внутреннего отражения.

Такое взаимодействие является не хаотичным и стихийным, а определенным образом управляемым. Это управление взаимодействия субъектов и объектов называется организационно-деятельностной составляющей педагогического процесса. Но такое определение отражает лишь внешнюю сторону процесса.

Ученые и педагоги при изучении педагогического процесса указывают еще и на процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость, т. е. на внешние стороны.

Как отмечает М. А. Данилов: «Педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека» (Данилов М. А. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика, 1981). Делается акцент именно на «внутренней» стороне процесса в этом определении.

Таким образом, педагогический учебно-воспитательный процесс – это единство и взаимодействие процессов обучения, воспитания и развития. Суть его состоит в том, что происходит передача опыта старшими поколениями и усвоение того же опыта младшими поколениями через их общение, взаимодействие, что следует из необходимости удовлетворения потребностей современного общества.

Закономерности педагогического процесса

Базовым методологическим основанием для определения закономерностей в педагогике выступает диалектический системно-структурный подход, который предполагает последовательное выявление существенных, закономерных связей педагогической системы.

Для этого необходимо проанализировать различные виды связей.

1. Между общественными и педагогическими процессами.

2. Внутри педагогического процесса.

3. Между процессами обучения, образования, воспитания и развития.

4. Между процессами воспитания и самовоспитания.

5. Между процессами влияний субъектов воспитания.

6. Между задачами педагогического процесса и формами организации педагогического процесса.

Таким образом, проанализировав эти виды связей, можно определить следующие закономерности педагогического процесса.

1. Наличие потребностей и возможностей общества.

2. Наличие определенных условий, в которых протекает педагогический процесс (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).

3. Взаимосвязь процессов обучения, образования, воспитания и развития.

4. Необходимое единство действий всех субъектов воспитания.

5. Наличие отличительных особенностей задач воспитания, которые зависят от возрастных и других особенностей воспитываемых.

6. Необходимо наличие поставленных задач.

7. Определение методов и средств в соответствии с задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации.

8. Определение форм организации педагогического процесса в соответствии с задачами, содержанием, методами и средствами воспитания.

9. Необходимый учет внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса.

10. Наличие внутренних связей, при нарушении которых процесс обучения не достигает цели.

11. Наличие закономерности между преподаванием и учением.

12. Зависимость содержания обучения от его задач.

13. Определение методов и средств обучения в соответствии с задачами и содержанием.

14. Определение форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов.

15. Наличие необходимой взаимосвязи всех компонентов обучения приводит к достижению результатов, соответствующих поставленным целям.

Последний пункт как бы объединяет и соединяет в систему все предшествующие. В том случае, если учитель верно определит цели и задачи, содержание обучения, точно и четко выберет методы организации учебно-познавательной деятельности и контроля, проанализирует условия процесса и примет меры к его улучшению, тогда наверняка будут выявлены осознанные и эффективные результаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *