Структура публичного выступления

Структура публичного выступления

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

1. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое

Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное,обрубленное.Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление,заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслениюуслышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления,необходимым завершающим обобщением материала, формулировкойтеоретических и практических выводов.

Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.

2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.

3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

Планирование и тактика эпидейктической речи.

Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.

Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.

Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

1) За добродетель.

Величайшие из добродетелей:

— мужество; — благоразумие; — справедливость; — рассудительность; — мудрость; — великодушие; — бескорыстие; — щедрость;

— кротость и др. (Аристотель, «Риторика9quot;, книга 1)

Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

1. Учитывается «фактор адресата»Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.

Планирование и тактика аргументирующей речи.

Хотя в этой главе речь идет о структуре речи, хочется подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное деление работы над речью конечно же условно. Поэтому обращаем ваше вниманиенаочень важные моменты в создании аргументирующей речи.

Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует

· действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

· имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.

2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи.

Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).

5. Не подменять аргументы своим мнением.

6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувствупатриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Понятие, задачи и функции публичного выступления

Как уже было отмечено нами во введении к настоящей научной работе, публичное выступление — один из важнейших видов массовой коммуникации, высшая форма проявления ораторского искусства. Основным отличительным признаком, придающим данному виду речевой коммуникации особую значимость, выступает публичность, под которой подразумевается открытость, официальность и явность такого вида выступления. Стоит отметить, что, не смотря на то, что публичные выступления, как правило, дифференцированы по своей направленности, они всегда имеют одну общую цель — развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем апробации на практике различных риторических приемов. При этом такая апробация не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать выступление на публике как можно более комфортным для себя, что, во всяком случае, не исключает подготовки к публичному выступлению и его структурирования.

Итак, прежде всего, рассмотрим общее понятие публичного выступления. В толковом словаре С.И. Ожегова содержится следующее определение рассматриваемого термина: «публичное выступление — это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое»Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. — Режим доступа. www.slovari.ru. При этом такое выступление подразумевает установление двухстороннего контакта и без такового теряет свою сущность и смысл.

Основными признаками публичного выступления как особого вида речевой коммуникации (помимо свойства публичности) являются См. Халин, С.М. Методика публичного выступления. учеб. пособие / С.М. Халин. — Тюмень. Тюменский гос. ун-т, 2010. — С. 3.:

б) возможность использования различных способностей слушателей;

в) принципиально творческий характер устного выступления;

г) непосредственное живое общение оратора и аудитории;

д) эмоциональное воздействие выступающего на слушателей.

Каждый из указанных выше признаков придает рассматриваемому нами виду выступления специфичность, и выражает его сущность. В этом отношении следует сказать, что общее понимание термина публичного выступления непосредственно связано с его основными задачами, к которым, в частности, относятся См. Халин, С.М. — Указ. соч. — С. 4.:

1) развитие познавательной деятельности людей;

2) стимулирование положительных или критических установок слушателей по определенным вопросам;

3) формирование познавательных и иных интересов;

4) формирование творческого стиля работы и жизни;

5) стимулирование общественной и профессиональной активности;

6) ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и так далее (в зависимости от содержания конкретного выступления).

Помимо ряда общих задач публичное выступление всегда преследует какие-либо цели, и, в зависимости от этого, дифференцируется на различные виды. В зависимости от общих речевых целей публичного выступления, выделяют три его вида:

1. Информирующая речь. Целью такой речи является информирование аудитории о какой-либо проблеме или событии, а также их обсуждение с целью поиска истины. Также целью такого выступления может быть выражение оратором понимания и оценки какого-либо факта.

2. Аргументирующая (убеждающая) речь. Основной целью данного вида речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию.

3. Эмоциональная речь. Основными целями данного публичного выступления, как правило, выступают создание определенной психологической атмосферы, выплеск собственных эмоций оратора, а также непосредственно само публичное общение, приносящее удовольствие как оратору, так и его аудитории.

Все представленные выше виды публичного выступления обладают определенными специфичными чертами относительно их структуры и порядка построения, что необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи.

В заключение настоящего пункта хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных признаков, задач и целей является необходимым для оратора при подготовке к публичному выступлению в части его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно расположить специальные риторические средства в элементах ее структуры, соответствующих целям и особенностям конкретного публичного выступления.

Структура публичного выступления

Информация, которую оратор предлагает слушателям, обязательно должна быть структурирована, приведена в форму, удобную для изложения л удобную для восприятия.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении различают зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель– напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

Важнейшим условием, которому должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.

Для того чтобы достичь этого, структурные части выступления необходимо обозначать особыми словами либо технически (паузами, снижением тона).

Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с. теперь о. и наконец, о. в заключение отмечу, что. и др. Аналогично могут использоваться: во-первых. во-вторых. в третьих.

Исследования показали, что числительные как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо, и рекомендуется ими пользоваться. Отметим, однако, что больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. д. То же относится и к микротемам – оптимальное их количество три.

Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления ее давать? В конце XIX века Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого можно применять рамочную конструкцию построения выступления: Цель нашей лекции. Итак, мы установили, что. Этот способ подачи важной информации особенно хорошо работает в подготовленной аудитории. Важную информацию можно дать в перечислении: во-первых, во-вторых, в-третьих. это лучше работает в разнородной и неподготовленной аудитории.

Выступая в аудитории единомышленников, важную информацию эффективно давать в конце выступления, в нейтральной, незаинтересованной или критически настроенной аудитории – в начале выступления.

Приведем несколько типовых планов выступлений, которые предложил в своей книге Д. Карнеги – они могут пригодиться вам при подготовке небольших сообщений. Итак:

1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.

1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам надо для этого то-то и то-то. 3. Вы должны помочь по таким-то причинам.

1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

НАЧАЛО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-

тории, захватить ее внимание. Ф. Снелл писал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь».

П. Сопер, уделявший очень большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений. Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движение. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.

– Твой мул глух, – сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен.

— Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

— Сперва надо привлечь его внимание. Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

– Апелляция к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», – советует П. Сопер. Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в

которой. Вот висит портрет Ленина. Сегодня годовщина. Два месяца назад я выступал в этой же аудитории, и тогда. Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают. Сегодня утром в последних известиях сообщили и т. д. и т. п.

Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

– Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания» (с. 65).

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.

Он выделил «основные интересы» людей:

вопросы жизни и смерти;

Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как: патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.

«Групповые интересы», по П. Соперу – это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

«Злободневные интересы» – эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

«Конкретные интересы» – автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся.

Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.

Затроньте необычный факт, который показывает слуша-

телям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира?» – «Как? В каких?»

Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср. «Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим?» Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?».

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» (М. 1970, с. 17) приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления А. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». А. В. Луначарский начал свое выступление так:

«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!» И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России.

– Обращение к борьбе, конфликту.

Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что

задевает приключенческую жилку; «ищите конфликт: столкновение в борьба вызывают невольный интерес». Вспомните: люди охотно наблюдают за бытовыми конфликтами на улице, остановятся поглазеть на драку, пожар, аварию и т. д. Объявив в самом начале выступления о том конфликте или драматической ситуации, о которой вы намерены рассказывать, вы завоюете внимание аудитории. Стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью. – и аудитория сразу встрепенется» (П. Сопер, с. 137). Или еще вариант начала: «Ссоры между мужем и женой – обычное дело в семьях. Почему это происходит?» Или: «На днях я был свидетелем бурного конфликта в очереди. Из-за чего все началось. »

– Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки. Вместе с тем, в ней нет ни слова правды. »

Или: «Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот – «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране?»

– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно рассказать о своих переживаниях, ощущениях: «Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что. ». Другие возможные варианты «рассказа о себе»: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора. Недавно я прочитал, что. Однажды со мной произошел такой случай. Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик. и т. д.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал. »; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам. »; «Эйнштейну принадлежит очень любопытная фраза. » и т. д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко

заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

Начать можно так: «В XVIII веке при французском дворе был обычай. »; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века. »; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних пародов. «Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято. » и т.д.

– Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о. », «Сегодня утром в программе «Время деловых

людей» я услышал любопытное сообщение. »; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что. » и т. д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей обязательно будут люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже. » и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку». », «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал. » и т. д. Дополнительные подробности – когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает дополнительное притягивающее» действие.

– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-

лее конкретными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, «красиво».

– Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.

Есть и некоторые чисто «технические» способы захвата взимания:

— произнесение намеренно громкой фразы;

— произнесение фразы «чужим голосом»;

— совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на темы экологии (а лекцию об экологии аудиторию вынудили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!). Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (?!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло. А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка. Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!» Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. «Фигляр»,

сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, источников в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Из приведенного определения видно, что:

аргументация – это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

аргументация – это процесс, следовательно, нужно расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности.

То, что приводимые вами аргументы образуют систему и расположены в определенной последовательности, должно быть очевидно не только вам, но и вашим слушателям, то есть аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели аргументы восприняли. Таким образом, задача оратора – не только предложить некую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

Аргументы, которые приводит оратор, подразделяются на аргументы «за» и аргументы «против».

Ваши аргументы «за» должны убедить аудиторию в следующем:

— что они правдивы, опираются на авторитетные источники;

— что они доступны, просты и понятны;

– что они максимально близки установившимся в аудитории мнениям, представлениям о справедливости, чести, общественном идеале;

– что они отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что критикуемые вами позиции, точки зрения не обладают теми признаками, которые выделены выше для аргумента «за».

Для достижения целей аргументации необходимо пользоваться по возможности наиболее сильными аргументами. Сила аргумента – понятие относительное, так как она зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и многих других факторов – пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам относят обычно следующие: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных авторов, источников, показания очевидцев, статистические данные.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса в большинстве своем считается число «три»: один аргумент – это еще просто факт, на два аргумента – «во-первых, во-вторых» можно возразить – «во-первых, во-вторых», а на три аргумента это сделать сложнее. Третий аргумент – это третий удар; начиная же с четвертого аргумента аудитория, как уже отмечалось, воспринимает аргументы уже не как некоторую систему («первое, второе и, наконец, третье»), а как «много» аргументов; при этом не-редко возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает». Есть старая поговорка: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Так вот, «много» начинается с четвертого аргумента.

Существуют различные классификации способов аргументации. Обобщая их, можно говорить о следующих способах.

1. Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что в начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем —

менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

По такому принципу, например, будет построено заявление с просьбой помочь в решении квартирного вопроса: «Прошу обратить внимание на мое бедственное положение с жильем. Я живу. У меня. Прошу помочь мне».

Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она:

– позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются. Наблюдения показывают, что нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Необходимо также иметь в виду, что слабые аргументы при нисходящей аргументации, выглядят лучше, чем при других способах аргументации. Как отмечают Е. А. Юнина и Г. М. Сагач, «если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения «сильных» (а не как относительно независимые), то степень их «слабости» понижается и наоборот» (с. 95).

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

По такому принципу строится, к примеру, такое выступление: «Хорошо, мы посмотрим, кто окажется прав в конце концов. Мы уже имеем опыт. Мы создали организационные структуры. Нам удалось привлечь ведущих специалистов. Мы теперь точно знаем, что не надо делать. В общем, за одного битого двух небитых дают!»

Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

Данный способ аргументации эффективен в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории. Он дает эффект:

если атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать;

если мысль, которую надо обосновать, сложна;

если проблема для аудитории не является полностью решенной;

если аудитория сможет сделать самостоятельный вывод.

Культура публичного выступления

87.5. Типы публичного выступления

87.1. Структура публичного выступления

При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из 3 частей, которые в свое время были выделены Аристотелем (“Риторика9rdquo;): вступления, основной части и заключения.

Марк Квинтиниан, античный автор “Двенадцати наставлений о риторике”, выделил еще одну важную часть публичного выступления – обращение к слушателям. Его цель привлечь внимание к оратору, расположить аудиторию к оратору.

87.2. Вступление

Вступление – это первая, вводная часть публичного выступления. Основные цели вступления следующие:

  • вызвать интерес;
  • овладеть вниманием аудитории;
  • установить взаимопонимание и доверие;
  • подготовить аудиторию к восприятию речи

Вступление должно быть небольшим по объему. Обычно оно составляет 1/8 от всего времени выступления.

Формы вступления могут быть различны. Приведем несколько примеров:

  1. Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи.
  2. Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей.
  3. Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы.
  4. Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов.
  5. Задается риторический вопрос (т.е. вопрос, не требующий ответа).
  6. Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: “О времена! О нравы!”.
  7. Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи.
  8. Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории.
  9. Иногда для привлечения внимания используют “шоковую9rdquo; технику, т.е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы “от противного”

Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный оратор, что вряд ли Вы сможете сказать о чем-то новом или интересном.

87.3. Заключение

Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи).

Перечислим основные цели заключения :

  • суммировать сказанное, сделать выводы;
    • усилить интерес к предмету речи;
    • закрепить впечатление от речи.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно “закруглить9rdquo; речь. Главное требование к заключению: последняя “нота9rdquo; должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

87.4. Основная часть

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства. Типичные цели основной части выступления :

  • сообщить информацию;
  • обосновать свою точку зрения;
  • убедить аудиторию;
  • побудить слушателей к конкретным действиям.

Самые частые ошибки. допускаемые в основной части:

1) выход за пределы рассматриваемого вопроса (“вокруг да около”, но не по делу);

2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов;

3) перескакивание с одного вопроса на другой;

4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).

87.5. Типы публичного выступления

Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение) должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность. иначе говоря, изобретение (мысли) ограничивается конкретной аудиторией (уместность речи) и правильным соотношением в речи данного (известного) и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию “обрушиваются9rdquo; только новые факты, идеи, слушатели могут отключиться, устав, поэтому важно, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с легким.

Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Выделяются следующие типы речи:

Информирующая речь призвана прежде всего передать аудиторию новую информацию.

Основные виды информационных выступлений:

  • информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;
  • объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;
  • аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;
  • лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;
  • доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;
  • сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.

Общие правила подготовки информационного выступления:

  1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.
  2. Оно должно быть актуально для слушателей, т.е. интересно для них сейчас, в данный момент.
  3. Оно должно дать полную информацию.
  4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.
  5. Оно должно содержать несколько конкретных фактов.
  6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.
  7. Оно должно быть кратким.
  8. Четко переходить от одного пункта к другому.
  9. Не использовать много жестов.

10. Не говорить слишком эмоционально.

Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Общие правила подготовки похвальной речи:

Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.

Похвальное слово должно быть:

3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;

4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;

5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;

6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;

7) включать добрые пожелания на будущее.

Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).

Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (способы аргументации будут рассмотрены в следующей лекции)

Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов.

1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.

2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить9rdquo; на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать таких слов: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под. риторические вопросы: Можно ли предположить, что…. Не лучше ли признать, что…? и т.д.

Общие правила подготовки аргументирующего выступления:

  1. Использовать общие правила эффективной аргументации:
  • быть эмоциональным;
    • обращаться к жизненно важным фактам;
    • стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;
    • быть лаконичным;
    • ссылаться на авторитеты;
    • использовать цифры;
    • опираться на наглядность;
    • использовать юмор.
  1. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть различные точки зрения.
    1. Необходимо затрагивать вопрос истины: что правда, а что нет.
    2. словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.

Дата: 2010-05-22 11:04:35

Структура публичного выступления

Хороший оратор не думает о структуре своего выступления

Существует миф о том, что есть много разных структур выступлений. На самом деле, структура любого самого сложного выступления похожа на простой застольный тост.

Не верится? Сейчас рассмотрим подробнее.

Возьмём простой тост, который может быть сказан за новогодним столом:
— Дорогие друзья и родственники, собравшиеся за праздничным столом. Желаю нам всем в Новом Году счастья, здоровья, любви и, конечно, успехов. С Новым Годом!

И дальше следует звон бокалов с шампанским.

Сказано всего три предложения. Первое предложение — это вступительная часть. Второе предложение — это основная часть, а третье предложение — это заключение.

Всё оказывается очень просто, если сложное сделать простым.
По этому принципу строятся все выступления без исключения.

Презентация фильма в трёх предложениях:
— Дорогие зрители! — Это вступление.
— Сейчас вы просмотрите удивительную историю о человеческой судьбе, любви и преданности в исполнении лучших мировых звёзд кинематографа. — Это основная часть.
— Желаем вам приятного просмотра и надеемся, что фильм подарит вам незабываемые впечатления! — Это заключение.

Ещё раз о структуре выступления. Любое выступление состоит из трех основных частей: вступление, основная часть и заключение.

А теперь, зная это, вы можете растягивать во времени каждую часть выступления на столько, на сколько позволяет формат вашего выступления. Хотите, это будет одно предложение в течение пяти секунд, а хотите, это будет длинная речь в течение часа.

Вступление необходимо для того, чтобы поприветствовать публику, затем войти в разговор и настроиться на зрителей, и только потом переходить к основной части выступления. Вступление может быть в виде истории, интересного научного факта, ваших личных размышлений или воспоминаний.

Вступление не должно занимать слишком много времени, а то зрители подумают, что вступление и есть цель вашей публичной речи.

Основная часть — это то, ради чего вы выступаете. Что вы хотите? Рассказать о товаре, которым торгует ваша фирма, прорекламировать сеть супермаркетов, побудить людей отстаивать свои права, или вы преподаватель и читаете лекцию? Основная часть строится из того, какие задачи вы себе, как оратор, ставите, и какой результат хотите получить в итоге. Это могут быть взаимосвязанные истории, это может быть импровизация, когда вы рассказываете всё, что приходит вам в голову, это могут быть ответы на вопросы, в общем, всё что угодно. Основная часть — это то, что вы хотите рассказать слушателям.

Заключением может быть благодарность, интересная притча или история, резюмирующая ваше выступление. Это может быть реклама вашего товара и информация о месте и условиях, при которых можно приобрести товар.

Заключение — это выход из выступления и он обязательно должен быть запоминающимся. На заключение всегда нужно обращать особое внимание.

Вот, собственно, и вся структура любого выступления. Ничего нового придумывать не нужно. Когда я на своих тренингах рассказываю о структуре любого выступления, участники очень удивляются, что всё, оказывается, очень просто. Мы привыкли всё усложнять, а потом сами себя запутываем и, вдруг, осознаём, что находимся в незавидном положении и ещё долго ищем выход.

Понаблюдайте за тостами, ритуальными речами, тренингами, лекциями, митингами, в общем, за любыми выступлениями ораторов. Везде вы встретите одинаковую структуру: вступление, основная часть и заключение. Неважно, что это — торжественный концерт или новогодний тост из трёх предложений.

Мысли на заметку:
1. Структура любого выступления простая: вступление, основная часть, заключение.
2. В каждой части выступления может быть одно предложение, а может быть тысяча. Это решает оратор самостоятельно, но структуру нужно обязательно соблюдать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *