Субъекты административной ответственности

Субъекты административной ответственности.

Административной ответственности подлежат физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, в том числе должностные лица, а также организации.

Все субъекты административной ответственности могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).

Общим субъектом административной ответственности является совершеннолетний гражданин РФ. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин РФ, достигший возраста не 16, а 18 лет, так как лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.

Специальным субъектом административной ответственности является лицо, которое специально указано в качестве субъекта такой ответственности в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, например, нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора в бюджет может быть совершено только должностным лицом соответствующего банка или иной кредитной организации, который и будет являться специальным субъектом в данной ситуации. Никакое другое лицо помимо банка (кредитной организации) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.8 КоАП РФ, привлечено быть не может. Специальными субъектами являются водители, родители несовершеннолетних лиц, работодатели, таможенные брокеры и т.д.

Особыми субъектами административной ответственности являются те из них, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями. Особыми субъектами административной ответственности являются, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания, и т.п. КоАП РФ к категории субъекта административной ответственности «несовершеннолетние9quot; относит физических лиц в возрасте от 16 до 18 лет, привлекаемые к административной ответственности, которые имеют статус несовершеннолетних.

55.Административная ответственность юридических лиц.

Понятие юридического лица дано в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно п. 3 ст. 49 части первой ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Правила признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения установлены в ч. 2, 3 ст. 2.1 Кодекса. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В ч. 3–8 ст. 2.10 КоАП РФ установлены правила привлечения к административной ответственности юридических лиц и применения административных наказаний к юридическим лицам при их реорганизации.

В п. 1 ст. 57 части первой ГК РФ предусмотрены пять возможных форм реорганизации юридического лица – слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц; при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 59 части первой ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Юридические лица так же, как и физические, подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ или законами субъекта РФ об административных правонарушениях. В случае, если в административно-правовой норме не указано, что установленные нормы применяются только к физическим лицам или только к юридическому лицу, данные нормы распространяются как на физических, так и на юридических лиц.

2. Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности являются:

физические лица (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане);

Общий субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.

Специальный субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах — столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Особый субъект административной ответственности — только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.

Ответственность особых субъектов. Статья 2.5 Кодекса устанавливает ответственность за административные правонарушения, совершенные военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

За совершение административных правонарушений названные особые субъекты несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву — также в виде административного штрафа.

Такая особенность административной ответственности указанных особых субъектов была закреплена еще в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Общее правило, согласно которому отдельные категории государственных служащих за совершение административных правонарушений несут не административную, а дисциплинарную ответственность, обусловливалось наличием широкого круга дисциплинарных взысканий (в том числе материального характера), которые могли налагаться на указанную категорию лиц.

Необходимость привлечения этих лиц к административной ответственности за ряд правонарушений на общих основаниях в ранее действовавшем Кодексе обусловливалась специфичностью данных правонарушений и предусмотренными специфичными мерами государственного принуждения за их совершение: лишение специального права (управления транспортным средством, охоты), возмездное изъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями совершения правонарушений (ружей, других орудий охоты или добывания животных, предметов контрабанды) и т.д. Наложение данных административных взысканий по смыслу совершенных правонарушений было необходимо, а дисциплинарная ответственность таких специальных мер не предусматривала. В настоящее время на указанные категории государственных служащих возможно наложить любое административное наказание (кроме административного ареста). Этим нарушается логика права, определяющая принцип административной ответственности данной категории лиц. Невозможность наложения административного штрафа на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, объясняется лишь отсутствием у последних самостоятельных источников доходов, с которых его можно было бы удержать.

Законодательство РФ предусматривает еще ряд случаев особенностей административной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов, судей, работников прокуратуры и т.д.). Эти особенности закрепляются в различных законах РФ и не содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Указанное обстоятельство создает определенные трудности для правоприменителя.

Ответственность несовершеннолетних. Статья 2.3 КоАП РФ устанавливает общее правило, согласно которому административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В ряде случаев Кодекс предусматривает возможность привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних:

за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст.5.35 Кодекса);

за вовлечение несовершеннолетнего родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч.3 ст.6.10 Кодекса);

за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 Кодекса).

Ответственность должностных лиц. Одним из специальных субъектов административной ответственности являются должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в качестве специального субъекта ответственности лишь в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 Кодекса). Соответственно, во всех остальных случаях физические лица, являющиеся должностными лицами, несут административную ответственность как общие субъекты. Названная норма Кодекса в примечании к статье дает определение должностного лица для привлечения его к ответственности в качестве специального субъекта административной ответственности. Следует отметить, что это определение шире, чем определение должностного лица в административном праве в целом, поскольку охватывает не только государственных служащих.

Ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Статья 2.6 Кодекса определяет общее правило, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В этих случаях названные лица субъектами административной ответственности не являются.

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка. т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного.

Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя. которые принято разделять на две группы:

во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния;

во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания.

Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности. которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При совершении же ими серьезных. прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника полиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях. но опять же с определенными изъятиями.

во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях;

во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ).

Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что:

во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение. отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой;

во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания. чем для граждан;

в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания. в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам.

К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции ), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены. предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

Субъекты административной ответственности

Субъект административной ответственности, он же субъект административного правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Административная ответственность характеризуется неоднородным кругом субъектов с различным их правовым статусом — различным в смысле самого юридического режима их ответственности (возрастные, должностные и иные характеристики, определяющие признание лица субъектом ответственности; некоторые изъятия из общих правил ответственности и др.) Манохин В.М. Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник, 2-е изд. испр. И доп. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО, 2007. — 190.

Действующее административно-деликтное законодательство в целом сохраняет прежние известные до его новейшей кодификации подходы к регулированию субъектного элемента ответственности:

устанавливает две группы субъектов административной ответственности:

1) физические лица и 2) юридические лица (организации);

применяет для уточнения правил административной ответственности соответствующих субъектов категории общего, специального и особого субъекта.

Конструкция общих и специальных субъектов административной ответственности предполагает наличие у них признаков, соответственно входящих в состав либо каждого, любого правонарушения (признаки общего субъекта), либо только конкретного, именно данного правонарушения (признаки специального субъекта). Для привлечения, скажем, к ответственности за мелкое хищение, мелкое хулиганство либо стрельбу из оружия достаточным является соответствие физического лица признакам общего субъекта. Однако для административного наказания за большинство дорожно-транспортных правонарушений и, например, деяний, предусмотренных ч.1 ст. 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации и т.д.) или ч.2 ст. 20.16 КоАП (несанкционированное создание в организации службы безопасности), дополнительно требуется, чтобы лицо выступало соответственно в качестве водителя, организатора проведения незаконной демонстрации либо руководителя организации. В противном случае ответственность не наступит за отсутствием состава административного правонарушения: нет специального его субъекта.

Признаки общего субъекта административной ответственности применительно к физическому лицу — его возраст (16 лет) и вменяемость (ст.2.3, 2.8 КоАП). Для организаций общим признаком субъекта административной ответственности по смыслу положений КоАП и Гражданского кодекса признается наличие у них статуса юридического лица, возникающего с момента внесения записи о государственной регистрации организации в единый государственный реестр юридических лиц (ст.2.10 КоАП, ч.3. ст.49 и ч.2 ст.51 ГК РФ). Филиалы и представительства юридического лица, как и другие его производственные (цеха, фермы, склады и т.д.) или управленческие подразделения субъектами административной ответственности не признаются Признаки специального субъекта правонарушения связаны со служебной, трудовой, предпринимательской или иной деятельностью правонарушителей, их физическим состоянием и другими специальными требованиями. Эти признаки широко отражены в статьях Особенной части КоАП, но по отдельным специальным субъектам сформулированы и в его Общих положениях, например, по должностному лицу (ст.2.4).

Наряду с этим в законодательстве выделяются и такие характеристики субъектов правонарушения, которые не включаются в состав правонарушения, но по различным соображениям требуют установления для отдельных лиц особенностей административного наказания и процедур его применения. Речь идет о беременности, инвалидности, военной службе, службе в некоторых правоохранительных органах и других признаках особого субъекта административной ответственности. Так, административный арест по понятным мотивам гуманности исключен в отношении беременных женщин и некоторых других категорий граждан (ч.2 ст.3.9), а административный штраф по причинам специфики военной службы — в отношении военнослужащих, проходящих ее по призыву (ст.2.5).

В итоге круг субъектов административной ответственности представлен теперь в КоАП и законодательстве субъектов РФ следующим образом:

1. Общие субъекты: а) физические лица (вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и б) юридические лица (резиденты и нерезиденты вне зависимости от организационно-правовых форм).

2. Специальные субъекты — физические лица: а) должностные лица (представители власти и руководители, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах и организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях); б) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в иных организациях (несут ответственность как должностные лица); в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (несут ответственность как должностные лица); г) члены совета директоров коммерческих организаций; д) многочисленный ряд других различных специальных субъектов (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и приравненных к ним лиц), имеющих специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их обязательных или квалифицирующих (усиливающих ответственность) признаков: родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители, судоводители, пешеходы, пассажиры, свидетели, специалисты, переводчики, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, иммигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, частные детективы (охранники), председатели и члены избирательных комиссий, служащие биржи, должностные лица банков, кредитных организаций, отделений связи, государственных регистрационных и лицензионных органов, дисквалифицированные лица, руководители детских воспитательных учреждений и т.д.

3. Специальные субъекты — юридические лица — различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов правонарушений: избирательные объединения, средства массовой информации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, биржи, банки и иные кредитные организации, организации — получатели бюджетных средств и т.д.

4. Особые субъекты-физические лица: а) военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административной юрисдикции); б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица, выполняющие определенные государственные функции (имеют дополнительные процедурные гарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального обеспечения и административных наказаний); в) другие физические лица, наделенные невключенными в состав правонарушения особыми признаками их правового статуса, влияющими не на квалификацию деяния, а на материально-правовые и процессуальные особенности привлечения их к административной ответственности (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды I и II групп, иные лица).

5. Особые субъекты — юридические лица — организации-правопреемники реорганизованных в форме присоединения юридических лиц-правонарушителей, вместо которых первые (присоединившие юридические лица) несут административную ответственность (ч.4 ст.2.10) КоАП.

Характерной для Кодекса является новая тенденция к объединенному наименованию специальных субъектов административных правонарушений одним обобщающим термином, относящимся одновременно к гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и, соответственно, к должностным лицам последних — работодатель, землепользователь, пользователь воздушного пространства, эмитент, профессиональный участник рынка ценных бумаг, держатель реестра, перевозчик (при нарушении таможенных правил), рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель и т.д.

При всем многообразии в круге субъектов административной ответственности Кодекс и региональное законодательство об административных правонарушениях субъектами последних чаще всего признают три вида лиц: граждан, должностных лиц и организации.

Граждане этой категорией субъектов, если законом специально не оговорено иное, охватываются для целей административного наказания:

1) собственно граждане Российской Федерации (включая должностных и приравненных к ним лиц, так сказать, в быту, т.е. совершивших административные правонарушения вне связи со своей служебной или предпринимательской деятельностью) и 2) иные физические лица, пребывающие на территории России: иностранные граждане и лица без гражданства (при условии, что они не являются лицами должностными или приравненными к ним) Российское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М.И. — Москва, 2008. с. 163-164.

В указанном смысле граждане — это прежде всего те физические лица, которые совершили административное правонарушение вне рамок своей профессиональной, предпринимательской или служебной деятельности (например, мелкое хулиганство, стрельба из оружия или безбилетный проезд). Именно такое понимание термина «граждане» (в смысле субъектов административной ответственности) устойчиво сохранял прежний КоАП РСФСР, признававший ответственность отдельных «недолжностных» субъектов административных правонарушений только как ответственность специальных субъектов, не относящихся ни к гражданам, ни к должностным лицам, например, работников организаций торговли и общественного питания (ст.147 КоАП РСФСР).

Новый КоАП сохранил те же подходы к пониманию категории «граждане» по бытовым, непроизводственным правонарушениям. Однако в отличие от КоАП РСФСР новый КоАП закладывает совершенно иное толкование термина «граждане», когда речь идет о составах правонарушений, которые могут быть совершены и в быту, и в профессиональной деятельности. Смысл предписаний КоАП в таких случаях следующий: понятием «гражданин» охватывается и гражданин вне его связи с соответствующей трудовой деятельностью, и гражданин, таковую осуществляющий в рамках рядовой (не властно-должностной) профессиональной деятельности. Формулировки многих статей Особенной части КоАП РФ подтверждают этот новый расширительный подход законодателя. Так, за разглашение информации с ограниченным доступом КоАП определяет ответственность только лиц, получивших доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, однако в санкции состава (ст.13.14) субъектами ответственности признаны граждане и должностные лица. Ясно, что в данном случае (как и в массе иных ситуаций) КоАП под гражданами для целей административной ответственности предполагает и граждан-работников (служащих-специалистов, служащих технических исполнителей, а также рабочих), не являющихся лицами должностными.

Должностные лица как специальные субъекты административных правонарушений подлежат по сравнению с гражданами повышенной административной ответственности. Эта линия законодателя отчетливо просматривается из сравнения предельных размеров административных штрафов, установленных для граждан и должностных лиц: для последних штрафная ответственность — «двойная», а за отдельные правонарушения — и более значительная (ч.3 ст.3.5). Причина тому — в специальном должностном статусе, включающем властные функции, использование (как и не использование) которых в связи с правонарушением, разумеется, усиливает его общественную вредность.

Понятие «должностное лицо» дается Кодексом в варианте признаков, максимально приближенном к уголовно-правовому толкованию того же понятия (примечания к ст.2.4 КоАП, ст.285 УК). Круг должностных лиц охватывает представителей власти и руководителей государственной (в т. ч. — военной) и муниципальной систем органов и организаций (предприятий и учреждений), их структурных и производственных подразделений.

Этот перечень КоАП конкретизирует в статьях Особенной части, прямо предусматривающей ответственность в качестве специальных субъектов отдельных административных правонарушений таких лиц, как: должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий и комиссий референдума (вплоть до Председателя Центральной избирательной комиссии РФ) — за правонарушения в сфере законодательства о выборах (ст.5.21, 5.24, 5.25); должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления — за действия, направленные на незаконное ограничение свободы торговли (ст.14.&); должностные лица государственных или муниципальных органов — за невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности (ч.1 ст.17.1); должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, предоставление земельных участков, водных объектов — за нарушения соответствующего законодательства (ст.14.25, 19.9) и т.д.

Кроме того, конструкции ряда составов административных правонарушений сформулированы таким образом, что соответствующее противоправное деяние по смыслу закона может быть совершено прежде всего лицами, действующими от имени государственно-властных структур и органов местного самоуправления. Так, воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, снятие номерных знаков, а также применение иных, не предусмотренных КоАП мер административного принуждения (ст.12.36), предполагает в первую очередь действия и ответственность за них представителей власти, в т. ч. — сотрудников органов внутренних дел.

Регулирование в Кодексе, а также в новейших законах субъектов РФ ответственности за административные правонарушения представителей государственных органов и органов местного самоуправления следует рассматривать как важный шаг в становлении гражданского общества и правового государства. Это — свидетельство прямой реализации принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от должностного положения и иных обстоятельств (ст.1.4).

Термином «должностные лица» помимо названных субъектов Кодекс для целей административного наказания охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица — субъектов, приравненных к должностным лицам.

В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных (т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями) коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющих организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции (т.е. опять-таки — руководителей, но не «первых лиц», а их заместителей, начальников структурных и производственных подразделений организаций). Во-вторых, к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей. И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного, хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности. Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичны административным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности Веремеенко И.И. Административное право. Учебник — М. Юристъ 2009г. с. 355.

Общее в административной ответственности должностных и приравненных к ним лиц, помимо повышенных размеров штрафных санкций, состоит в следующем:

1) их ответственность наступает за деяние «в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей», что одновременно составляет административное правонарушение. Это требует выяснения конкретных служебных функций и полномочий, возложенных на лицо законодательством, иными нормативными актами, включая локальные (должностные инструкции и т.д.) для недопущения нарушений соответствующих норм и правил в деятельности органа, организации, предпринимательской структуре;

2) действие (бездействие) должностных и приравненных к ним лиц имеют две формы выражения: а) должностное лицо лично нарушило какое-либо из правил, например, воспрепятствовало под каким бы то ни было предлогом явке в суд народного или присяжного заседателя либо законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст.17.5, 17.8) или б) подчиненные должностного лица по причине его ненадлежащего контроля за ними, неправильной организации их работы и т.д. нарушили правила, за соблюдение которых должностное лицо несет ответственность — например, нарушение требований пожарной безопасности, правил гражданской обороны, требований режима чрезвычайного положения, правил и норм по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.4-20.7);

3) административная ответственность должностных и приравненных к ним лиц не исключает их параллельной дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения;

4) привлечение к административной ответственности может иметь многосубъектный характер, т.е. по такой часто предусматриваемой или подразумеваемой санкциями статей КоАП схеме: «первый» руководитель — подчиненный руководитель (ответственный за соответствующий участок работы) — рядовой работник (не должностное лицо как непосредственный исполнитель противоправного деяния) — само юридическое лицо. Значительно реже КоАП определяет односубъектный вариант наказания, указывая на конкретное должностное лицо, функционально ответственное за нарушения тех или иных правил и норм, например: ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — при неправомерном их выпуске на линию (ст.12.31), капитаны судов — за невыполнение правил ведения судовых документов (ст.8.16) и др.

Юридические лица. По законодательству Союза ССР административная ответственность признавалась только в отношении физических лиц. Природа штрафных и других административно-правовых санкций, применявшихся в то время к организациям за правонарушения в сфере ценообразования, стандартизации и т.д. законодательством расценивалась иначе — «финансовые санкции», «экономические санкции», «ответственность в административном порядке» и т.д. Санкции эти под режим правил КоАП РСФСР не подпадали, регламентировались на подзаконном (чаще — ведомственном) уровне, причем с процессуальной точки зрения весьма недостаточно.

Новое российское законодательство, отражая потребности экономического реформирования страны, пошло по другому пути. Необходимость регулирования и контроля процессов переходной многоукладной экономики обусловило принятие, начиная с 1991 г. целого ряда законов, предусматривающих административную ответственность организаций. Она получила распространение, например, в природоохранительном, земельном, антимонопольном законодательстве, в законодательстве в области строительства, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования атомной энергии. Практически повсеместно институт административной ответственности юридических лиц стал использоваться и региональным законодателем Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. — Тюмень: 2008. с. 211-212.

Бесспорным достижением нового КоАП следует признать приведение им материальных и процессуальных правил административной ответственности юридических лиц в единую систему на базе новых концептуальных решений общего характера (конструкция вины юридических лиц, об ответственности при их реорганизации и др.).

Организации обозначены КоАП в качестве субъектов ответственности по половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП юридические лица — не субъекты ответственности (по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского учета). Во всех других случаях организации широко представлены в регулируемом Кодексом механизме административного наказания. Распространена административная ответственность юридических лиц и в новейшем региональном законодательстве. Чаще всего ответственность юридического лица за конкретные составы правонарушений сочетается с ответственностью других субъектов (должностных лиц и граждан-работников организации). Имеются, однако, и составы правонарушений, по которым организация признается единственным субъектом правонарушения, например, за заключение с дисквалифицированным лицом контракта (договора) на управление юридическим лицом (ч.2 ст.14.23), нарушения банковского законодательства (ст.15.26) др.

В чем же смысл административной ответственности организаций, если их противоправные деяния всегда представляют неправомерные действия (бездействия) руководящего и иного персонала? В том, что персонал этот обслуживает собственника юридического лица (акционеров, иностранного инвестора, членов кооператива и т.д.). Воздействовать же на собственника с помощью штрафных и других санкций, налагаемых лишь на виновный персонал организации, будет по многим правонарушениям просто неэффективным — ни с позиций штрафной «компенсации» реально причиненного вреда, ни с позиций их предупреждения в дальнейшем. По таможенным, экологическим, имущественным, иным предпринимательским, как и другим административным правонарушениям требуется реагирование другое, их характеру более адекватное. Оно состоит — в усиленной ответственности самого юридического лица, точнее — его собственника, который управленческими, финансовыми, контрольными, кадровыми и другими мерами не обеспечил функционирование своей коммерческой и иной деятельности таким образом, чтобы исключить административные правонарушения со стороны всех вовлеченных в нее должностных и недолжностных лиц Административное право: Учебное пособие. Овсянко Д.М. — М. Юристъ, 2008. с. 231-232.

административная ответственность презумпция законность

Правила административной ответственности организаций, помимо сказанного об их объективной вине и наличия статуса юридических лиц, состоят в следующем:

1) закрепленный в КоАП принцип равенства субъектов административных правонарушений перед законом применительно к юридическим лицам означает, что они подлежат ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и других обстоятельств (ч.1 ст.1.4). Это означает, что субъектами административной ответственности признаются и российские (резиденты), и иностранные (нерезиденты) юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные (частные, кооперативные и т.д.) структуры;

2) перечень административных наказаний, применяемых к юридическим лицам, ограничен предупреждением, административным штрафом, возмездным изъятием и конфискацией орудий или предметов совершения административных правонарушений (ч.2 ст.3.2);

3) все правила Общих положений КоАП, а также его процессуальных глав (разделы 111-У) применимы и к юридическим лицам, если в соответствующей статье не оговорено иное, либо по ее смыслу она относится лишь к физическим лицам (ч.2 ст.2.10). Так, смягчающими административную ответственность обстоятельствами могут быть признаны для юридических лиц предотвращение вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение вреда, однако не могут для них считаться таковыми, например, раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризует сознательно психическое отношение правонарушителя к содеянному;

4) последующая (после совершения правонарушения) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение) не исключает административной ответственно; ответственности за деяние: она переходит по правопреемству на вновь возникшее или присоединившее юридическое лицо и т.д. (ч.3-8 ст.2.10);

5) на административную ответственность юридического лица за правонарушение не влияет, привлекается ли за его совершение к административной и даже к уголовной ответственности физическое лицо (ч.3 ст.2.1).

Таким образом, субъект административной ответственности, он же субъект административного правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Административная ответственность характеризуется неоднородным кругом субъектов с различным их правовым статусом — различным в смысле самого юридического режима их ответственности (возрастные, должностные и иные характеристики, определяющие признание лица субъектом ответственности; некоторые изъятия из общих правил ответственности и др.).

Устанавливается две группы субъектов административной ответственности:

1) физические лица и 2) юридические лица (организации);

§ 3. Субъекты административной ответственности

Административной ответственности подлежат физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, в том числе должностные лица, а также организации. Согласно п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение последнего к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать их фактический характер и противоправность либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния.

По общим правилам законодательства об административной ответственности субъектами административной ответственности являются все лица, которые могут быть к ней привлечены за совершение административных правонарушений. К ним относятся как физические, так и юридические лица.

Все субъекты административной ответственности могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).

Общим субъектом административной ответственности является совершеннолетний гражданин РФ. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин РФ, достигший возраста не 16, а 18 лет, так как лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.

Специальным субъектом административной ответственности является лицо, которое специально указано в качестве субъекта такой ответственности в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, например, правонарушение, предусмотренное ст. 15.8 КоАП РФ, а именно нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет может быть совершено только должностным лицом соответствующего банка или иной кредитной организации, который и будет являться специальным субъектом в данной ситуации. Никакое другое лицо помимо банка (кредитной организации) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.8 КоАП РФ, привлечено быть не может. Специальными субъектами являются водители, родители несовершеннолетних лиц, работодатели, таможенные брокеры и т.д.

Особыми субъектами административной ответственности являются те из них, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями. Особыми субъектами административной ответственности являются, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания, и т.п. КоАП РФ к категории субъекта административной ответственности «несовершеннолетние9quot; относит физических лиц в возрасте от 16 до 18 лет, привлекаемые к административной ответственности, которые имеют статус несовершеннолетних. Особенностями привлечения к административной ответственности несовершеннолетних являются следующие:

— с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими нормативными актами в этой сфере (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ);

— к ним не может применяться административное наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

— само несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении наказания (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

— несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ);

— при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ);

— о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ);

— об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Понятие «должностное лицо» закреплено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, под которым следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное <1009gt;.

<1009gt; Статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012).

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера). К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица <1019gt;.

<1019gt; См. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М. Проспект, 2011 (7-е издание).

Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 примерно указывает, какие функции следует считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными <1029gt;. В соответствии с п. 3 указанного Постановления организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

<1029gt; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (ред. от 23.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 4. 2000.

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод о том, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а под административно-хозяйственными полномочиями понимается управление вещами.

Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться в нормативных правовых актах, утверждающих положения об органах исполнительной власти, в соответствующих административных регламентах по выполнению функций органов исполнительной власти, в должностных регламентах и служебных контрактах. Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

К должностным лицам могут относиться не только государственные и муниципальные служащие органов публичной власти, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут повышенную административную ответственность по сравнению с гражданами.

Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть КоАП РФ.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ «индивидуальные предприниматели». «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица». Это не значит, что разработчики КоАП РФ приравняли по статусу индивидуальных предпринимателей (и иных указанных в примечании лиц) к должностным лицам, а лишь означает, что они посчитали возможным применять к совершившим административные правонарушения предпринимателям санкции той же степени тяжести, что и к должностным лицам.

В то же время ответственность индивидуальных предпринимателей как должностных лиц наступает лишь в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ не предусмотрен иной порядок ответственности. Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики указал по этому поводу следующее:

«Как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, по общему правилу индивидуальные предприниматели за совершенные ими правонарушения несут административную ответственность в пределах санкции, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, если законом не установлено иное.

Если же совершенное административное правонарушение не связано с осуществлением лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, предпринимательской деятельности, то наказание ему должно назначаться исходя из санкции, предусматривающей административную ответственность граждан» <1039gt;.

<1039gt; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г. // СПС "КонсультантПлюс9quot;.

Особенности административной ответственности военнослужащих и некоторых других в данном случае приравненных к ним лиц предопределены тем, что на них распространяется действие дисциплинарных уставов, и за многие административные правонарушения они несут не административную, а дисциплинарную ответственность.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву) <1049gt;.

<1049gt; Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) // СЗ РФ. N 22. 01.06.1998. Ст. 2331.

Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях только за правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4, частью 5 статьи 19.8 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ. За все остальные предусмотренные КоАП РФ правонарушения военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Другими особенностями административной ответственности военнослужащих и приравненных к ним лиц является то, что:

— к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста;

— к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административное наказание в виде административного штрафа.

Особыми субъектами административной ответственности являются также иностранные граждане и лица без гражданства. Особенности статуса иностранных граждан и лиц без гражданства проявляются при привлечении их к административной ответственности. Частью 3 ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Это касается и вопросов привлечения их к административной ответственности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, — административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции РФ. Это определено соответственно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) и ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.). К административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей, а также на полномочных представителей международных организаций универсального характера.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ <1059gt; КоАП РФ дополнен ст. 2.6.1 "Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств". Выделение собственников (владельцев) транспортных средств в отдельную группу особых субъектов административной ответственности - это вынужденная мера законодателей, поскольку в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами связи административного правонарушения законом установлены существенные особенности их привлечения к административной ответственности.

<1059gt; Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4007.

Соответственно ст. 28.6 была дополнена частью 3 следующего содержания: «3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления».

При этом административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого в соответствии с ч. 3.1 ст. 4.1 «должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса».

Кардинальные изменения внесены в ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой презумпция невиновности «не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» <1069gt;. Внесение указанных дополнений позволяет привлекать владельцев транспортных средств к административной ответственности без рассмотрения дела об административном правонарушении, с оформлением окончательного решения по делу путем вынесения постановления по делу без участия лица, в отношении которого было возбуждено данное дело. После получения постановления владелец транспортного средства обязан уплатить административный штраф не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В противном случае владельца транспортного средства могут привлечь к административной ответственности как не уплатившего административный штраф в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ <1079gt;. В случае несогласия с принятым решением о вынесении постановления согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ владелец имеет право на его обжалование в течение 10 суток со дня получения копии постановления. При этом на основании ч. 2 ст. 2.6.1 "собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц". Соответственно, владелец транспортного средства вынужден самостоятельно в каждом конкретном случае доказывать свою невиновность в совершенном административном правонарушении. Такими обстоятельствами могут быть крайняя необходимость, неисправность технических средств, зафиксировавших правонарушение, ошибка при внесении данных в постановление, поддельные регистрационные знаки и др. которые законодатель не учитывает в КоАП РФ.

<1069gt; См. Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4007.

<1079gt; "1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток".

Законодатель обосновал необходимость внесения таких поправок крайне плохой ситуацией, складывающейся на автомобильных дорогах России, огромным количеством аварий по вине водителей, в том числе со смертельным исходом.

Фактически в данном случае законодатель отошел от принципа презумпции невиновности, провозглашенного в ст. 1.5 КоАП РФ. В противоположность норме, изложенной в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, в данном случае бремя доказывания отсутствия вины возлагается на собственников (владельцев) транспортных средств. Это не значит, что КоАП РФ в настоящее время допускает ответственность без вины (объективное вменение), просто в данном случае вина собственника (владельца) транспортного средства предполагается. Рассматривая более широко анализируемые нововведения КоАП РФ, можно предположить, что в дальнейшем законодатель пойдет по пути отмены презумпции невиновности и для составов правонарушений в других областях общественных отношений (напр. в области налогов и сборов, таможенного дела и др.) <1089gt;.

<1089gt; См. Лапин А.В. Лапина М.А. Об отмене презумпции невиновности за административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ, в случае их фиксации специальными техническими средствами // Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: Статьи и доклады VIII Междунар. науч-практ. конф. Москва, 23 мая 2008 г. / Под ред. Н.В. Тихомировой, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М. Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Субъектами административной ответственности являются юридические лица. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статья 2.10 КоАП РФ указывает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности тех юридических лиц, которые административное правонарушение не совершали, но являются правопреемниками юридических лиц, такие нарушения допускавших (случаи реорганизации юридических лиц). В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГК РФ предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которые учтены в ст. 2.10 КоАП РФ. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Во всех указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

При этом следует учитывать норму ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ — назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот. Таким образом, должностные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекаются к административной ответственности независимо от того, назначено наказание данному юридическому лицу или нет.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в связи с этим указал в своем Постановлении от 24 февраля 2004 г. N 13894/03, что ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения. Поэтому протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников <1099gt;. В качестве обоснования такого вывода Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что на основании ст. 28.2 КоАП РФ протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица. Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Кодексом допускается оформление одного протокола в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривается оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц. В силу упомянутых выше правил никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица.

<1099gt; См. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 13894/03 по делу N А19-6866/03-26 Протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников (Вестник ВАС РФ). 2004. N 7.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица также не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

В настоящее время к административной ответственности может быть привлечено любое юридическое лицо, в том числе и имеющие такой статус органы государственной власти и местного самоуправления. Между тем в административно-правовой литературе справедливо указывается на необходимость закрепления специального иммунитета указанных лиц, поскольку, не установив такой иммунитет, законодатель допустил серьезный просчет в подходах к самому существу административной ответственности. По справедливому высказыванию Ю.С. Адушкина, привлечение органов публичной власти, обладающих статусом юридического лица, «создает «тавтологическую9quot; схему ответственности государства перед государством» <1109gt;.

<1109gt; См. Адушкин Ю.С. Субъекты административной ответственности: новеллы и проблемы реформированного КоАП РФ // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы административной ответственности в России: Сб. статей. Н. Новгород, 2002. С. 89.

В российском законодательстве имеются существенные особенности привлечения юридических лиц к ответственности за налоговые правонарушения. По действующему законодательству субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются исключительно должностные лица организации (например, руководитель, главный бухгалтер) <1119gt;. Юридические лица привлекаются к ответственности за нарушение норм налогового законодательства в соответствии с НК РФ. Привлечение организации в качестве юридического лица к налоговой ответственности не освобождает от административной ответственности за аналогичное правонарушение виновное физическое лицо (должностное лицо), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица (должностного лица) не освобождает от налоговой ответственности за данное правонарушение само юридическое лицо.

<1119gt; См. Кизилов В.В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. С. 19.

К особой категории субъектов административной ответственности в налоговой сфере относятся налоговые органы. ФНС России, обладая статусом юридического лица и являясь уполномоченным органом государственного управления в области налогов и сборов, относится к субъекту управления или управляющему субъекту. От имени юридического лица — налоговых органов субъектами управления являются должностные лица налоговых органов, одновременно обладающие административно-правовым статусом государственного гражданского служащего. Именно должностные лица налоговых органов, осуществляя налоговые проверки, принимают решения о наличии или отсутствии события налогового правонарушения. В случае неправомерности такого решения налогоплательщик (объект государственного управления в области налогов и сборов или управляемый субъект правоотношения в налоговой сфере) вынужден тратить силы, время и средства на доказывание неправомерности решения налогового органа. В НК РФ имеется, по сути, бланкетная норма, содержащаяся в ст. 35 НК РФ «Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц», а именно ч. 3 ст. 35 НК РФ устанавливает, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники указанных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации <1129gt;. Однако в КоАП РФ отсутствуют конкретные виды правонарушений должностных лиц именно налоговых органов, за которые предусмотрена административная ответственность.

<1129gt; См. ст. 35 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012).

Наиболее приемлемой статьей КоАП РФ, позволяющей квалифицировать правонарушения в налоговой сфере, совершаемые должностными лицами налоговых органов, является ст. 19.1 «Самоуправство9quot; <1139gt;. Однако про административную ответственность ничего не сказано в Законе РФ "О налоговых органах Российской Федерации" <1149gt;. Статьей 12 данного Закона установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Безусловно, следует поддержать мнение ученых, утверждающих, что именно административная ответственность должна стать основным инструментом воздействия на государственных служащих налоговых органов в случае невыполнения ими своих обязанностей, предписываемых законодательством <1159gt;. К административным проступкам, за которые может быть привлечено к ответственности должностное лицо налогового органа, можно отнести следующие виды правонарушений: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ); непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ); заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9 КоАП РФ); самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ) <1169gt;.

<1139gt; Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей (ст. 19.1 КоАП РФ).

<1149gt; Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 21.11.2011) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 11.04.1991. N 15. Ст. 492.

<1159gt; См. Курилюк Ю.Е. Ответственность должностных лиц налоговых органов // Налоги (журнал). 2008. N 4.

<1169gt; См. Кизилов В.В. Обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов: Анализ действующего законодательства России. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006.

Тема 2.3. Понятие и содержание административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов

§ 3. Субъекты административной ответственности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *