Судебная власть в российской федерации

Судебная власть в Российской Федерации

1. Понятие судебной власти

3. Принципы судоустройства

Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная власть – это не орган или должностное лицо, а выполняемая функция. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.

Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности, в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:

· осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

· полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;

· осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

· подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;

· правоприменительный характер: суд не издает законов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;

· исключительность, т.е. не допускается возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта;

· полнота власти выражается в законодательно закрепленных широких полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных.

Спецификой судебной власти является установленный законом порядок деятельности при осуществлении правосудия. Этот порядок строго регламентирован. Главной целью этого является обеспечение законного, обоснованного и справедливого решения.

Виды судебного производства:

1. Уголовное судопроизводство – регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ.

2. Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных судам, — регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

3. Гражданское судопроизводство – регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ.

4. Арбитражное судопроизводство – регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ

5. Конституционное судопроизводство – регламентируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от12 июля 1994 г. №1-ФКЗ.

Судебная система России строится на основе следующих принципов судоустройства страны:

1. Принцип законодательной регламентации судоустройства страны выражается в том, что судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской федерации», 1996 г. № 1-ФКЗ.

2. Принцип единства судебной системы обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми судами правил судоустройства, установленных федеральным законом;
  • применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования судов из бюджетов.

3. Принцип вертикальной связи однородных судов выражается в том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды связаны между собой организационно и функционально.

4. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, а функциональные – законодательством о судопроизводстве.

5. Российская судебная система построена с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства и деления страны.

К судоустройству России относится и вопрос о судебных инстанциях.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее какую-либо функцию, связанную с разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений.

Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу (уголовному или гражданскому). Содержание и пределы компетенции устанавливаются действующим законодательством.

Суд второй инстанции (кассационный) – эту функцию осуществляют судебные коллегии судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов. Кассационная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных решений судов первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу (в арбитражных судах, вступивших в законную силу).

Апелляционная инстанция – введена Законом «Об арбитражных судах в РФ» от 25 апреля 1995 г. Это новое, повторное рассмотрение арбитражного дела, не вступившего в законную силу, тем же арбитражным судом в коллегиальном составе судей. Апелляционная инстанция введена также в судах общей юрисдикции Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г.

Апелляционное рассмотрение дела в судах общей юрисдикции должен осуществлять районный (городской) суд. Апелляционный суд является вышестоящим по отношению к мировому судье.

Надзорная инстанция – проверка законности, обоснованности и справедливости приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Надзорными инстанциями являются:

· президиумы судов среднего звена общей юрисдикции;

· коллегии и Президиум Верховного Суда РФ;

· для военных судов надзорной инстанцией является президиум окружного (флотского) суда, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ;

· для арбитражных судов РФ – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорной инстанции – это проверка законности, обоснованности и справедливости всех видов судебных решений, вступивших в законную силу, а также возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По гражданским и арбитражным делам производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств обычно осуществляется теми же судами, которые вынесли проверяемое решение.

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охрана от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Специфическое положение суда в системе органов государства дает возможность выделить ряд характерных признаков, отличающих правосудие от других форм государственной деятельности.

1. Правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции).

Из этого принципа судебной деятельности следует, что в Российском государстве ни один орган или общественная организация, кроме суда, не правомочны разбирать судебные дела.

2. Правосудие осуществляется только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд в особом порядке осуществляет правоохранительную функцию государства с целью восстановления нарушенной законности, охраны прав и интересов государства, организаций и граждан.

Уголовные дела в связи с совершенными преступлениями возбуждаются прокурорско-следственными органами и после проведения расследования передаются в суд для разбирательства их по существу. Суд в приговоре осуждает или оправдывает лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Гражданские дела возбуждаются, как правило, заинтересованным лицом – истцом, который предъявляет в суд иск к ответчику, нарушившему права и интересы истца. Суд удовлетворяет иск или отказывает в нем полностью или частично.

3. Правосудие носит правоприменительный характер и осуществляется независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним.

Подзаконность судебной деятельности составляет отличительную черту правосудия и вместе с тем является принципом организации и деятельности суда. Она состоит не только в осуществлении судебного рассмотрения дел в соответствии с законодательством, но и в применении к конкретным фактическим обстоятельствам норм уголовного, гражданского и других отраслей материального (в отличие от процессуального) права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле, а нормами уголовного права – преступный характер деяния в уголовном деле.

Следовательно, суд своими актами не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей у заинтересованных лиц, а в уголовном деле – о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.

Подзаконность судебной деятельности, не допускающая произвольного судейского усмотрения и решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.

4. Правосудие осуществляется в процессуальной форме .

Судебная деятельность связана с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, необходимостью обеспечения их прав при участии в деле. Все это служит гарантией вынесение законного и обоснованного решения. Поэтому деятельность суда по разбирательству дел (гражданских, уголовных и иных) строго регламентирована процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие осуществляется в определенном законом порядке – в форме судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, разбирательство и разрешение гражданских дел регулируется гражданским процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса. Суд обязан не только сам соблюдать предписания закона, но и обеспечить их соблюдение всеми лицами, участвующими в деле (подсудимым и государственным обвинителем, защитником, истцом, ответчиком и их представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками и др.). Нарушение норм процессуального законодательства может привести к вынесению неправосудного решения, а следовательно, к отмене его вышестоящим судом.

Процессуальная форма правосудия существенно отличает последнее от работы любых других государственных органов. Деятельность суда и всех участников судопроизводства тщательно и всесторонне урегулирована процессуальным законодательством, протекает в строго определенной форме. Процессуальное законодательство разрешает заинтересованным лицам участвовать в судебном разбирательстве дела и наделяет их широкими процессуальными правами, используя которые они активно защищают свои законные права и интересы.

Процессуальным законодательством регламентирована и часть судебного разбирательства дела, связанная с анализом материалов и доказательств. Процессуальный закон, в частности, предусматривает источники, средства судебного доказывания, виды доказательств, порядок изучения, анализа и оценки их по внутреннему убеждению судей, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом и судейским правосознанием. Это обеспечивает такую процедуру судебного исследования материалов дела, которая дает суду возможность разобраться в преступлении или гражданско-правовом споре и установить объективную истину по делу.

5. В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет государственное принуждение, предусмотренное законом .

По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление. Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд тем самым применяет к нему определенную меру государственного принудительного воздействия в пределах санкций уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется и в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает соответственно ответчика либо истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения, к добросовестному исполнения обязанностей.

Из сказанного следует, что применение принуждения составляет основную и конечную цель судебной деятельности. Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.

Изложенные понятия и признаки правосудия со всей определенностью отличают его от других форм государственной деятельности – законодательной, исполнительной, прокурорского надзора.

В соответствии с российским законодательством о судоустройстве деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленных в Конституции общественного и государственного строя России, ее политической, экономической и социальной систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и законами;

прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений, общественных организаций.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Назовите три подсистемы федеральных судов

2. Что такое звено судебной системы

3. Какие суды входят в систему судов общей юрисдикции

Тема 2. Судебная власть в российской федерации

2.1. Понятие и признаки судебной власти

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти.

Второй признак– судебная власть принадлежит только судам

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

2.2. Суд как орган судебной власти

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости).

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона «о Конституционном Суде РФ».

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

2.3. Судебная система

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

/ Конспект лекций по ГиМУ / тема 6 Система органов гос.упр / 4. Судебная система / Судебная власть

4. Судебная власть Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной является самостоятельной и независимой сферой публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть, полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в судебной системе государства. В настоящее время в судебную систему Российской Федерации входят суды трех категорий:

— обычные суды (суды общей юрисдикции и военные трибуналы);

конституционные (уставные) суды.

Так, в судебную систему на территории Тульской области входят Тульский областной суд, Тульский областной арбитражный суд, городские и районные суды.

Высшими судебными органами Российской Федерации являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ принимаемых и действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ.

В состав Конституционного суда РФ входят 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий каждого – 12 лет.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд РФ .

Арбитражные суды наделены специальной подсудностью, осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

2) между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о несостоятельности, банкротстве организаций и граждан. Поэтому арбитражные суды имеют и другие названия: хозяйственные, торговые.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам является Верховный суд Российской Федерации

Все суды Российской Федерации относятся к федеральным органам государственной власти. Это означает, что они выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации, а не субъекта России или ее отдельного района или города. Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной, как, например, в США, где функционируют одновременно и единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата.

Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. В то же время есть два исключения из этого положения.

Во-первых, каждый субъект Российской Федерации может создавать свой конституционный (или уставный) суд (в зависимости от статуса субъекта РФ) для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов государственной власти субъекта РФ, правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (или уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции или устава субъекта РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ, поэтому их финансирование идет из бюджета субъекта РФ.

Во-вторых, в 1998г. в России был возрожден институт мировых судей. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Субъекты РФ своими законами определяют должности мировых судей, порядок их деятельности и размеры судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка.

Обеспечение заработной платой мировых судей и социальных выплат является расходным обязательством Российской Федерации, поэтому осуществляется из федерального бюджета. А материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации

Мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

— уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда;

— прочие дела в соответствии с федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» №188-ФЗ от 17 декабря 1998г.

Конституционное право

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право — юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Виды избирательных систем
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление — одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Судебная власть в российской федерации

Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем

Судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть, действуя наряду с другими ветвями власти, является самостоятельной и действует независимо от них.

Совокупность судебных органов (судов) образует судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия тесно связаны. Судебная власть невозможна без судебных органов (судебной системы), поскольку она в ином случае превратилась бы в чистый лозунг, декларацию. Наличие же только системы судебных органов еще не означает, что в государстве есть судебная власть.

О самостоятельности судебной власти

Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Такое взаимодействие имеет много конкретных проявлений. Законодательная власть издает законы, на основе которых действуют исполнительная и судебная ветви власти, участвует в формировании органов каждой из них. Так, Федеральное Собрание РФ посредством федерального конституционного закона учредило судебные институты, выстроило иерархию судебных органов, определило их компетенцию. Судебная власть в свою очередь может влиять на власть законодательную, прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет признавать законы, акты исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции и в силу этого утратившими юридическую силу. Такое право судебной власти, по мнению некоторых исследователей, поднимает авторитет суда в определенном смысле выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может «отменить» решение этого органа, а тот не может «отменить» решение суда.

Взаимоотношения судебной и исполнительной ветвей власти более многообразны. Ряд органов исполнительной власти постоянно взаимодействуют с судами. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судебных кадров и др. Судьи высших судов назначаются законодательной властью по представлению Президента РФ, а все другие федеральные судьи — самим Президентом. При этом в отборе судей участвует не только Президент, но и судебная власть, поскольку глава государства осуществляет свой выбор из кандидатур, представленных председателями высших судов на основании заключений квалификационных коллегий судей разного уровня.

Взаимоотношения судебной власти с Президентом РФ и Правительством РФ включают в себя и контроль за конституционностью и законностью актов главы государства и Правительства, актов федеральных и региональных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод граждан, а также участие Конституционного и Верховного Судов РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности в силу ст. 93 Конституции РФ. Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Однако ни законодательная, ни исполнительная ветви власти не могут вмешиваться в деятельность судебной власти. Политические партии, другие общественные объединения также не вправе ни вмешиваться в деятельность судебной власти, ни оказывать на нее влияние. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой, поскольку главную роль в парламенте играют депутаты, являющиеся представителями политических партий, от исполнительной власти, которая также участвует в политике и поддается политическому давлению со стороны партий, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Положение ветви судебной власти в России в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой — это сравнительно слабая власть, потому что не опирается на непосредственную поддержку избирателей (как власть законодательная); судебная власть не имеет силовых механизмов (как исполнительная). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения.

Основные задачи судебной власти: (1) обеспечение и защита от нарушений нрав, свобод и законных интересов человека и гражданина; (2) решение возникающих в обществе конфликтов и споров на основе закона; (3) контроль за законностью актов органов государственной власти и должностных лиц; (4) применение мер юридической ответственности за виновные противоправные деяния. Другими словами, она призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества. Именно осуществление правосудия (только судом, как подчеркивает Конституция РФ) и отличает судебную власть от законодательной и исполнительной.

Статья 1 Закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Как уже отмечалось, носителем судебной власти в Российской Федерации является совокупность судебных органов, образующих судебную систему. В судебной системе России нет четкого разделения на федеральную судебную систему и судебные системы субъектов Федерации. Тем не менее, единая судебная система включает в себя: (1) федеральные суды; (2) суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: (1) Конституционный Суд РФ;

(2) система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; (3) система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ: федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся: (1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ: (2) мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации.

Структура судебной системы

Судебная система состоит из нескольких специализированных судебных подсистем, или юрисдикций.

1. Суды конституционной (уставной) юрисдикции. к которым относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Эти органы судебной власти можно назвать одним из обязательных атрибутов современного правового демократического государства. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным Судом РФ системы, каждый из них независим от другого, действует на своем правовом поле.

Установление системы органов государственной власти в субъектах РФ российская Конституция относит к компетенции самих субъектов. Такая система устанавливается ими самостоятельно — в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами, закрепленными федеральным законом. В то же время судоустройство — предмет исключительного ведения Федерации. Право субъектов РФ учреждать конституционные (уставные) суды было закреплено Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ, который установил, что эти органы судебной власти создаются на основании законов субъектов Федерации за счет собственных бюджетных средств с целью осуществления нормоконтроля и толкования конституций (уставов) субъектов Федерации 1 Будучи провозглашены конституциями и уставами 58 субъектов Российской Федерации, реально эти органы созданы и функционируют лишь в 15 из них. Такая ситуация, по существу, свидетельствует о массовом неисполнении норм конституций (уставов) субъектов Федерации. См. Петренко Д.С. Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации (современные правовые проблемы и перспективы): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2007. С. 3. Сложившаяся федеративная система органов государственной власти России, основанная на принципе разделения властей, «не оставляет сомнений в необходимости конституционной юстиции не только в лице Конституционного Суда РФ, но и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации» 2 Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. № 9. С. 126.

2. Суды общей юрисдикции (по гражданским, уголовным, административным и иным делам) включают в себя: (а) районные суды, рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции и являющиеся вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к мировым судьям; (б) верховные суды республик, краевые (областные) суды, других субъектов Федерации (в том числе суды городов федерального значения), являющиеся вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, а также рассматривающие дела в первой инстанции и в порядке надзора. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ.

3. Суды арбитражной юрисдикции — судебные органы по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Арбитражные суды относятся к числу специализированных судов. Их система выступает гарантией хозяйственной самостоятельности предприятий, невмешательства государства в их деятельность, развития предпринимательства, охраны интересов предпринимателей, способствует достижению баланса интересов отдельных предпринимателей с интересами общества в сфере экономики. Создание системы арбитражных судов стало одним из важнейших направлений судебной реформы в Российской Федерации.

Систему арбитражных судов составляют: (1) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возглавляет систему арбитражных судов; (2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) 3 Судебный округ каждого из них охватывает, как правило, несколько субъектов Федерации. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ: (3) арбитражные апелляционные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; (4) арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти

Важную роль в образовании судебной системы играют конституционные принципы организации и деятельности судов и гарантии правосудия в Российской Федерации.

Раскрывая содержание конституционных принципов организации и деятельности судебной власти, следует назвать:

  1. принцип независимости, автономности судебной власти;
  2. открытость и гласность судебного разбирательства;
  3. равенство всех перед судом, свободный доступ к правосудию;
  4. состязательность и равноправие сторон и др.

1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти. Судебная власть возлагается на совокупность судебных органов, каждый из которых разрешает конкретные дела самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, руководствуясь при этом исключительно Конституцией РФ и законом. На практике это означает, что судьи оценивают представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают соответствующие решения, основываясь на своем внутреннем убеждении и основывая свои решения на законе. В то же время судебная деятельность подчинена довольно строгим правилам, которые являются для судов обязательными. Это выражается в следовании таким принципам, как равенство граждан перед законом и судом, право на защиту, презумпция невиновности и др. С другой стороны, законодательно установлен запрет государственным органам, должностным лицам, депутатам и другим субъектам права вмешиваться в осуществление правосудия судами. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Реальные предпосылки независимости суда коренятся в надлежащем уровне материально-технического обеспечения судов, судей и других работников судебной системы. Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124). До появления этой конституционной нормы суды финансировались за счет местных бюджетов, что создавало условия для их подчинения местной исполнительной власти.

2. Открытость и гласность судебного разбирательства выступают как средство общественного контроля за правосудием. Все процессуальные действия (кроме процедуры совещания судей при вынесении приговора или решения) совершаются, как правило, открыто во всех судах общей юрисдикции, в арбитражных судах, в Конституционном Суде РФ, конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.

Конституция РФ предусмотрела, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Так, ГПК РФ, формулируя принцип гласности судебного разбирательства, говорит о возможности разбирательства в закрытых судебных заседаниях по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина (ч. 1 ст. 10 ГПК РФ).

Гласность, открытость судебного разбирательства выступают важнейшим показателем демократизма судопроизводства, так как именно таким образом обеспечивается доступ к правосудию, возможность следить за ходом рассмотрения дела, распространять сведения об увиденном и услышанном в СМИ или другим способом.

3. Судебная власть основывается на принципе равенства перед законом и судом. который означает, что все граждане в одинаковом порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут привлекаться к суду органами судебной власти на равных условиях. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, расовой, национальной, политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим основаниям (ст. 7 Закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Исключения из приведенного правила предусмотрены Конституцией РФ, устанавливающей неприкосновенность и основания ответственности Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также судей. Такие исключения не являются привилегиями, а «имеют публично-правовой характер и служат публичным интересам, являются гарантиями осуществления этими лицами общественно полезных функций, профессиональной деятельности в интересах всех членов общества».

Равенство перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов, в отношении всех действуют принцип равных оснований юридической ответственности, единые процессуальные правила, всем сторонам, участвующим в деле, предоставляются равные гарантии их прав.

Участие граждан в отправлении правосудия выступает одновременно и как принцип судопроизводства, и как одно из конституционных прав человека и гражданина, закрепленное ст. 32 Конституции РФ. Граждане могут участвовать в отправлении правосудия как народные, присяжные и арбитражные заседатели, как общественные обвинители и общественные защитники. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. Конституция РФ устанавливает в отношении судебного разбирательства принцип состязательности и равенства сторон (ч. 3 ст. 123). Этот принцип означает, что стороны вправе представлять суду доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, отводы и т.д. Так, функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. В уголовном процессе функцию обвинения в судебном разбирательстве дела представляет одна сторона — прокурор, общественный обвинитель, потерпевший; а функцию защиты — другая сторона — защитник, подсудимый, его законный представитель (ст. 15 УПК РФ); в гражданском процессе стороны представлены гражданским истцом (или его представителем) и гражданским ответчиком (или его представителем). В процессуальном смысле противоборствующие стороны равноправны.

Функция разрешения дела отделена от сторон и принадлежит суду. Судья до того, как будет вынесено решение по делу, обязан выслушать стороны, получить их возражения, отводы и т.д. Суд, как установлено УПК РФ, не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления принадлежащих им прав.

Принцип состязательности получил развитие в постановлениях Конституционного Суда РФ, который еще до принятия УПК РФ 2001 г. при рассмотрении ряда дел выносил решения, фактически лишающие суды не свойственных им обвинительных функций. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. указано, что на суд возлагается задача осуществления правосудия. Конституция РФ не относит к его компетенции уголовное преследование, в частности, возбуждение уголовных дел.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Судебная власть в Российской Федерации

«Российская Академия Правосудия»


(г. Краснодар)

Студент 1 группы 3,5

091 формы обучения

  • Содержание
  • 1.Судебная власть в РФ
  • 2. Схема системы органов государственной власти РФ
  • 3. Задача
  • 4. Список литературы
  • 1. Судебная власть в РФ

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль-ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ч. 4ст.4).

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение;

прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование;

изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснован-ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан-ции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижесто-ящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения, опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной «Судебная власть», не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы суд.

Судебная система — совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос-сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

2. Схема системы органов государственной власти РФ

3. Кто из нижеперечисленных граждан не может избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления:

— признанные судом недееспособными;

— подозреваемые в совершении тяжкого преступления;

— военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте;

— содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

— находящиеся на лечении в психиатрическом стационаре.

В соответствии со статьей п. 3 ст.32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

2. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской Федерации (от 31.12.96)

3. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94)

4. Е.И. Козлова О.Е Кутафин Конституционное право России. Юрист, М 2000г.

5. М. Баглай Конституционное право Российской Федерации. Юрист, М 1999г.

6. Наздратенко Е. Единая судебная система // Российская юстиция,

7. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Г и П, 1996, №6.

Подобные документы

Общая характеристика судебной системы Российской Федерации. Признаки судебной власти. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти. Организация судебной власти в России. Проблемы в деятельности судебной власти: перспективы и пути решения.

курсовая работа [795,6 K], добавлен 17.04.2014

Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Место судебной власти в системе органов государственной власти. Принципы построения судебной системы. Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда. Правовой статус судей.

курсовая работа [92,6 K], добавлен 17.06.2014

Характеристика судебной власти по Конституции Российской Федерации, конституционные принципы осуществления правосудия. Гарантии независимости судебной власти. Судебная система Российской Федерации.

дипломная работа [193,0 K], добавлен 14.12.2008

Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации. Понятие судебная власть. Структура судебной системы Российской Федерации. Верховный суд как высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

курсовая работа [25,5 K], добавлен 31.10.2008

Понятие и основные признаки судебной власти, различные подходы к ее определению. Особенности и структура судебной системы Российской Федерации, ее законодательное регулирование. Порядок создания и упразднения судов. Правовой статус и назначение судей.

контрольная работа [48,4 K], добавлен 14.11.2010

Рассмотрение особенностей развития современной судебной системы в Российской Федерации. Определение роли третьей власти в системе разделения властей. Изучение порядка образования, состава, компетенции Конституционного и Высших судов Российской Федерации.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 16.04.2015

Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей. Организация судебной власти. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей. Конституционные принципы правосудия.

контрольная работа [39,9 K], добавлен 07.12.2008

Понятие и основные принципы судебной власти. Конституционные основы судебной системы, статуса судьи и судебного толкования законов. Формирование общих конституционных начал об организации и деятельности государственной власти и ее судебной составляющей.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 18.07.2014

Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей государственной власти и признаки, прямо вытекающие из закона. Основа построения судебной системы – Конституция РФ. Значение принципа национального языка судопроизводства Российской Федерации.

контрольная работа [330,2 K], добавлен 07.03.2015

Понятие судебной системы Российской Федерации, ее единство и независимость. Структура судебной системы, ее регулирование законодательством России. Основные виды судов. Полномочия судебной власти. Конституционно-правовой статус судей Российской Федерации.

реферат [45,5 K], добавлен 22.04.2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *